Магическое мышление отделяем зерна от плевел

Гульмира Жамантикова
У большинства людей магическое мышление ассоциируется со всевозможными суевериями, мифами, колдовскими обрядами и даже шизотипическими расстройствами.

Однако, как показывает практика, магическое мышление в той или иной мере присуще любому человеку. Многие вполне здоровые и успешные люди верят в счастливые номера, носят талисманы, плюют через левое плечо, видя перебегающую через дорогу черную кошку, и это не мешает им оставаться в целом здравомыслящими людьми. Исследователей этого феномена всегда поражала неистребимость подобных явлений в современном обществе. В чем же секрет его притягательности?

А дело не только в приметах и суевериях. В широком смысле магическое мышление – это убеждение в том, что слова, мысли или символы могут влиять на ход событий в материальном мире. Это убеждение прочно сидит в основе человеческой психики. Оно предполагает причинно-следственную связь между внутренним, личным опытом и внешним физическим миром.

И как показывают современные научные исследования, эта взаимосвязь действительно существует. Однако, будучи неверно истолкованной, она порождает те самые суеверия и обряды, то мракобесие, с которым безуспешно борется наука.

Но было бы неправильным вместе с водой выплескивать и ребенка из купели, т.е. борясь с мракобесием, отказываться от самой сути магического мышления – отрицать взаимосвязь между внутренним, личным опытом и внешним миром. Наоборот, нам следует внимательнее изучить эту взаимосвязь и очистить её от ошибочных гипотез и суеверий. Только в этом случае мы сможем реально очистить от плевел человеческое сознание, осветить тьму невежества.

Магическое и религиозное мышление было важной темой исследования антропологии и социологии в 19 веке.

Антрополог Джеймс Фрэзер (1854-1941) полагал, что человеческое общество проходит в своём развитии 3 стадии: магия – религия – наука, где магия представляет «низшую интеллектуальную формацию».

Однако другой его современник, антрополог и философ Леви-Брюль (1857-1939) считал, что магическое мышление (или, как он его называл, пралогическое, дологическое) не исключает логическое мышление. Логическое и пралогическое мышление представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе.

Психолог Жан Пиаже (1896-1980), исследовавший стадии развития психологии детей, также подчеркивал, что пралогическое мышление не является антилогическим, а представляет собой некую стадию, предшествующую логическому мышлению. Важной особенностью этой стадии является то, что в отличие от логического (научного), она не стремится избегать противоречия, а подвержено закону сопричастности (единства).

Исследуя магические ритуалы малазийских и перуанских племен, Фрэзер выделил 2 главных принципа магического мышления:

1. Принцип подобия: подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину.

2. Принцип соприкосновения (заражения): вещи, которые хоть раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии и после прекращения прямого контакта.

На этих двух принципах, по мнению Фрэзера, и основаны магические ритуалы. Проводя обряды с куклами, изготовленными из вещей, волос, ногтей жертвы, колдун считает, что он воздействует на самого человека. Сжигая куклу, он сжигает душу человека.

Отличие религии от магии Фрэзер видел в том, что в магии люди пытаются непосредственно влиять на природу (на людей, пространство, время), а в религии люди обращаются за помощью и защитой к сверхъестественным существам - более всемогущим и справедливым.

Но, как мы уже отметили выше, магическое мышление может быть и не связано с религией или колдовством. К нему можно отнести веру в плохие приметы, склонность искать и находить закономерности там, где их нет, придавать слишком большое значение случайным совпадениям, числам, датам, а также склонность сильно преувеличивать влияние своих мыслей, желаний и чувств на окружающую действительность: на других людей, на события в мире, погоду и т.д. (накаркала, сглазила, навлекла беду…).

А современные научные гипотезы, утверждающие, что мир, вся вселенная – всего лишь симуляция или матрица, продукт нашего мозга? Разве это не пример магического мышления? И, как мы видим, ему подвержены люди независимо от уровня образования, профессии, религиозности и т.д.

Магическое мышление лежит в основе человеческой психики, я бы даже сказала – в основе физиологии восприятия. Но мы не научились им правильно пользоваться, правильно распознавать эти сигналы. И наша задача – научиться различать явления, которые носят магический (целостный, системный) характер, от явлений, которые связаны причинно-следственной, логической цепью.

И магическое, и логическое мышление в равной степени необходимы человеку, но у каждого из них есть своя сфера применения. Там, где необходимо логическое мышление, не поможет никакая магия, а там, где необходимо магическое (целостное) понимание, бессильна логика.

Продолжение следует…