Черновы-36. Восьмидесятые годы

Михаил Бортников
Продолжение. Начало -  http://proza.ru/2021/11/ 10/1908.  Предыдущая глава – http://proza.ru/2023/04/11/809

Испытания, свалившиеся на головы Черновых и их близких в 1974 – 1977 годах, прекратились так же неожиданно, как и возникли. Всё когда-нибудь заканчивается, даже столетние войны. В 1979 году оформила пенсию Раиса Александровна, а через два года надоело воевать с начальством и неуступчивому Ивану Степановичу.  Бороться за соблюдение правил охраны труда на заводе становилось всё сложнее.
 
Начало заслуженного отдыха отмечали в семейном кругу на даче коньяком, окрошкой и молодым картофелем. Ранние овощи были свои. Готовила Раиса Александровна уже давно на переносной газовой плите, установленной в отдельно от дома стоящей летней кухней. У Александра Павловского, вполне к тому времени вписавшемуся в семью Черновых, руки оказались «золотыми», он и крышу дома поправил, и забор,  и кухню построил, и ажурную деревянную беседку в дальнем углу дачи, где они с Варей и ночевали с тех пор.

Иван Степанович занимался фруктовыми деревьями и грядками, привычный с детства к работе, он это и за труд не считал, хотя негнущаяся нога, конечно, сильно мешала. Павловские на дачу приезжали часто.

У Александра давно уже была своя «Пятёрка», на которой они с Варей не только на дачу ездили, но и на Черноморское побережье Кавказа с обязательной остановкой в Туапсе у Малышевых. Станислав был женат вторично, связал свою судьбу с подругой своей младшей сестры Ольги. Работала Ирина в читальном зале городской библиотеки имени Пушкина. Жили Малышевы в небольшом частном доме в районе «Приморье», который Слава купил вскоре после свадьбы. В очередь на кооператив в пароходстве вставать он не стал.
 
Станислав стал старпомом, за пять лет окончил Новороссийскую морскую академию, получил рабочий диплом капитана дальнего плавания, но на должность капитана, как беспартийный, и не думал претендовать. Рейсы у него были за эти годы самые разные, и опыта он набрался. Мир, можно сказать, посмотрел, где только не бывал за эти годы, вот только на берег в заграничных портах почти не сходил, танкера ведь грузятся и выгружаются очень быстро.
 
Жизнью своей Слава тем не менее был доволен, Ирину и дочь Леночку, родившуюся в восьмидесятом, любил и отпуск всегда проводил с ними. У Павловских, кроме ставшего моряком Игоря, детей не было. Александру, мечтавшему о сыне, пришлось с мечтой своей расстаться, потому что со здоровьем в этом плане у Вари обнаружилась какая-то проблема. Сам он, защитив кандидатскую диссертацию и став доцентом,  продолжал преподавать в училище имени Седова и на курсах повышения квалификации, иногда выходил на пару месяцев в море  в качестве руководителя практики группы курсантов. По морю он скучал.

Варя всё так же возглавляла химлабораторию городской судмедэкспертизы, а от подготовки к докторской отказалась. С Павловским они жили дружно, отпуска брали всегда в одно время и много путешествовали.

Наташа, младшая дочь Черновых, жила в Ростове с двумя детьми. Володя, старший, заканчивал уже среднюю школу, а младший сын – Даниил в неё только поступил. Наташа до сих пор была замужем за Виктором, но встречалась с мужем редко, только летом, во время его отпуска. Остальное время она жила привычной жизнью жены моряка  в двухкомнатной квартире родителей Виктора, ездила на его стареньком, но безотказном  «Жигулёнке», и мало-помалу занималась коммерцией. В собственной квартире что-то вроде склада теперь у неё было. Часто на постой останавливались знакомые из  разных городов по таинственным торговым делам. Исподволь Наташа готовилась к другой жизни, которая пока ещё не наступила, но приход которой она каким-то образом чувствовала.

