Висбийский крест и стела Кенсингтона

Кирилл Козубский
Стены древнего Висби
Доблесть готскую помнят!
И датскую алчность…

В 1293 году готский город Висби уступил статус ганзейской столицы бодричанско-немецкому городу Любеку. С чего, собственно говоря, и начался постепенный закат древней славы Готланда.

Убыль готской силы – на фоне культурного и экономического процветания…

Сохранились счета поминальных торжеств по готландскому лагману (чиновнику) Биргеру Перссону из Финста от 1328 года. Товары, закупленные для этих поминок, были привезены издалёка: шафран - из Испании или Италии, миндаль, рис и сахар - из Испании, вина - из Восточной Прибалтики и из Бордо, так называемое «райское зерно» — из Западной Африки, имбирь — из Индии, корица — с Цейлона, перец — с Малабарского берега Индии. Вообще, о богатствах острова Готланд по Европе ходили легенды.

Готландцы центнером злато гребут,
У них самоцветных груды камней,
На прялках златых их жёны прядут,
Из чанов серебряных кормят свиней! – пелось в датской песне.

Бытует мнение, что именно эти поэтические метафоры произвели неизгладимое впечатление на Вальдемара IV Аттердага, "короля датчан и вендов" (который, впрочем, никогда не был королём всех вендов). И Вальдемар возжелал присоединить к своему титулу ещё два слова: "король Готланда"... Для начала, он в 136О году объявляет войну королю Швеции Магнусу II и захватывает шведские области: многоименитую Сконе, соседствующие с ней Халланд и Блекинге, острова Борнхольм и Эланд. В следующем, 1361 году, перешагнув через специальное обязательство уважать Готландский нейтралитет, - датский король обрушивает на готов всю боевую мощь своего флота, пехоты и кавалерии. 18ОО готландских ополченцев сложили свои головы в неравном бою  под стенами Висби… 

В начале XX в. археологи случайно обнаружили несколько братских могил, в которых были погребены защитники Готской столицы. Их взорам предстали искусно сделанное оружие, отрубленные части тел, пронзенные стрелами черепа, еще одетые в шлемы.  Среди скелетов встречались даже кости женщин и детей!..

Итак, столица была взята  в плотную осаду, отцы города упали духом и сочли за лучшее договориться о капитуляции. У датчан же имелись совсем другие виды. Под разнообразными предлогами они затягивали переговоры - аккуратно подкапываясь тем временем под слабейший участок городской стены... Когда же стена обрушилась, - хитроумный Вальдемар получил долгожданную возможность взять приступом город, который уже утратил волю к сопротивлению. Разгром был полный. Датчане разграбили всё, что можно было разграбить. И разрушили всё остальное! Богатейшие храмы Висби (католические и православные) более всего пострадали от ненасытной алчности оккупантов! Бесследно исчезли тогда и линзы-карбункулы Собора Святого Николая.

Но как раз в эти чёрные дни в бодричанском городе Грейфсвальде заседал Ганзейский Дит (парламент). Узнав о трагедии, постигшей Готланд, – депутаты Вендской трети высказались за войну с Данией. Однако, Рейнская треть была против войны. Не решилась встать на защиту правого дела и Прусская  треть - из опасения конфронтации с великим магистром расквартированного в Пруссии Тевтонского рыцарского ордена Винрихом фон Книпроде, который был на тот момент большим другом Вальдемара IV. Правда, все трети сошлись на том, что следует объявить Дании торговый бойкот и учредить экстренную военную пошлину… А уже через 6 недель Вендская треть заключила с королём Швеции Магнусом II, его сыном, Норвежским королём Хоконом VI, и с голштинским графом Герхардом III военный союз против Вальдемара Аттердага !

В начале мая 1362 г. во главе Вендского флота был поставлен Иоганн Виттенборг из Любека. Под его рукой состояли 52 больших плоскодонных когга (расхожий тип ганзейского военно-торгового судна, имевшего встроенный руль и съёмный киль) и 104 парусника меньших размеров - среди которых, надо полагать, имелись и старые добрые драккары.

Поначалу Виттенборг действовал смело и решительно. Он ввёл ганзейские корабли в узкий Эрезунд, атаковал и захватил Копенгаген (тогда ещё не датскую столицу, но уже крупный военный и торговый порт) и высадил несколько десантов в Сконе. В июле 1362 г. намечена была совместная ганзейско-шведская операция по освобождению захваченной датчанами крепости Хельсингборг (расположен на берегу Сконе, vis-;-vis с датской крепостью Хельсингер на острове Зеландия). Предполагалось, что ганзейцы атакуют Хельсингборг с моря, а шведы – с суши. Однако, когда Вендский флот приблизился к каменной твердыне, случилось непредвиденное: шведской армии на месте не оказалось. Виттенборг не знал и не догадывался, что Магнус II способен был бесчестно подставить своих союзников, доселе успешно громивших врагов Швеции у датских и шведских берегов! Предполагая, что подход шведских контингентов – дело нескольких дней, Виттенборг принял роковое решение: он высадил с кораблей почти всех бойцов, чтобы своими силами начать сухопутную осаду… И вдруг на горизонте вырисовывается датский флот! Попытки спасти положение оказались тщетными, вендские парусники с некомплектными экипажами были потоплены или захвачены датчанами… Иоганн Виттенборг, увидев полный разгром своего флота, совершенно пал духом, запросил перемирия – и бесславно возвратился в Любек. Раздосадованные любечане потребовали его ареста и гласного суда над адмиралом-неудачником. А торжествующий Аттердаг продиктовал городам Вендской трети условия позорного для них мира.

