Пофигизм как гигиеническая система

Александр Бурьяк
Александр Бурьяк
Пофигизм как гигиеническая система


                "Всё к лучшему в этом лучшем из миров."

                Вольтер ("Кандид").

                "Спокойствие! Только спокойствие!"

                Астрид Линдгрен ("Малыш и Карлсон").

  Разработаны ВСЯКИЕ гигиенические системы. В одних системах
акцент делается на одном, в других -- на другом. Акцент ведь не
может делаться сразу на всём, что полезно: не в этом суть акцен-
та.
  Каждому индивиду надо подбирать для себя гигиеническую систему,
которая отвечает потребностям и возможностям его организма и аде-
кватна внешней ситуации, в которой этот индивид находится. А ещё
гигиеническая система индивида должна ему ДАВАТЬСЯ: быть для него
приятной и посильной (работа над собой должна быть в радость).
  Пофигизм -- гигиеническая система, в которой акцент делается на
сохранении внутреннего спокойствия, что, конечно, не исключает
таких мероприятий, как чистка зубов, промывание носоглотки и т.
п. Но если приходится выбирать между, скажем, чисткой зубов и
сохранением спокойствия, то профигист выбирает спокойствие: он
считает, что для его организма, для его психики это важнее. Бла-
годаря в основном спокойствию пофигистом достигаются такие вещи,
как...
    - нормальное кровяное давление;
    - здоровое сердце;
    - хорошая работа желудка;
    - полноценный сон.

  Признаки (и достижения) пофигиста:
    - внешнее спокойствие;
    - довольный вид;
    - неторопливость;
    - малоконфликтность, компромиссность;
    - малообщительность (люди -- источник беспокойств);
    - малонинициативность.

  Любимые пословицы пофигиста:
    - тише едешь -- дальше будешь;
    - семь раз отмерь, один раз отрежь;
    - работа -- не волк, в лес не убежит;
    - нет худа без добра (на самом деле бывает, но редко).

  Своих конкурентов пофигист в основном не душит, и не "подстав-
ляет", а ПЕРЕСИЖИВАЕТ и ПЕРЕЖИВАЕТ: они мрут от перенапряжения,
взаимно убиваются (на престижных автомобилях или просто так) и т.
д., а он только посмеивается и смазывает себе физиономию и руки
[пофигистским] гигеническим кремом.

  Пофигизм -- это звучит гордо. По сути пофигизм -- это прорыв на
следующую ступень самоорганизации личности: на ту, где индивид
уже в состоянии управлять своими напряжениями и успешно избегать
внешних беспокоящих факторов. Если ты многовато беспокоишься,
значит, ты не доразвился, не доработал над собой.

  Как пофигист достигает благотворного пофигистского спокойствия.
Он...
    - напоминает себе, насколько спокойствие важно для здоровья,
      долголетия, хорошего соображения, выживания; 
    - избегает неприятностей (устраивается так, чтобы их было
      поменьше), уклоняется от всего, что может перенапрячь без
      крайней необходимости;
    - относительно легко решает возникающие проблемы, пользуясь
      развитой технологией решения проблем (см. тему "Проблемо-
      логия");
    - сосредоточивается на приятно-полезном;
    - просто отвлекается на что-то небеспокоящее (или беспокоя-
      щее значительно меньше);
    - саморефлексирует: изучает ситуации, в которых "срывался",
      и принимает меры для того, чтобы избегать повторения "сры-
      вов";
    - мониторит себя: если что-то становится не совсем хорошо с
      кровяным давлением, сердцем, желудком, сном и/или настрое-
      нием (может быть, не со всем сразу!), значит, где-то пошёл
      перенапряг и надо принимать против него срочные меры;
    - не лечится от чего-нибудь там, возникающего из-за перена-
      прягов, а меняет образ жизни так, чтобы "само прошло" и
      больше не повторялось.

  Пофигист напрягается лишь настолько, насколько это требуется
для решения проблем, от которых не получается уклониться. И он
предпочитает недонапрячься, чем перенапрячься.
  Надо стараться не путать пофигизм с безответственностью и жлоб-
ством.
  Пофигист бережёт себя не просто так, но, среди прочего, и для
Родины: мало ли что; может, и он пригодится -- даже такой (или
ИМЕННО такой), какой есть.

                *  *  *

  Спокойствие -- необходимое (но, увы, не достаточное) условие
здравости (= адекватности) рассуждений. То есть, это обязательный
компонент мудрости. Так называемый мудрец -- всегда пофигист. Но
пофигист -- не всегда мудрец (зато он наверняка на пути к мудрос-
ти).

