8. Пракрита и пуруша

Лариса Болотова
 Из слов Гулаб-Синга:

- Там, где Геккель видит силу и творчество в одной материи, Капила считает немыслимым что-либо приписывать пракрите без содействия пуруши. Он  сравнивает их «пракриту» с человеком со здоровыми ногами, но безглазого и безголового, а «пурушу» – с существом с глазами и мозгом, но без ног и движения. Для того чтобы мир мог развиваться и произвести наконец человека, пуруша (дух) должен был сесть на шею безголовой пракриты (материи), только тогда она стала одарена сознанием жизни и помысла, а пуруша получил способность двигаться её ногами и заявить о своём существовании. Если пуруша безсилен в своих заявлениях и есть как бы одна не существующая абстракция без помощи объективной формы пракриты, то последняя и того хуже. Без содействия духа и его оживотворяющего влияния она лишь куча безжизненного  навоза…

Пракрита – пластическая материя, природа в своём хаотическом и неявном состоянии.

Пуруша – дух неосязаемый и не проявляющийся в природе иначе, как через пракриту или материю, которую он оживляет.

Гулаб-Синг громадного роста раджпут, независимый такур из провинции Раджистана (означает буквально «обитель или земля царей»), которого … знали под именем Гулаб-Лалл-Синга, а звали просто Гулаб-Синг. … об этом странном человеке шли самые удивительные и разнообразные толки. Ходила молва, будто он принадлежит к секте радж-йогов, посвящённых в таинства магии, алхимии и разных других сокровенных наук Индии. Он был человек богатый и независимый, и молва не смела заподозрить его в обмане, тем более, что если он и занимался этими науками, то старательно скрывал свои познания ото всех, кроме самых близких ему друзей» (стр. 41)


               Как понять взаимоотношения пуруши (духа) и пракриты  (материи)? Возьмём любой автомат, работающий по заданной программе. Чтобы изменить его программу, а, следовательно, и его действия нужно, чтобы пришёл человек и ввёл в него другую программу. Так физическое тело человека для своей жизни снабжено определёнными программами (можно рассматривать его как пракрити), которые само физическое тело не способно изменить. А вот сознание (пуруша) человека способно это сделать. Физическое тело хочет есть при любых внешних условиях, то же самое относится и к другим его функциям, например, сон.  Как же сознание управляет физическим телом? Через душу, то есть через мысли, чувства и особенно боль. Когда у вас плохое настроение (вас обидели, у вас жизненные трудности, потеря близких, у вас что-то болит) вам совершено не хочется есть.  Душа через мысли, чувства, боль меняет программу физического тела. Где же находятся желания и воля человека? Думаю, что в сознание (духе?) человека.   Пока такое понимание выше изложенного.

Источник информации книга Е.П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» (стр. 262).