Последующие события разворачиваются как узоры в калейдоскопе. В 1363 году суверен (и предатель!) Готланда - Магнус II - заключил династический союз с Вальдемаром Аттердагом, устроив брак своего сына Хокона VI (Норвежского короля с 1355 года) и 11-летней дочери датского короля Маргариты (Маргрете). В скором времени умирает Христофор, единственный сын Вальдемара. Тогда никто ещё не мог представить себе, какие ужасные последствия для шведов, норвежцев и норманнов возымеет смерть чужого принца!.. В том же 1363 году Суд Вольного Города Любека приговаривает Иоганна Виттенборга к смертной казни. И любекский патриций, отважный морской волк, лишь единожды  в своей жизни промахнувшийся, сложил голову на плахе… Между тем, Вальдемар, перешагнув через дружбу с Тевтонским магистром, приказывает датским капитанам  повсеместно атаковать корабли прусских городов. "Король датчан, вендов и готов" рассчитывает сокрушить Ганзейскую силу, разделавшись с военно-морским флотом Прусской трети прежде, чем Вендская треть успеет возродить свой флот!.. в том же 1363 году шведские патриоты свергают с престола недостойного короля Магнуса II и приглашают на трон его племянника - принца Альбрехта - сына Мекленбургского герцога Альбрехта II из бодричанской династии Никлотовичей. В 1364 году, на тинге в шведском городе Мура Альбрехт-младший был провозглашён королём, после чего – торжественно коронован в  Стокгольме... Между тем, Магнус II собрал армию своих приверженцев и выступил против Альбрехта Мекленбургского. В Швеции началась гражданская война. Сын Хокон  и сват Вальдемар тотчас же стали на сторону Магнуса. А короля Альбрехта I поддержали Ганза и родной Мекленбург… В 1365 году близ города Энчёпинга произошла решающая битва.  Магнус с Хоконом были наголову разгромлены. Но если король Хокон ушёл в Норвегию, то экс-король Магнус угодил в плен к царствующему королю Альбрехту.

Прошло два года. 11 ноября 1367 г. очередной Ганзейский Дит, собравшийся в Кёльне, объявил войну Дании и Норвегии. 77 городских республик (Любек, Росток, Висмар, Нарва, Эльбинг, Бриль и Штральзунд, он же – Стрела-зунд - в их числе) образовали Кёльнскую конфедерацию… В феврале 1368 году в союз с конфедератами вступили Голштиния, Швеция и Мекленбург. Любекский бургомистр, принявший на себя командование объединённым флотом, атаковал Норвежское побережье, а в мае 1368-го взял Копенгаген и Хельсингер. Вскоре конфедераты установили полный контроль над Датскими островами. Надменный Вальдемар ретировался в Южную Германию… Немалая часть датчан переметнулась на сторону Ганзы; экспедиционный корпус Хокона VI потерпел поражение. В 1368 г. шведы и конфедераты освободили древнюю страну Сконе (за исключением Хельсингборга, датский гарнизон которого капитулировал лишь осенью 1369-го)… Попытка Вальдемара IV ударить в тыл Мекленбургского герцогства позорно провалилась… И тогда Датский Государственный Совет счёл за лучшее вступить в переговоры с победоносной коалицией.

«Вальдемар, попробовавший было усилить собственную власть на счёт своего дворянства - нашёл датских дворян либо нежелающими помогать королю, либо прямыми союзниками ганзейцев. В итоге, Вальдемар был вынужден бежать из страны – и стать гостем великого магистра Тевтонского ордена (им был Винрих фон Книпроде). Который обращался с ним благожелательно, как и подобает обращаться с гостем, - но не предоставил королю никакой помощи против Ганзы, советуя ему заключить мир. Вальдемар не имел никаких альтернатив – и согласился с мирными условиями, давшими Ганзе широкие торговые права.» - написала в своей блестяще-ироничной манере Бесс Синклер (культурно-историческое эссе «Ганза»)

Дипломатические перипетии развивались следующим образом. 24 мая 137О г. в бодричанском городе Штральзунде ганзейские и датские уполномоченные заключили мирный договор, по которому Дания теряла все свои недавние завоевания. Более того: Датская держава обязывалась согласовывать с Ганзой королевские кандидатуры и передавала под контроль ганзейцев зундские крепости (то и другое обязательства были приняты на 15-летний срок). Король Вальдемар поставил свою подпись под Штральзундским трактатом в следующем, 1371 году... В том же году его зять Хокон VI заключил мир с Альбрехтом Никлотовичем. От своего и отцовского имени Хокон отказался от претензий на Шведский престол! После чего Магнус (теперь уже не II и не VII) получил свободу – и уехал в Норвегию «на покой». Но недолго же он там усидел!