                *  *  *

  Пофигизм и страхи.
  Если оценивать поведение пофигиста по проявлениям его пофигиз-
ма, то оказывается, что в общепринятых понятиях пофигист выглядит
довольно большой трус и перестраховщик (не рвётся ведь в бой!),
но ему всякие такие оценки, разумеется, пофиг. И если всё же
уточнять, то пофигист как раз НЕ БОИТСЯ или хотя бы боится не
сильно, потому что именно страх -- одна из тех вещей, от которых
пофигизм должен избавлять -- и таки избавляет. И если пофигист
не стремится [умереть] рисковать за Родину, это у него не от тру-
сости, и даже не от пофигизма, а от неуважительного отношения к
плохо организованному обществу и его любителям (хорошо устроив-
шимся за чужой счёт), от бережного отношения к себе, такому ум-
ному и внутренне гармоничному, и от любви к жизни в её лучших
проявлениях. Где много пофигистов, там мир, порядок, дружба наро-
дов, подлинный прогресс и вообще благодать.
  Пофигизм как гигиеническая система есть мощнейшее средство
обеспечения своего здоровья и выживания, а не боевых и трудовых
подвигов. А главное, это средство -- доступное. Скажем, умником
стать очень трудно, тогда как пофигизм посилен почти всем. Но,
разумеется, пофигизм РАЗНОГО качества: у умников он всё же по-
адекватнее будет.
  Всегда будут желающие попользоваться вами (а то и израсходовать
вас подчистую) посредством ваших эмоций. Так вот, с пофигистами
такой номер не проходит: пофигистам их эмоции почти пофиг (и по-
фиг изощрённо-проникновенные доводы манипуляторов), а на первом
месте -- спокойствие и расчёт ради сохранения своего организма.
  Работа со страхами -- основное в пофигизме, поскольку, как пра-
вило, именно они -- основной источник беспокойств.
  Отношение к страхам в пофигизме дифференцированное и тонкое:
ведь, с одной стороны, надо использовать мобилизующую силу стра-
хов в целях активизации и эффективизации поведения, а с другой
стороны, страхи не должны быть избыточными, разрушающими психику
и организм.
  Пофигист лелеет [поливает, окучивает и пропалывает] свои стра-
хи, но он же их и подстригает, чтобы не разрастались.
  Выделяются следующие уровни страха:
    - признание наличия некоторой опасности;
    - лёгкое опасение;
    - серьёзное опасение;
    - панический страх.

  Пофигист позволяет себе только первые два уровня, преимущест-
венно первый, да и то не на ночь глядя.

  Основные области действия страхов:
    - личное здоровье;
    - дети, семейство вообще;
    - работа;
    - агрессивные индивиды, психически ненормальные,
      лица с преступными наклонностями;
    - репрессивная деятельность государства;
    - стихийные бедствия, глобальная катастрофа;
    - опасные и вредные техногенные факторы окружающей
      среды.

  Как пофигист справляется со страхами:
    - выделяет им оптимальное время: не перед сном, а где-нибудь
      в первой половине дня;
    - относится к ним внимательно: разбирается с их подсказками
      до того, как возможные опасности усугубятся;
    - защищает себя и свою семью: много работает над обеспечением
      здоровья и безопасности, но без излишеств; отвлекается от
      страхов на деятельность, к которой они должны побуждать;
    - ценит и защищает своё спокойствие как ключевой фактор в
      достижении качественной работы интеллекта над вопросами
      выживания;
    - оптимистичает: если уж ОН, пофигист, с какой-то угрозой не
      справится, то с ней не справится никто;
    - верит в свою везучесть, в основном обеспеченную соответст-
      вующей настройкой психики, а не какими-то таинственными со-
      впадениями событий.

  Деятельность, на которую пофигист отвлекается от своих страхов:
    - создание всяких "стратегических запасов";
    - выстраивание "линий обороны" (положил верёвочку, складной
      ножик и дежурную туалетную бумажку в карман куртки -- вот
      уже и ЧТО-ТО на нехороший случай);
    - развитие и укрепление своего организма;
    - воспитание своего семейства в правильном духе;
    - смотрение специфического кино: "боевиков", "детективов",
      "про войну" и т. п. (там зачастую художественная "правда
      жизни", а не только надуманная чепуха).

