От двух до пяти

Григорий Рейнгольд
От двух до пяти
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003)

Один из серьёзнейших школьных вопросов – вопрос об оценках. Насколько они важны? Насколько они соответствуют тому, что должны отражать? А что вообще они должны отражать?
Уровень конкретных знаний и умений ученика в настоящее время?
Уровень его способностей и степень их реализации?
Умение решать незнакомые проблемы, используя все свои знания?
Его отношения с учителем?
Настроение учителя в данный момент?..

Пожалуй, всего понемножку. Да, конечно, оценки нужны и важны, и надо стараться, чтоб радовать пятёрками учителей и родителей, как это делали в детстве все великие люди, которые потому и стали великими... Впрочем, не все великие были отличниками, и не все отличники стали великими. Помните, что оценки (и не только школьные) – лишь промежуточный ориентир в школьном (и жизненном) пути. Заботьтесь о них, но не больше, чем они того заслуживают. Ведь оценки, как и чины, «людьми даются, а люди могут обмануться» (А.С. Грибоедов).
И ещё один совет. При выставлении оценок, как школьных, так и жизненных, неизбежны ошибки и несправедливости. Так относитесь к этому философски...