Пешие размышления

Анастасия Павленко
Сегодня Международный день памятников и исторических мест. Сегодня ходят пешком по достопримечательностям и прикасаются к величию времени, которое никого не щадит, вбирая в свой круговорот имен и событий. Жаль, что и мы особо не церемонимся с памятью, рафинируя ее, оскопляя, делая удобоваримой, комфортной и приносящей прибыль…

Я с удовольствием прошлась бы по следам первых людей, которые остановились в поисках пристанища от природных стихий и диких животных здесь, на месте зарождения Самарканда. Одетые в шкуры, 30 тысяч лет назад они осторожно ходили в зарослях тугайных лесов, с опаской оглядывая окрестности, прислушиваясь к малейшему шороху. Они уже знали благотворную силу огня и умели сооружать жилища из камней, рогов и шкур. Они кропотливо делали копья и стрелы с наконечниками из кремния и кварца, совершали таинственные обряды вокруг костра перед охотой, оставляли рисунки на скалах, ныне именуемые петроглифами. Они были первыми людьми в этих краях. А узнал о них в 1939 году археолог Н. Г. Харламов, который в поисках истоков загадочной цивилизации Гальбу проводил раскопки в Самарканде на озере Комсомольское. Искал цивилизацию, а нашел следы верхнего палеолита – скребки, зубила, отщепы. Но кто ведает об этом, кроме ученых? Где расскажут о прасамаркандцах? В новом бассейне или на стадионе «Динамо»? А в музеях посетители вместе с гидами быстро пробегают мимо витрин с аккуратно сложенными свидетелями далекого прошлого…

Я с трепетом постояла бы у огня Бахрама в святилище на берегу седого Сиаба или стремительного Новадона, окунулась бы в их кристально чистые и прохладные воды. Послушала бы гимны «Авесты» о вселенском законе праведности и гармонии, воспевающими святость природных стихий и живой природы - огня, воды, ветра, земли, растений и животных. Но давно нет этих святилищ, даже памяти о них не осталось. Сиаб осквернен нечистотами человеческих дел, тел и мыслей, а великая книга, с которой веками жили народы, скорбно молчит. Другое время – другие книги…

Хотелось бы увидеть, как у Политимета – Зеравшана - сражался согдийский царь Спитамен с войском царя македонского – Александра. Проиграли тогда смелому согдийцу полководцы Македонского, пали двое из троих, посланных Двурогим для подавления восстания. И под угрозой смертной казни повелел Александр, не захотевший мириться с поражением, молчать всем свидетелям этого позора. Но разве можно скрыть правду от времени и пространства? Они всегда помнят, даже если позади 2300 лет, если об этом забыли потомки…

Я иду по нынешнему Самарканду мимо памятников, которым 500-600 лет, мимо зданий, построенных чуть больше века назад. Одни из них нарядно одеты и украшены по последнему слову техноцивилизации, другие заброшены и тихо ожидают своей участи в угоду политического курса и экономической целесообразности. А где-то подо мной спит живая история, а надо мной несут свой свет миллиарды звезд, не ведающих добра и зла, не знающих забвения…