Двойник

Наталья Фёдорова
  В ВК сейчас две девушки заспорили о том, бывают ли двойники. Одна говорит, бывают, мол, и мой двойник однажды знакомые люди видели. А другая на смех её поднимает, дескать, опомнитесь, гражданочка, всё это бредни и ерунда.
 Я своего двойника видела зимой 1985 года в Москве. И двойник меня видел и тоже это понял, и дико удивился.
 Предыстория этой встречи такая. У меня очень сильно стало ухудшаться зрение в младших классах школы, и моя испуганная мама водила меня на консультации к разным красноярским офтальмологам чтобы понять, что же делать дальше и чем лечить ребёнка. Врачи давали разные советы разной степени эксцентричности.
 Например, кандидат медицинских наук Б. большие надежды возлагал на тренировку близоруких глаз и насыщение их цветовыми эмоциями. С этой целью одна моя родственница по его совету разрисовала стену в нашей квартире синими, зелёными и красными кругами и восьмёрками. Предполагалось, что я буду "обводить" их взглядом по 5 раз в день и так тренировать зрение. Это было неимоверной инновацией, бессмысленной и беспощадной. Но результатов не было.
 Ещё была такая инновация. Напяливать мне на нос металлические очки со съёмными линзами, через которые всё казалось расплывчатым и томным. Через эти линзы я смотрела на таблицы с буквами в кабинете Офтальмологической клиники и присматриваясь к плохо видной хренотени, говорила медсестре, что я всё-таки вижу. Видела я мало, но не теряла надежды что-то всё-таки увидеть. Эти дикие сеансы прописала мне мама папиной приятельницы Лены К., профессор и очаровательная дама. Пользы от них, конечно, не было.
 И вот пошли разговоры об операции по исправлению зрения и я этого боялась, да и мама тоже. А когда провинциалы боятся какого-то вида лечения, то они едут в Москву. И мы поехали. Да, вот так, попросту, в мои зимние каникулы мы поехали с мамой за 5 тысяч километров, из Красноярска в Москву.
 В столице мы поселились у племянницы моей бабушки, которая когда-то осталась "покараулить" бабушкину квартиру во время её отсутствия, да и укараулила её насовсем. И стала москвичкой в середине 30-х годов. А мы так и остались сибиряками. Была она тогда согнутой от болезней и старости, но всё ещё ехидной и веселой старушкой, сочинявшей разные московские небылицы про зловредных негров, которые пристают на улице к белым девушкам, а она их спасает, про свою кошку, которая, якобы, любит свежие огурцы и яйца всмятку, про магазинную колбасу, в которой нет мяса, но есть "чеснок и бумага" и т.д. и т.п.
 И вот эта пожилая племянница умудрилась развести в своей квартире полчища клопов, которые выходили из своих укрытий ночью. Поэтому ночью спать нельзя было, а можно было только утром. Мы были этим шокированы, но уходить было некуда, и мы остались ненадолго в этом жутком месте в центре Москвы. В конце концов, мы были здесь по важному делу.
 В Москве мы встретились с маминой подругой Реной Я., которая работала в Бюро пропаганды киноискусства и поделилась с ней своей проблемой. Бюро пропаганды - это организация, которая устраивала встречи актёров и режиссёров с публикой, своего рода выступления, чтобы они могли немного зарабатывать во время творческого "простоя". У Рены было много знакомых из мира кинематографии и даже друзей, которые ценили её ум и юмор и бывали у неё в гостях. В общем, по нашему мнению, она общалась с этакими привилегированными людьми и сама была немного привилегированной. И мы попросили её помочь устроить нам консультацию в НИИ глазных болезней имени Гельмгольца. Рена по доброте душевной согласилась.
 В НИИ мы пришли наобум, не зная куда мы идём и к кому. В регистратуре узнали, кто даёт консультации, и двинулись прямо туда, а на вопросы о направлении говорили всем заготовленную с помощью Рены фразу: "Мы от Абрама Израилевича". Сколько раз потом мы вспоминали эту фразу и ржали! Ведь мы не знали никакого Абрама Израилевича. Да и знала ли его Рена? Но эта фраза открывала нам все двери в том НИИ, и мы даже прошли без очереди (и без направления, и без записи) к доценту, дававшему консультации близоруким детишкам.
 Доцент после осмотра сказал следующее: " Ничего страшного в зрении вашей дочери нет, бывает гораздо хуже. Лет в 15-16 её зрение резко улучшится, и к тому же близорукость больше не будет прогрессировать. А операции офтальмолога Фёдорова - это, по моему мнению, преступление, после них пациенты часто слепнут. Конечно, я это не рекомендую."
 Успокоившись и расслабившись, мы вернулись в "племянницыну" квартиру и отдохнув, на другой день отправились по привычному пути провинциалов с детьми, посещающими столицу. Планетарий, ГУМ, Елисеевский магазин, Красная площадь...В ГУМе мама купила мне хорошенькую белую трикотажную кофточку с синими теннисными ракетками (с вышивкой) и по моей просьбе, пластмассовый пистолет. Ещё были приобретены кусачие мохеровые шарфы - мне и моему брату Олегу. Мой был потом отдан кому-то в подарок, потому что носить его нельзя было. Другим родственникам и себе самой мама тоже что-то купила, но я уже не помню что. Помню, мы ели пару раз очень жирное и очень вкусное московское мороженое - я первый раз в жизни, а мама - не первый.
  А теперь история.
 Наконец наше пребывание в столице подошло к концу. Мы купили билеты на поезд и рано утром, пешком потопали на Казанский вокзал. И вот на расстоянии нескольких метров от нас я заметила такую парочку - мужчина лет сорока и девочка-подросток с тёмными волосами, собранными в причёску "конский хвост". Мужчина распекал девочку за какой-то поступок, а она довольно нагло ему отвечала, не сильно оправдываясь. Она бросила на меня беглый взгляд издалека и перестала разговаривать со своим спутником. Когда мы сблизились метра на полтора, она уже смотрела на меня неотрывно, и я тоже пригляделась к ней повнимательнее. Мурашки пошли по моей коже. Она была моей копией! Просто двойником...Но были небольшие отличия: она была менее смуглой, старше примерно на год ( а подростки здорово умеют определять возраст  и я определила) и её глаза были более голубыми, чем у меня, моего зеленоватого отлива не было.
 И вот мы остановились лицом к лицу с этой девочкой и несколько секунд ошеломлённо друг на друга смотрели. И взрослые тоже остановились, а куда им было деваться. "Ты её знаешь?" - спросил мужчина девочку. "Нет" - ответила она и они пошли дальше по улице. Потом мы оглянулись одновременно и ещё раз друг на друга посмотрели.
 "Совершенно такая же как я, ты заметила?" - спросила я маму по дороге. "Ну, не такая же,... но сходство есть" - задумчиво ответила моя мама.
 Вот вспоминаю я этот случай всю жизнь и эту девочку, как тайную сестру и почему-то мне это приятно. Каждый человек ведь одинок во вселенной человеческого общества и ни дружба, ни любовь, ни семья не делают его менее одиноким, потому что такого как он всё-таки нет. Но близнецы не так одиноки, как все люди, потому что их двое. И вот что-то такое, приятное и согревающее душу я почувствовала в тот момент, на московской улице и даже сейчас вспоминаю ту мимолетную встречу как какую-то находку, как что-то важное и ценное.
 Двойники бывают...

            23 декабря 2022 г.