В 1373 году неугомонный Магнус Эрикссон покидает Норвегию и возобновляет борьбу за потерянную Шведскую корону. Это – удивительная страница биографии экс-короля. Собрав остатки своих сторонников, он открыл партизанские действия против Альбрехта I. Однако, не добившись ощутимых успехов на этом поприще -  Магнус замыслил создать крепкую военную базу поблизости от шведских границ. Выбор его пал на ладожский остров Валаам, где находился древнейший православный монастырь республики Великого Новгорода, К тому же, с новгородцами же у Магнуса были давнишние счёты... Однако ж, попытка захватить святую обитель закончилась грандиозным провалом! Ибо нежданный шторм потопил флотилию Магнуса Эрикссона. Почти все его люди погибли, а …

Сам он на корабельной доске носился
Три дня и три ночи Богом хранился.
От потопления был избавлен,
Волнами к берегу сего монастыря управлен.
Иноками взят и в обитель внесён,
Православным крещением просвещён,
Потом на место царския диадимы
Облечён в монахи, удостоился схимы,
Пожив три дня, здесь скончался :
Быв в короне и схимою увенчался. - гласит монастырская стихотворная эпитафия.

Так завершился в 1374 году причудливый жизненный путь удивительного короля Магнуса. Друг и сват святотатственного Аттердага неожиданно всем сердцем воспринял Православную веру. Могила Магнуса Эрикссона  (схимонаха Григория) уцелела на Валааме до наших дней.

Вернёмся, однако же, к  многострадальным готам  и ганзейцам.

«Мир в Штральзунде был великим торжеством для Ганзы. Её флот, созданный  свободными усилиями частных лиц, явился вдруг чуть ли не первою в Европе морскою силою!.. Сюзерен Вольного Города Любека, германский император Карл IV Люксембург осыпал любечан милостивыми рескриптами и даже удостоил их в 1375 году чести личного посещения городской республики, вместе с супругой и блестящею свитою высокопоставленных особ. Он был принят с редким великолепием: целых 10 дней продолжались празднества на счёт богатого города.» - писал немецкий историк Оскар Иегер (1830 – 1910).

Итак, справедливость в отношении Готландских готов была восстановлена, на какое-то время они вернули прежнюю свободу, - но, увы, без прежнего благосостояния, которое исчезло безвозвратно. Ибо самые смелые и решительные граждане (главное богатство острова!) либо сгинули в битвах с захватчиками, либо навеки отчалили от родного берега...

Не сподобились ли они причалить к берегу Американскому?

Я предлагаю сопоставить стилистику  и датировку двух эпиграфических памятников XIV века:

"В год 1361 от Рождества Христова, на третий день после праздника Святого   Якова (27 июля), перед воротами Висби, граждане Готланда, здесь погребённые, пали от  рук датчан. Помолитесь за них." - гласит латинская надпись, начертанная на поминальном кресте, установленном на Корсбетнингене – главной братской могиле готских героев. Корсбетнинген расположен на расстоянии полёта стрелы от крепостной стены Висби.

"Нас 8 готов и 22 норманна в разведывательном плавании из Винланда на запад. Мы остановились у двух шхер в одном дне пути к северу от этого камня. Мы [ушли] на 1 день и ловили рыбу. Потом мы вернулись, нашли 10 [наших] людей окровавленными и мёртвыми. Благоденствуй, Дева Мария, избавь нас от зла! 10 человек из нашего отряда остались у моря, чтобы присматривать за нашими кораблями, в 14 днях пути от этого острова. Год 1362." - гласит руническая Кенсингтонская надпись, обретённая сыном древней страны Сконе (Пифеевой Скандии). Та же благочестивая скорбь, что и на каменном Висбийском кресте - светится сквозь замшелые трещины американской стелы.

Учитывая тот известный в историографии факт, что основной поток готской эмиграции направился в Швецию (метрополию Готланда de jure), учитывая тесную связь Швеции и Норвегии (где царствовал тогда сын шведского короля), - нетрудно предположить, что, в поисках пропитания, многие готы устремились в Хёрдаланд и в Берген - главный норвежский порт, где всегда требовались рабочие руки. Особенно после 1349 года, когда Хёрдаланд пережил опустошительную эпидемию чумы. К тому же, не далее как в 136О году, в начавшем возрождаться Бергене основан был ганзейский квартал Брюгген. Буквально это слово означает  «Мост», ибо все его постройки располагались на деревянном мосту...

Итак, у прирождённых моряков-готов имелась реальная возможность завербоваться на любой бергенский корабль. В том числе - и на "Gronlandsknarra». Попасть в Гренландию - оттуда в «закрытый» Винланд – а потом в «разведывательное плавание на запад»! Не нашлось только нового Гомера, который воспел бы "Одиссею" восьмерых смельчаков, преодолевших за год-полтора расстояние от Готландских стен к скалам Верхнего озера. И сложивших свои кости вдали от родных балтийских скал…