Но до этого времени было ещё далеко. В конце 1982 года скончался, как казалось, бессменный генеральный секретарь Коммунистической партии, являющийся одновременно и главой  государства, Леонид Ильич Брежнев. Последний год своей жизни он уже и не правил страной, а медленно умирал.
 
Пришедший ему на смену новый генсек, Юрий Владимирович Андропов, имел большие планы по реорганизации страны, заключающиеся, прежде всего, во введении железной дисциплины сверху донизу, разгроме инакомыслия, борьбе с коррупцией и потерявшей совесть номенклатурой. Планировалась «большая чистка» госаппарата, начала готовиться и серьёзная экономическая реформа. План Андропова, однако, не был осуществлён, главным образом, из-за слабого его здоровья и скоропостижной смерти.

Следующий генсек, Константин Устинович Черненко, на посту главы государства пробыл ещё меньше –до 10 марта 1985 года и ничем не запомнился.

Три смерти генсеков подряд смутили даже непробиваемое Политбюро ЦК КПСС, и следующим генеральным секретарём был избран молодой и энергичный Михаил Сергеевич Горбачёв. В том же году, 1985 году, Горбачёв начал реформу советского государства, которую в народе назвали перестройкой. Официально планировалось провести «обновление социализма» и дать толчок для его дальнейшего развития.

На фоне  своих предшественников новый генсек выделялся крепким здоровьем, жизнерадостностью, неопытностью, некоторой даже наивностью, неискушённостью, и именно это и привлекало в нём первое время народ, в том числе и Черновых. Каждого – по своему.

Иван Степанович вырубку виноградников считал глупостью, но идею сокращения и упорядочения продажи спиртного приветствовал. Пьяниц Чернов ненавидел, а алкоголиков презирал. И мирные инициативы Горбачёва Иван Степанович тоже одобрял. «Повоевали, хватит. Учиться нужно мирно жить. И в Афганистане войну заканчивать».

Раисе Александровне очень импонировало то, что новый глава государства на официальных приёмах стал появляться со своей женой, тоже, кстати, Раисой, нравилась внешность и манеры первой леди. Она слышала, что Горбачёвы были однокурсниками и политические решения обсуждали между собой.

Любительница чтения Варвара была рада появлению в литературных журналах произведений забытых и полузабытых авторов. Взахлеб она читала Ахматову, Домбровского, Платонова, Шаламова, впервые напечатанные произведения Солженицына, Пастернака, Булгакова, и говорила «Сейчас читать стало интересней, чем жить».

Наташа приветствовала появление многочисленных, разрешённых теперь законом «Об индивидуальной трудовой деятельности», кооперативов, а также появившуюся возможность заграничных поездок.

У Станислава и у Саши Павловского тоже, конечно, были большие надежды на перемены к лучшему. Но речи – речами, а дела - делами. Дела же, не считая международных успехов, шли неважно. Весной 1986 года произошла серьёзнейшая авария на Чернобыльской АЭС, в последний день августа пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся с новеньким современным балкером «Петр Васёв». В Цемесской бухте, на выходе из Новороссийска! В тихий спокойный вечер! Понять, как такое, вообще, могло случиться, штурманам было трудно.

В конце восьмидесятых одно за другим в иностранных портах стали открываться так называемые «круинговые агентства», предлагающие морякам работу на судах греческих компаний. Первое время Слава к таким слухам отнёсся скептически, но по мере того, как за какие-то непонятные долги в иностранных портах стали арестовывать одно за другим отечественные суда, он о своём будущем призадумался. В агентстве «Кредо», в которое он зашёл наугад, ему сказали, что специалисты его уровня на мировом флоте нужны, и ждать работы долго не придётся.
 
- Подавайте документы, убедитесь сами.
- Спасибо. Я подумаю, - ответил Станислав.

* Продолжение следует - http://proza.ru/2023/04/29/1594