Давуд-бек ал-Джабали ал-Мушкури - крупный лезгинск

Али Албанви
Давуд-бек ал-Джабали ал-Мушкури — лезгинский государственный деятель

Ал-Хаджжи Давуд-бек б. Мухаммад-хан (Мехмед-хан) ал-Джабали ал-Лезги ал-Мушкури ’ад-Дагистани (1680–1735) — крупный лезгинский государственный деятель, полководец, организатор и руководитель антиперсидского восстания, глава суннитского духовенства, факих, мударрис и поэт. Глава теократического государства в Ширване. Хан Ширванский и Крымский.


Жил в сел. Девела (ныне сел. Дедели Хачмазского района современного Азербайджана). По версии дагестанского историка Б.Э. Эскендерова ал-Хаджжи Давуд мог быть выходцем из высокогорного села Джаба (лезг. Чепер) ныне Ахтынского района Дагестана:


«…Что касается его происхождения из селения Дедели, то оно основано на сведениях Лопухина и Гербера, и на наш взгляд является ошибочным. Хаджи Давуд имел в селении Дедели участок земли и дом, но ни эти авторы, ни один другой источник не утверждает, что он был уроженцем села Дедели. Наоборот, еще один летописец тех лет пишет, что Хаджи Давуд «…с давних пор постоянно проживает в нахийе Мюскур, находящегося в районе пристани Ниязова». Отношения между равниной, каковую представлял из себя Мушкюр, и горными областями в то время были куда более тесными. Ширван был житницей, без которого горцы не могли жить, ибо обеспечивал горы хлебом. В тоже время ширванские равнины были зимними пастбищами для скота, основного богатства горцев. Многие, если не все горные аулы имели в Ширване свои выселки и кутаны. Селение Дедели в «Известиях о втором путешествии доктора Лерха в Персию» назван «армянским городком, который окружен земляным валом». Существует также указ Фет-Аали-хана, подтверждающий, что Дедели был селением владельческим, т. е. имело своего владельца, что было нехарактерно в тот период для лезгинских сёл в Мушкюре. Так что есть очень веские основания считать, что Хаджи Давуд был горским жителем, осевшим или проживающим в селе Дедели. Во всяком случае известно, что ал-Хаджжи Давуд имел нисбу «ал-Джабали», что в переводе с арабского может означать, как житель села Джаба, так и горец, горский житель вообще. Примечательно, что и в фольклоре он именован «Хаджи Давудом Дагестани» а не «Ширвани»)».


В мае 1728 года ал-Хаджжи Давуд был приглашён турецким султаном на переговоры в г. Гянджа (ныне город в современном Азербайджане), на свадьбу. Ал-Хаджжи Давуд принял это приглашение и прибыл туда вместе семьёй, включая четырёх сыновей и двух братьев, и приближёнными. Однако его стремление к самостоятельности и неуправляемость пугали турецкие власти, посему по прибытии в г. Гянджа он был взят под стражу и пятого октября, вместе со семьёй и приближёнными, вывезен в г. Эрзерум.


В свою очередь турецкие архивы начинают понемногу проливать свет на судьбу взятого в плен и сосланного на остров Родос семейства ал-Хаджжи Давуда. Например, некоторые любопытные сведения обнародовал в 2014 году турецкий историк Яшар Баш («Правитель Ширвана Хаджи-Давуд, политическая борьба ссылка и семейная жизнь»), сотрудник университета в турецком городе Бингёл. В его статье наибольший интерес представляют сведения, извлечённые из архивных хранилищ. Эта информация касается пребывания семьи ал-Хаджжи Давуда в турецком плену. Согласно указанным документам, ал-Хаджжи Давуд вместе с семьёй содержался на острове Родос под усиленной охраной, чтобы не сбежал. Речь идёт о его четырёх сыновьях и двух братьях. Яшар Баш пишет, что на одном из мусульманских кладбищ Родоса может быть обнаружена и место захоронения лезгинского полководца и государственного деятеля.