                *  *  *

  Пофигизм и ненависть.
  Пофигист вполне сознаёт, что [большинство] значительная часть
попадающихся ему на глаза человечков заслуживает того, чтобы их
... эээ... элиминировали как разрушителей биосферы и источник не-
нужных беспокойств для пофигиста, но ему пофиг и это. Пусть эли-
минируют друг дружку сами (чем они нередко и занимаются).
  Пофигист и избегает стычек, и не стремится выйти победителем в
каждой из них, если они всё же случаются (а без них ведь никак).
Точнее, он стремится, конечно, но не очень сильно: не считает за-
зорным отступить -- по примеру ряда блистательных полководцев.
Побеждать -- это, разумеется, приятно, но ещё приятнее быть целым
и невредимым и видеть себя хладнокровым, дальновидным, толковым.
  У пофигиста -- реально установка [на "мёртвые пусть сами хоро-
нят своих мертвецов"] на то, чтобы подлецы квасили друг дружку
сами, а он только будет сидеть на берегу реки и замечать краем
глаза их трупы, эпизодически проплывающие мимо. Потому что смот-
реть он будет не на них, а на прекрасные пейзажи.
  В этом проявляется не только лень (кстати, отличное пофигистс-
кое качество), но также расчёт: как ни старайся, всенепременно
хоть где-то однажды ошибёшься, а в случае, скажем, драки это
означает, что либо выбьют тебе зуб и т. д., либо отправишься ты,
такой успешный, в бега или в тюрьму, а радоваться спокойной жизни
уже будут за тебя другие.
  Сломать какой-нибудь мрази челюсть внезапным ударом -- это, ко-
нечно же, приятно и почётно, но вдруг её сломают тебе?! Пофигисту
такое уже не пофиг (не всё ведь пофиг даже пофигистам).
  Пофигизм -- это не только гигиеническая система, но и в некото-
ром смысле система самообороны без оружия.
  Пофигист не вытирает на себе чужих плевков (ну, фигуральных:
реальных можно не выдержать: [впасть в ярость и т. д.] заплакать
от досады, что при свидетелях пырять ножиком нельзя): он под
плевки не подставляется. А если они всё же иногда до него долета-
ют, то таки да, вытирается, но это военная хитрость: пусть плевун
увлечётся плеваниями, нарвётся на такого же плевуна, и они пока-
лечат один другого. Или в своих любимых автомобилях побьются: их
менталитетик к этому очень даже располагает.

                *  *  *

  Пофигизм и совесть.
  Путь пофигиста -- это путь уклонения от страданий. В данном
смысле пофигист противоположен мазохисту. Пофигизм -- это, можно
сказать, гигиеническое обеспечение гедонизма.
  Нет у тебя совести -- и прекрасно: одним источником неприятнос-
тей меньше. Совесть у тебя есть, но шевелится слабо -- это тоже
неплохо: всё равно она зачастую ошибается. Или сегодня ты дума-
ешь, что она права, а лет через десять у тебя меняется мнение.
  Пофигист попрекает кого-то отсутствием совести разве что в по-
лемически-издевательских целях.
  Пофигист живёт не по совести, а по радости. Если его радует
делание добра другим людям, а радоваться больше нечему, то он это
добро делает. Правда, он, будучи человеком неглупым, понимает,
что отличение добра от зла -- дело нередко сложное, так что
усердствовать в добрых делах -- это опасно и для тебя, и для тех,
на кого ты эти дела обрушиваешь.
  Совесть -- это всего лишь инстинкт, туповатый, как все инстинк-
ты. Она старается что-то подсказать, но не всегда по делу и каче-
ственно. Скажите: будете ли вы бездумно следовать рекомендациям
туповатых людей, к тому же рекомендациям не вполне внятным и не
аргументированным? А почему тогда в ситуации с совестью должно
быть иначе? Над совестью надлежит быть соображалка. Соображалка
создаёт МОРАЛЬ -- набор представлений о том, какое поведение по
отношению к другим людям является правильным, а какое -- нет (ну,
у кого-то она создаёт, но большинство человечков всего лишь берёт
что-то готовенкое, расхожее (= в основном дурацкое), потому что
эффективно думать о сложных вещах всё равно не в состоянии). Со-
ображалка зачастую тоже ошибается, даже у пофигиста. Но пофигист
это знает и соответственно учитывает -- в свою, разумеется, поль-
зу (чтобы не причинить ненароком беспокойства другим людям). Если
он обнаруживает свои ошибки, то умеренно кается и проводит работу
над этими ошибками, только и всего. Можно ведь ошибаться и в вы-
явлении ошибок, так что нет смысла сильно драматизировать резуль-
таты своего анализа.

