Сочи на вкус, выпуск II издан!

Анна Петросян
Вышел из печати второй том сборника кулинарных рассказов

Вы задумывались, как зарождается и крепнет идея-желание посетить то или иное место? У всех по-разному, наверное, и факторов множество. Но есть и какие-то базовые, так сказать – фундаментальные. А поехать на курорт – это вообще отдельная история и предвкушение. Для новичков город будет одним, для отдыхающих со стажем – другим. Многое зависит даже не от самого города, а от настроя и настроения гостей, их умения находить желанное, замечать хорошее и быстро забывать неприятное. Да и сами понятия «отдых», «туризм» - такие многогранные. Для меня это может быть лежание с книжкой у распахнутого окна под шум прибоя или горной реки, для вас – лазанье по горам или рекордные заплывы в море. Для кого-то дискотеки, рестораны, курортные романы, для других – санаторное лечение, спа-процедуры и полный релакс.

Столь длинным вступлением-размышлением я подхожу к теме книг о еде. Да-да, именно о еде! Книг о еде в известном городе-курорте. Городе многонациональном (более 110 национальностей), пёстром, контрастном, с захватывающей историей и динамичным настоящим.

У идеи, ударившей в мозг в дУше снежным вечером 2021 года, получилось неожиданно пышное продолжение. Изданных два тома кулинарных рассказов – оранжевый и золотисто-зеленый. Вместе под 100 авторов, около 120 семейных историй с рецептами.

Клич по друзьям и коллегам дал результат: все прислали свои тексты. Для первого тома под каждый рассказ художница Ольга Бровка делала иллюстрацию. Для второго тома я попросила натюрморты у Владимира Переверзева и Натальи Русиновой и выбрала к текстам наиболее подходящие.

Что это за проект и для чего он? Изначально и сознательно хотела сделать подарок маме: оформить в сборник ее кулинарные семейные истории. Они у меня были в рукописях. И маме приятно, и для потомков полезно. А идея брызнула шире – собирай такие рассказы среди знакомых, будет веселее и разнообразнее. Так и сделала. Самое интересное и новое – искать деньги на печать. Интуитивно, времязатратно, азартно и с озарениями. Это отдельная история и заслуживает быть оформленной в издательские бизнес-кейсы, но о ней не в этот раз.

Чем хороши кулинарные рассказы жителей и гостей Сочи? Искренностью, информативностью, у кого-то документальностью, у кого-то – нежностью переживаний. Это наша с вами история. Описана жизнь курорта через кулинарию за последние почти сто лет. Самому нашему почтенному автору – Лие Игоревне Становой – в этом году 94. Как и чем питались в Сочи и окрестностях до Великой Отечественной войны и в Войну, когда были сытные и не очень годы. В историях сборников описаны лучшие пищевые предприятия Сочи, многих из которых уже, увы, нет. А они очень даже актуальны и необходимы.

Изначальная цель трансформировалась. Из чего-то локального и семейного она преобразилась в нечто более широкое. Тепло, уют, ароматы, звуки, воспоминания, вкусы… аккуратно и ненавязчиво рисуют образ курорта. Каким он был и во что превращается. Новые сочинцы в восторге от местной еды, представляете? Кто-то прям так и признается: «Переехал в Сочи, чтобы есть настоящий хачапури-лодочку каждый день».

Сейчас мне интересно привлечь внимание читателей к явлению – изобильный Сочи. И к таким неоспоримым достоинствам, как красивое и целебное море, вкусный воздух и чудесные горы, «золотые квадратные метры», хорошие санатории и отели добавить вкусную еду во всем ее многонациональном разнообразии. И пусть реками текут терпкий местный чай и ароматные варенья, пусть благоухают горы местных плодов и зелени, да пребудет с нами сила настоящего сулугуни!

Чуть больше года прошло с момента издания первого тома. Оранжевая книжка разлетелась по стране и миру. Читатели через семейные гастрономические истории узнали о курорте Сочи чуть больше. Издатель Анна Петросян выступала на разных форумах, презентовала сборник разной аудитории.

О книге написано много отзывов. Их оставили как обычные читатели, так и профи от туризма, тревел-журналистики и культурологии. «Сочи на вкус» называют гастрономическим гидом и «гастрономической школой», а авторов – теми, кто погружает читателей в мир южной кулинарии и особенной культуры питания на главном курорте России.

Дошло до того, что сборник «Сочи на вкус» был представлен на Российской креативной неделе в Москве.

Автор идеи, редактор и издатель кулинарного сборника Анна Петросян и автор предисловия к нему писатель и радиоведущий Анатолий Гендин участвовали в дискуссии «Съешь меня. Гастрономический код территории».

В павильоне «Архитектура и урбанистика, дизайн, мода, искусство» в Парке Горького собрались спикеры, модератор и посетители, чтобы поговорить о еде, точнее, о том, как гастрономия притягивает туристов и формирует представление людей о каком-то месте. Выступающие все разные, но их объединяет многое, в особенности желание находить яркие и глубинные смыслы в казалось бы обыденных вещах – в еде и фестивалях как важной части туризма.

Что известно о втором томе – зелененькой книжке? 57 авторов написали 70 кулинарных историй. В книге представлены натюрморты и пейзажи известных сочинских и российских художников Владимира Переверзева и Натальи Русиновой. Почти все авторы – новые. География приславших свои рассказы расширилась. Истории о сочинской еде прилетели из Испании, Франции, Италии, Греции. И, конечно, в основе книги – воспоминания о местных специалитетах тех, кто здесь родился и наблюдает курортные метаморфозы. Свои рецензии к новому сборнику написали известные маркетологи территорий, гастрономические журналисты, продюсеры фестивалей. Есть полоса со всеми поддержавшими проект СМИ.

- Мне было важно через истории наших авторов показать, как раньше Сочи прекрасно себя обеспечивал разнообразной едой. Было много садов и огородов, работал Молкомбинат, Рыбзавод, птицефабрика, производились местные лимонады… Каштанов, грибов, мёда, чая было очень много. Люди разных национальностей угощали друг друга, в семейных рецептах было великое разнообразие блюд. Это ни в коем случае не ностальгия. Но напоминание о продовольственной безопасности, которая, на мой взгляд, значима для курорта. С другой стороны – через истории о еде удобно показывать культурную составляющую территории. Читая истории о ресторанах или о том, как раньше называлось то или иное блюдо, мы расширяем кругозор и погружаемся в образ региона. Чтобы почувствовать место, очень удобно пробовать местную еду и еще лучше – узнавать, как она здесь появилась и кто, как и почему ее готовит. Меня называют «послом сочинской еды», это забавно и ответственно. Считаю, что на самом высоком уровне необходимо продвигать идею о том, что в Сочи не только золотые квадратные метры и чистый воздух, но и есть необходимость поддерживать фермеров и всех тех, кто культивирует наше местное производство продуктов – и как еду саму по себе, и как туристский продукт. Очень много нового можно узнать о Сочи из нашего сборника. Например, то, как называлась всеми любимая хачапури-лодочка до Великой Отечественной войны. Или то, где каштанные места. Или то, почему так много романтики вокруг добывания мидий…

Дизайн и верстка – Максим Заплатников.

Второй том издан при поддержке Марии Харлампиди и генерального директора компании Splat Global Евгения Дёмина. У Сплат – сочинские корни. В сборнике также представлены партнеры проекта.

Сейчас издатель развозит по Сочи и рассылает по стране книги авторам и новым читателям. На 14 мая намечена презентация проекта в Центральной городской библиотеке на улице Чайковского, 4.