В 1735 году, его семья была поселена в городе Гелиболу (бывший Каллиполис) на европейском берегу пролива Дарданеллы. В то же время, как признаёт автор статьи, остаётся не выясненным вопрос о том, был ли сам ал-Хаджжи Давуд перемещён с Родоса в Гелиболу до своей кончины. В городе Гелиболу для пленников были арендованы помещения в семи армянских и одном мусульманском доме. Членам семьи была установлена месячная выплата с учётом стоимости аренды жилья в размере пятидесяти курушей в месяц. Начиная с 1745 года, эта сумма была уменьшена до 44 курушей. Мухаммад-Карим, старший сын ал-Хаджжи Давуда, был направлен в Ширван после смерти отца с миссией привлечь местное население на сторону Турции в её противостоянии с Ираном, перешедшим под власть Надир-шаха Афшара (1688–1747). Мухаммад-Карим-бек (Мехмед-Керим-бек) погиб там при невыясненных обстоятельствах не позднее 1742 года. Приблизительно в это же время умерли в городе Гелиболу другие два сына — Сулайман-бек и Тахир-бек. Во главе семьи остался ‘Абд ал-Карим, младший сын ал-Хаджжи Давуда (по другой версии он единственный из сыновей кто избежал турецкого плена).


Говорится также и о дочерях, одну из которых звали Пейкер, а её мужа — Казим. В плену содержались пятнадцать прямых родственников ал-Хаджжи Давуда и 24 человека из числа приживальщиков. В статье названы также имена потомков ал-Хаджжи Давуда, проживавших в Гелиболу, а впоследствии в разных местах Анатолии. Кроме того, во дворе мавзолея Языджи-эфенди, находящегося в Гелиболу, была обнаружена надгробная плита с надписью. В ней указано имя ал-Хаджжи Давуда, титул «правитель Ширвана» и время его кончины — 1735 год. Где находится сама могила, до сих пор не известно. Старинное кладбище, находящееся вблизи мавзолея Языджи-эфенди, оказалось сильно поврежденным во время дорожно-строительных работ. Возможно, что оно снесено полностью.


До нас дошло одно единственное стихотворение, подписанное самим богословом ал-Хаджжи Давудом ал-Джабали ал-Мушкури (1680–1735), в котором автор осуждает такие человеческие качества как зависть, двуличие, алчность, жадность и призывает к высокой нравственности и морали. Путь к этому ал-Хаджжи-Давуд видит в просвещении лезгинского народа, приобщении его к религиозным и светским наукам.


Смотрю на людей, погрузившись в раздумья,
Всюду волки одни, взгляды-взоры безумья.
И других вижу тоже, есть и лиса хитрей.
Соколиный же глаз, их уловок острей.
Но видел я также и чистых людей,
Им святость больше хлеба нужней.
Те знают, она не к лицу сатане,
И с ней не узнают, себя в кабане.
И знает пусть каждый, наука успех,
Науки как кони, табуны ждут нас всех.
День правды, когда, нас всех оголит,
Науке одеждой нам стать предстоит.
Невежды отступятся, вниз упадут,
Лишь те, кто с ученьем, на вершину взойдут.


Автор: ‘Али Албанви


АЛ-ДЖАБАЛИ — нисба «ал-Джабали», переводится с араб. букв. как «Горский», кроме того, данная нисба может говорить нам о происхождении её носителя из лезгинского села Джаба (лезг. Чепер), ныне Ахтынского района Дагестана.

АЛ-МУШКУРИ, АЛ-МУСКУРИ, АЛ-МУЬШКУЬРВИ (лезг. МУЬШКУЬР) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к исторической области Мюшкюр (Маскат, Мушкюр, Мушкут); историко-географическая область в южной части Приморского Дагестана и современного Северного Азербайджана. Соответствует южной части Дербентского и восточной части Магарамкентского районов, Кусарского, Хачмазского и Кубинских районов. Ограничен с востока Каспийским морем, с юга — р. Самур, с севера — г. Дербент. Мушкур описан у И. Гербера как округ, населенный суннитами, говорящими по-тюркски. Между тем при описании событий 1711 г. ал-Хаджжи Дауд везде именуется лезгином, даже «лезгинским владетелем», его родное село Дедели фигурирует как лезгинское (как и окрестные села). Остается предположить, что между 1711 и 1727 гг. Мушкур пережил значительные перемены — с этим согласуется выше сообщение И. Гербера о том, что после 1724 г. ал-Хаджжи Дауд «перегнал» значительную часть жителей приморской равнины в Кабалу и Агдаш. О Мушкуре же И. Гербер сообщает: «Уезд невеликий... а через мятежников ныне, которые обитателей мушкурских частию в Шемаху и в другие места увезли, а частию убили и разогнали...». Примерно то же говорит он о судьбе жителей Шабрана и Бермека. Позже существовал Мушкюрский участок (магал), который по-видимому делился в то время на две части: Мушкюр Кубинский (южная половина) и Мушкюр Дербентский (северная поло­вина, куда как часть входил и Карблухский район).

