Глава 11. Родители-помощники. Часть 1

Ася Котляр
ЧАСТЬ 1.

Наконец-то я добралась до этой категории родителей — до родителей-помощников. Оговорюсь сразу: родители всех вышеперечисленных категорий вполне себе могут быть помощниками, но я буду рассказывать о ПРОДУКТИВНОЙ помощи, в которой всегда так нуждается классный руководитель.

Возможно, вы мне возразите: учитель должен опираться исключительно на свой профессионализм и умение договариваться с учениками, а родителям оставьте их родительские функции. Да и чем родители могут помочь? Деньгами? Да ну! Неужели есть те, кто думает, что учителю от родителей нужны только деньги на нужды класса? Я обязательно коснусь этого вопроса, но деньги и помощь ничего общего не имеют, на мой взгляд. Хотя без них тоже никак. Но об этом после…

Многие скажут, что учитель должен вообще справляться сам, без всякой помощи, если он конечно, настоящий учитель. Я думаю иначе и постараюсь объяснить свою точку зрения.

Итак, давайте выясним, что в школе первично, а что вторично: образование или воспитание?

В начале своей учительской деятельности я на все 100% была уверена, что на первом месте образовательного процесса стоит образование. Воспитание рассматривалось как приложение к образовательному процессу.

В моём представлении воспитание — это такой волшебный чемоданчик, который учитель берёт с собой каждый раз, когда открывает дверь в кабинет, где сидят ребята. Там он ставит его возле учительского стола, и как только понимает, что ничего не получается сделать с классом, достаёт волшебный ключик и открывает его. Оттуда, из чемодана, он достаёт улыбку, любовь, заботу, сострадание, понимание, принятие и прощение, без которых работа стопорится. Абра-кадабра — и в классе налаживается работа: ребята откликаются на добро, начинают прилично себя вести, выполняют все требования учителя. После чего учитель складывает всё это обратно, закрывает и ставит возле стола. Закрывать чемодан обязательно — а вдруг все составляющие воспитательного процесса вырвутся наружу и непрошенными гостями влезут в строго отработанный процесс?

Но с годами я поняла, что этот чемодан нужно открывать перед тем, как вы войдёте в класс. Выпустив наружу всю эту удивительную гвардию инструментов, можно смело идти к детям. Потому что все эти необходимые элементы урока в первую очередь нужны им, а уж потом они примут весь ваш профессионализм, всё, что вы им дадите: математику, физику, биологию, языки. Сейчас я докажу вам это.

Сердце начинает биться у ребёнка на восемнадцатый день от зачатия. Интенсивный рост мозга начинается после 7 недели, а это где-то через месяц. Сердце, как оказывается, старше мозга, поэтому ребёнок (человек) начинает сначала чувствовать, а потом думать. И, работая в школе, я вот уже много лет наблюдаю этот феномен: ребёнок принимает предмет через личность учителя, через его взгляды на жизнь, на свою профессию. И только тогда просыпается интерес к предмету.

И не вздумайте сказать мне, что учитель не должен любить детей, что он должен их только учить! Это такая ложь, в которую верят люди, не имеющие к школе никакого отношения. И как мама, вырастившая троих сыновей, и как бабушка троих внуков-школьников со всей ответственностью заявляю: я хотела и хочу, чтобы моих детей и внуков любили! Поймите, дорогие, любовь — это самая важная составляющая нашей профессии!

Шалва Александрович Амонашвили нам говорил: «Влюбите в себя детей во что бы то ни стало! А это можно сделать только в том случае, если вы им подарите любовь. А без любви вы им не нужны — есть компьютеры, а в них много всяких программ, по которым дети могут учиться сами. А УРОК — это когда есть личность, есть учитель и есть ребёнок…»

Гуманная педагогика так говорит: У-РОК — это санскритское слово. «У» от «УР» — на санскрите «СВЕТ», а «РОК» — судьба. Поэтому и УРОК — СВЕТЛАЯ СУДЬБА. Кого? Ребёнка и учителя. Вы спросите, а где же тут место родителям?

Дорогие друзья, а родители — это то самое связующее звено, без которого треугольник «УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛИ» будет неустойчивым. Табуретка и стул может быть устойчивым, если у него не менее трёх ног. На двух — даже не пытайтесь усидеть. Нужно быть эквилибристом, чтобы усидеть на таком двуногом стуле.

Поэтому, без родителей процесс воспитания в школе состояться не может. И не должен.

И теперь, когда вы понимаете о чём речь, а речь идёт о СВЕТЛОЙ СУДЬБЕ РЕБЁНКА, я плавно перехожу к теме «Родители-помощники».

И проавда, кто из родителей не захочет, чтобы у его ребёнка была СВЕТЛАЯ СУДЬБА? Все хотят, не правда ли? А раз хотите, милые, светлую судьбу, давайте творить её вместе.

Родителей, желающих активно участвовать в жизни класса, как правило, немного: порядка 5-6 человек. Эти мамы (очень редко папы, к сожалению) входят, опять же, как правило, в родительский комитет класса. Для чего он нужен и какие функции он несёт?

У родительского комитета довольно широкий круг вопросов и серьёзные полномочия, если к этому правильно подойдёт классный руководитель: именно родительский комитет решает вопросы класса, связанные с праздниками, подарками, поездками. Это не только материальное обеспечение жизнедеятельности класса, скорее у родительского комитета коммуникативные функции: он является постоянным посредником между классным руководителем и другими родителями класса. И если родительский комитет функционален, то это большое подспорье классной маме для выполнения своей воспитательно-образовательной миссии.

Итак, вся работа с родителями в моём понимании, чтобы они стали помощниками, строится на трёх принципах:

1. Пока родители вас совсем не знают, ни в коем случае нельзя требовать какой-либо помощи от них. Это настораживает и отталкивает. Дайте им возможность понять и принять вас. Помните, как в сказке, когда Иванушка к бабе Яге пожаловал?

«Ты, — говорит Иван, — сначала баньку истопи, накорми, а потом и спрашивай…» То есть, узнай, баба Яга, что Иван — совсем не плохой человек, а потом уж и спрашивай, почему он пожаловал. И помощь Иванушка у Яги потом попросит, не сразу…

2. Классный руководитель должен взять на себя просветительскую функцию в работе с родителями. Мы с моей коллегой и подругой Ириной Вячеславовной Алексеенко назвали эту работу так: «Школа родительского успеха». Мы не ПОУЧАЕМ родителей, ни в коем случае. Мы им рассказываем о том, как любить ребёнка-школьника, говорим о возрастных особенностях, о нашем родительском эгоизме, о детских проблемах, о том, что такое школа и что значит быть успешными родителями. А успешными родители хотят быть все, поверьте, ЧТО ОЧЕНЬ ДАЖЕ ПРАВИЛЬНО. Именно для этого мы проводим семинары для родителей класса. Каждый месяц. восемь-девять раз в году. Я об этом уже писала…

3. Психолого-педагогическая помощь семье. Принцип простой: я помогу, чем смогу, и только тогда, когда родители увидят моё огромное желание помочь им с ребятами, они откликнуться на мой призыв помочь и станут родителями-помощниками.

Продолжение следует…