                *  *  *

  Пофигизм и неудачи.
  Пофигист уверен в том, что благодаря своему пофигизму и своему
вышесреднему общему психическому развитию (которому он этим пофи-
гизмом и обязан) ...
   - он так или иначе в целом заведомо успешнее подавляющего
     большинства других людей (кроме пофигистов, конечно: эти --
     мощные конкуренты);
   - он, может быть, даже успешнее тех непофигистов, которые счи-
     таются у них наиболее успешными; точно замерять успешность
     ведь всё равно не получается;
   - он становится от неудач только крепче, пофигистее;
   - он так или иначе вряд ли сможет уверенно разобраться, неуда-
     ча ли это на самом деле (почти ж нет худа без добра).

                *  *  *

  О различии между пофигистом и жлобом: жлобу чихать на ЧУЖИЕ
интересы, а пофигист не позволяет чихать на СВОИ. Ему пофиг, что
кому-то это позарез надо или кто-то просто не прочь на них мимо-
ходом чихнуть. Пофигист -- по сути борец со жлобством. У других.
Но и у себя тоже: если ты считаешься с разумными интересами дру-
гих людей, то у тебя меньше конфликтов с этими людьми и соответ-
ственно меньше беспокойства от них. Как говаривал [на досуге]
Бенито Хуарес, уважение к чужому праву -- это мир.

                *  *  *

  Пофигизм и трудовые усилия.
  Пофигист не горит на работе, но и за чужие спины не прячется
(кроме разве что трудогольских спин: почему не оказывать людям
любезности, особенно если просят?).
  Причин негорения на работе, как правило, много:
    - сгоришь сегодня -- не сможешь работать завтра;
    - сгоришь -- выбросят: заменят кем-то другим, свеженьким, ещё
      способным к горению;
    - начнёшь гореть -- станут подбрасывать тебе дровишек (трудо-
      вых заданий);
    - будешь гореть -- ослабишь способность видеть лес за деревь-
      ями, нахомутаешь со стратегией и в итоге проиграешь;
    - отдых (перерывы в работе) -- существенная часть технологи-
      ческого процесса, время прихода идей, время восстановления
      сил для трудовых подвигов, которые могут внезапно понадо-
      биться позрез; меньше делаешь -- больше возможностей для
      думания о том, что и как делать и (главное!) зачем;
    - даже если ты не работаешь, работает твоё подсознание (ну и
      пусть себе работает: оно, как правило, не мешает);
    - зачастую надо ещё выянять, та ли это работа, которая дейст-
      вительно нужна: возможно, лучше бы делать какую-то другую
      работу или и вовсе не делать ничего: само утрясётся и т.
      д.;
    - природная среда и без того сильно страдает от трудовых уси-
      лий человеков, а человеки вдобавок избыточно -- и во вред
      своему здоровью -- избыточно употребляют избыточные резуль-
      таты своего избыточного труда;
    - меньше делаешь -- больше возможностей для поиска другого,
      менее напряжного и более денежного места работы;
    - выгонят -- не катастрофа: лучше быть безработным, но здоро-
      вым, чем работать на медицину (но пофигиста, как правило,
      не выгоняют, потому что его результаты -- в среднем не на-
      много худшие, а то и лучшие, чем у трудоголиков, потому что
      даже яму копать можно с умом);
    - выгонят -- настрадаются: придётся брать менее опытного, ме-
      нее сообразительного (пофигизм ведь -- в основном от сооб-
      разительности), а может, напорются на ещё большего пофигис-
      та (а то ещё на карьериста, интригана, склочника и вора);
      да и приём на работу -- это лишние хлопоты, а любителей
      трудностей не очень много и среди начальства.

  Пофигист -- по сути борец за права трудящихся, за более ком-
фортные условия работы, тогда как трудоголик -- эквивалент
штрейкбрехера.
  ПОнятное дело, у "работодателей" -- своя трактовка пофигизма
(но реальным пофигистам она, разумеется, пофиг): у них пофигист
-- тот, кому плевать на жёсткость рабочего графика, обилие свер-
хурочных, плохое кормление трудящихся и т. п.
  Щас, разогнались...

                *  *  *

  Пофигисту пофиг не совсем уж всё подряд, а только то, что не-
возможно изменить в его пользу без чрезмерных усилий. Такое он
спокойнейше принимает, как силу тяжести на планете Земля. Но если
что-то В ПРИНЦИПЕ ИЗМЕНИМО в его пользу, причём пользу существен-
ную, пофигист мимо такого не проскочит. Несущественная польза --
это ещё ладно: ею можно и пожертвовать -- ради спокойствия, по-
скольку потери и компромиссы так или иначе неизбежны, а спокойст-
вие -- для пофигиста ценность огромная. Пофигист СПОКОЙНО (или
почти спокойно) берёт на заметку всё, что, по его мнению, мешает
ему быть спокойным и вообще благополучным. И потом он СПОКОЙНО
работает над устранением выявленных помех.