’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафиитский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.

АЛ-ХАДЖЖИ (араб. «паломник») — почётный титул, присваиваемый мусульманину, совершившему ал-хаджж (хаджж), паломничество в Мекку и Медину. Ал-хаджж является одним из пяти «столпов» ислама — основных деяний мусульманина, которые тот обязан (если есть такая возможность) совершить в своей жизни.


Литература / источники

1. ‘Али Албанви. Предпосылки освободительного движения Давуда ал-Мушкури [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJwS, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

2. ‘Али Албанви. Мударрис ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури [Электронный ресурс] Режим доступа: http://proza.ru/2019/09/21/850, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

3. Алекс Бертран Громов, Сейед Нассер Табаи Персия. История неоткрытой страны [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ7x, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

4. Весь Сергей Соловьев: Петровские чтения, История падения Польши, Публичные чтения о Петре Великом [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ7C, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

5. Волков В. Русская история. Избранные труды. С. 181. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ8B, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

6. Гереев Р. Легендарный Хаджи-Давуд вновь ожил. Найден проект памятника великому полководцу [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghZRR, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

7. Кавказский сборник. Том 6. Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. Центр кавказских исследований. Русская панорама, 2010. С. 48.

8. Карта театра войны между Россией и Персией с 1722 по 1734 год // Бутурлин Дмитрий Петрович Планы и карты к военной истории походов россиян в XVIII столетии. Часть I. Том IV. СПб.: Военная типография, 1821. — 411 с. Область Мушкур.

9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей (3 том) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ6H, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

10. Красильников А. Старинное древо [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ8X, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

11. Макаров А. Петр Первый и Астрахань. 1994. С. 157. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJBJ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

12. Олицетворение единства народа [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lezgigazet.ru/archives/106262, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

13. Павленко Н.И. Очерки истории СССР: Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. — Изд-во Академия наук СССР, 1954. С. 605.

14. Ризванов Р. Очерки истории Восточного Кавказа. 2004. С. 273. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJAf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

15. Соловьёв С.М. История России с древнейших времен. Том 18. От царствования императора Петра Великого до царствования императрицы Екатерины I Алексеевны. 1703–1727 гг. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ5p, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

16. Сотавов Н.-П.А., М.С Мейер. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в. от Константинопольского договора до Кючук-Карнарджийского мира, 1700–1774 гг. С. 58. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ7i, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

17. Хаджи-Давуд и Хаджи-Мурат: сходство и различие судеб в оживающей истории [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghZRD, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

18. Шахпазов Г. Последнее пристанище Хаджи-Давуда. О поисках места упокоения героя и предводителя лезгинского народа [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghZRM, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

19. Шефов Н., Аверин И., Кудряшов И., Климов Д. Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск, 1700–1914 гг. Том II [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ7Q, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

20. Эскендеров Б.Э. Происхождение кубинских ханов: новая версия // История, археология и этнография Кавказа. Т. 15. №2. 2019. С. 132–148. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1512, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

21. Эскендеров Б.Э. Имам из Мушкюра [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lezgigazet.ru/archives/35354, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

22. Ekev Akademi dergisi. Yil 18, sayi 58, kis 2014. // Ya;ar BA;. ;irvan Hani Haci Davud, Siyasi M;cadelesi, S;rg;n Hayati Ve Ailesi. С. 629–647.

23. Nikola; Pavlovich Grit;s;enko, Zolotov V.A. Города Северо-Восточного Кавказа и производительные силы края в середине XIX века [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ8m, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

24. Vikenti; Pavlovich Lyst;s;ov. Persidski; pokhod Petra I, 1722–1723. С. 118; 119; 130. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ98, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

25. Izvestii;a Akademii nauk SSSR. Bulletin de l'Acad;mie des sciences de l'Union des R;publiques Sovi;tiques Socialistes. Serii;a istorii i filosofii. S;rie historique et philosophique · Том 5, Выпуск 6. 1948. С. 538. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ9N, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.

26. Serge; Mikha;lovich Solov;ev. Istorii;a; Rossii. Том 15. 1966. С. 389. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/ghJ9z, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2022). — Яз. рус.