Пылающее сердце 1

Андрей Грачев 2
Предисловие. В свое время наделала шуму статья некоего Дымича, опубликованная в журнале "авиация и космонавтика". В ней автор задался благой целью: установить, как JG54 теряла своих асов на Восточном фронте. Цель благая и похвальная, тема интересная. Поначалу статья эта очень обрадовала горе-патриотов, а потом выяснилось, что она содержит не просто неточности, а самое наглое вранье. Тут есть и фейковые асы, которых никогда не было, спутаны даты, места, фронты. Появился некий мистический киллер асов Аркадий Суков (сегодня установлено, что такого лётчика никогда не существовало). Короче говоря, статья эта представляет из себя дичайшую муть, способную лишь позабавить любого человека, кто хоть как-то увлекается данной темой. Однако тема эта сама по себе интересна. И мы попробуем возобновить это исследование. Мы расскажем о потерях асов эскадры, включив в наше исследование не только случаи гибели, но по возможности все случаи, когда асы теряли в бою свой самолет.

Глава первая: в небе Литвы и Псковщины.

JG54, она же - "зелёное сердце", войну встречала в Прибалтике, а затем выполняла грязную работу: бои в небе Ленинграда. Многие её асы в тот период отметились откровенными преступлениями, уничтожая транспортные самолёты, эвакуировавшие мирное население. Например, весьма известный деятель Макс-Хельмут Остерманн.

В первые недели войны эскадра действовала в районе Даугавпилса, а затем Острова. Истребительные части советских ВВС на этом участке понесли большие потери в первые же дни, поэтому эскадра не встречала в этот период особенного сопротивления со стороны истребителей. В основном эскадра билась против советских бомбардировщиков, которые летали на задание без прикрытия и несли большие потери. Однако время от времени от их огня терпели ущерб и немцы. Так, уже 23 июня в бою был подбит стрелками командир 9 отряда оберлейтенант Ханс-Эккехард Боб, и при вынужденной самолет его разбился. Лётчик этот имел свыше 20 побед и был на тот момент одним из лучших асов эскадры. Этого пилота на Восточном фронте советские лётчики периодически крепко брали в оборот.

29 июня стрелки советских бомбардировщиков сняли с неба самолёты оберфельдфебеля Макса Штотца и фельдфебеля Карла Кемпфа из 7 отряда, в будущем оба стали известными асами. Оба, правда, посадили самолёты на брюхо, но о восстановлении речь не шла. Также один бф-109 потерял 9-й отряд. К сожалению, советские бомбардировщики понесли в том бою огромные потери. На следующий день стрелки сбили ещё четыре самолёта, в том числе командира 5 отряда Хюберта Мютериха, который тогда смог спастись.

5 июля впервые был сбит серьёзный ас не огнём стрелка, а в воздушном бою. А именно - хауптманн Арнольд Лигнитц, командир третьей группы. Поскольку в то время ситуация была критическая, командование перебрасывало в данный район части, которые приписаны были совсем к другим фронтам. Так здесь оказались 158-й и 159-й иап, которые числились в составе СФ. В тот день 159-й иап отражал удар бомбардировщиков в районе Порхова. В этом бою было заявлено две победы, одна из них тараном. Истребителей заявлено не было по той причине, что Лигнитц не был сбит, а только подбит, успев сбить один "Миг". Он дотянул до своих позиций и сел на брюхо, но самолет был позже списан.

Потери, кстати, эскадра несла в этот период ощутимые, правда в основном в матчасти. 6 июля советским истребителям удалось впервые в воздушном бою нанести крупное поражение "зелёным сердцам". Этот бой заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробно.