                *  *  *

  Беспокойство -- то, чего пофигист тщательно (но, конечно же, не
всегда удачно) избегает. Но беспокойство -- это, вообще говоря,
стимул: то, что побуждает к деятельности. Не будет стимулов -- не
будет и деятельности. А значит, не будет напряжения, требуемого
организму для здоровья, для сохранения и расширения способностей
этого организма. И не будет добывания благ, требуемых для поддер-
жания жизнедеятельности организма. То есть, какой-то минимум бес-
покойства необходим хотя бы для поддержания навыков работы с бес-
покойством.
  Пофигист спокоен не абсолютно, а оптимально.
  Свою скромную норму допустимого беспокойства пофигист старается
распределить так, чтобы их хватило для обеспечения ему всего, что
действительно необходимо. Если беспокойства уже для чего-то не
хватает, значит, это что-то игнорируется, иначе пофигист, по его
мнению, так или иначе "сгорит" в беспокойстве и не сможет пополь-
зоваться благами, ради которых беспокоился. Ради своих детей ино-
гда есть смысл и "сгореть", конечно, но надо всё же стараться
как-то разруливаться без "сгорания". "Сгорать" же ради общества,
как правило, нет смысла, потому что оно либо проигнорирует резуль-
таты твоих усилий, либо применит их во зло. А ещё оно, может,
[разопнёт] прибьёт или уморит тебя, потому что неправильно поймёт
твои намерения.
  Нет смысла перенапрягаться ради того, чтобы другие жили хорошо,
если они сами перенапрягаются ради того, чтобы жить плохо, а гла-
вное -- чтобы жил плохо и ты. Если ты, в отличие от других, хоро-
ший (ну, по самовосприятию), так и береги себя: пусть каждый бе-
режёт в первую очередь ту хорошесть, которая есть в нём самом.
  Не делаешь другим гадостей -- и хватит с них. А если они вдоба-
вок хотят, чтобы ты ради них самопожертвовался (может, не полнос-
тью, а частично: потратил на них своё время (= кусочек жизни, а
не всю её целиком)), то им придётся обходиться без этого.
  Пробовать ИЗМЕНИТЬ других (и их мир), чтобы они стали менее га-
достными (и менее страдающими от собственных глупостей), -- в
этом смысл есть. Даже большой смысл (иначе они угробят и себя, и
мир, и пофигистов). А просто расходоваться ради других -- это для
разумных людей абсурдно. Безвредно помочь кому-то получается
очень редко: как правило, ты лишь косвенно множишь проблемы и
несчастья (и хорошо ещё, если только чужие). Нам не дано предуга-
дать, как отзовётся то или иное наше действие. Так что пофиг
сомнения.
  Сколько-нибудь серьёзно помогай лишь тем, кого хорошо знаешь и
в ком более-менее уверен. Ну, хотя бы в том, что и они помогут
тебе (кстати, будь готов к своим разочарованиям). А с остальных
хватит, если ты всего лишь будешь, к примеру, пропускать их впе-
рёд себя в двери магазина.
  Умей говорить НЕТ: не поддавайся "моральному давлению", не под-
чиняйся стадному инстинкту, души "прекрасные порывы", пока они
тебя не убили, не покалечили, не довели до тюрьмы, не сделали
неимущим.
  Подавляй муки совести и чувство солидарности опасениями непри-
ятностей, ленью и скаредностью: натравливай одни инстинкты на
другие (все инстинкты равноправны!), они взаимно уравновесятся,
и ты сможешь сохранять блаженное спокойствие.
  Думай о том, что на совесть и солидарность напирают если не ду-
раки, то МАНИПУЛЯТОРЫ, которые стремятся тебя израсходовать, а
сами будут пользоваться результатами расходования тебя.
 
                *  *  *

  Чтобы избегать чрезмерного беспокойства, пофигист разбирается
со своими потребностями: избавляется от псевдопотребностей, ми-
нимизирует реальные потребности, оптимизирует способы их удовле-
творения. В результате пофигист сокращает объём деятельности,
требуемой для обеспечения его потребностей, и ему соответственно
требуется меньше стимулов для этой деятельности, меньше беспокой-
ства.