В тот день звено "Мигов" из состава 155-го иап сопровождало СБ в район Порхова. Немцы уже привыкли, что СБ ходят без сопровождения, и не рассчитывало на "тёплый приём" от советских истребителей. Группа JG54 допустила ошибку, сразу атаковав СБ и не сковав боем истребители. Видимо, их попросту немцы не заметили: МиГи шли выше. А затем, в момент атаки немцев, советская небольшая группа с крутого пике внезапно атаковала немецкую группу, превосходящую нашу по численности. Ведущий группы, Сторожаков Алексей Николаевич, ветеран войны против финнов, атаковал ведущего бф-109, тот мгновенно загорелся и пошёл вниз. Не тратя времени, Сторожаков обстрелял и второй бф-109, успех был столь же впечатляющим. Лётчик Антонов Леонид Владимирович атаковал ведущего второго немецкого звена и тоже сбил. Немцы, потеряв ведущих, совершенно растерялись, а советские пилоты продолжали свои яростные атаки, сбив ещё два бф-109. Причём Сторожаков отличился трижды в том бою, третья победа записана ему как парная. По итогам боя подтвердили пилотам четыре победы из пяти.

Бой этот был уникален для тех суровых дней и показал, что немцев бить можно. Побили их качественно и их же оружием.

Пострадали в том бою пилоты 7 отряда - лейтенант Хельмут Бидербрик и унтерофицер Теодор Штайнвендтнер, оба прибегли к помощи парашюта. Подбиты были пилоты 8 отряда - оберлейтенант Хайнц Ланге, 5 побед на счету, и лейтенант Эрвин Лейкауф, 7 побед, оба совершили вынужденные, после которых самолёты списали. Командир 9 отряда Ханс-эккехард Боб, имевший уже 29 побед, был подбит, совершил посадку на брюхо, самолёт был сильно поврежден и отправлен в долгосрочный ремонт. К сожалению, Сторожаков Алексей Николаевич погиб в сентябре 41 года, посмертно получил Звание Героя.

15 июля в очередной раз сбит был Ханс-эккехард Боб. Он дотянул до своих позиций на горящем самолёте и совершил вынужденную. Самолет разбился, но везучий Боб не пострадал. Любопытно, что он был сбит в бою с лётчиками 5-го иап ВВС ВМФ. Положение было таково, что уже и морские лётчики вынуждены были биться в районе Старой Руссы. Бой был крайне тяжёлый. Немцы атаковали группу полка в районе аэродрома. Был сбит лётчик Копылов, ещё один самолёт подбит и разбился на вынужденной вместе с пилотом. Но лётчик Бондаренко Семён Григорьевич во время боя смог поймать в прицел самолёт Боба и дал меткую очередь. В будущем Бондаренко стал замечательным асом.

На следующий день был в воздушном бою подбит лейтенант Ханс Байссвенгер из 6 отряда, в будущем - знаменитый ас. Он уже и тогда имел на счету около 20 побед. Подбит он был в бою с пилотами 158-го иап. Выйдя из боя, он совершил посадку на брюхо, самолёт его получил очень серьёзные повреждения и для дальнейшей боевой работы не годился. Заявок на него советские пилоты не оформили.

1 августа пилоты 154-го иап и 159-го иап снова преподали урок опытным асам из состава 7 отряда. Бой отчасти напоминал схватку 6 июля: так же точно немцы атаковали советские бомбардировщики, так же точно их атаковали советские пилоты с вертикали, выбирая в жертву лидеров немецких звеньев. Сбиты были два оберлейтенанта - командир отряда Гюнтер Шольц и ас Макс-Хельмут Остерманн. Оба кое-как совершили посадки на брюхо, но самолёты разбились, а Шольц ещё и был ранен. На счету асов были 21 и 22 победы соответственно. Отличились лётчики Пилютов Пётр Андреевич и Лукьянов Александр Михайлович.

Немцы рвались к Ленинграду. В августе начались бои за этот город, дорогой сердцу каждого Советского жителя. Об этих боях мы расскажем в следующей главе. А, подводя итоги боев в небе Даугавпилса, Острова и Порхова, мы видим, что, несмотря на большой перевес немцев, иногда удавалось и их прижать весьма крепко. Увы, в большинстве случаев немецкие лётчики всё же сажали свои живучие бф-109 на брюхо. Поэтому пока что эскадра в воздушных боях не понесла потерь безвозвратных из числа асов, имевших свыше 10 побед. Все самые серьёзные испытания ждали эскадру впереди.