Будет ли в России партия с марксистской идеологией

Аникеев Александр Борисович
     Марксистский коммунистическая идеология появилась в 40-е годы XIX века, а его основоположниками стали немецкие мыслители К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Эта доктрина, в отличие от других форм социализма, имеет ряд особенностей. Во-первых, она чрезвычайно многословная, многоаспектная и противоречивая. Во-вторых, это марксистское учение претендует на единственно верное, вскрывающее и объясняющее законы общественно-исторического развития и предсказывающее будущее человеческого общества.

     Теория общественного развития по Марксу отражает классовые интересы трудящихся масс и явилась результатом обобщения практического опыта революционного рабочего движения. Уже первые открытые выступления рабочего класса в самом начале XIX в, наглядно показали силу объединённого пролетариата, когда из стихийного стремления к политической борьбе, будучи далёкими от теоретического осознания своей исторической миссии и своих ближайших политических целей, этот класс в разных странах стал превращаться в мощные политические партии. На этой основе возникла объективная потребность в соединении теории социализма (коммунизма)с революционным рабочим движением. Кстати, Маркс с Энгельсом отделяли социализм от коммунизма только в том, что социализм это лишь начальная фаза коммунистического общества и ответом на потребность такого разделения явилось марксистское учение, превратившее, по мнению его авторов, это учение из утопии в науку.

     Основные теоретические положения марксистского социализма изложены Марксом и Энгельсом в их совместных работах "Святое семейство" (1845), "Немецкая идеология" (1845—1846), в работах Энгельса "Положение рабочего класса в Англии" (1845), "Развитие социализма от утопии к науке" (1880), а также труд всей их жизни «Капитал». Первым программным документом коммунистического движения стал "Манифест Коммунистической партии" (Маркс, Энгельс), опубликованный в 1848 г.

     В период возникновения марксистского понятия о социализме и коммунизме особенно остро стояла проблема определения путей и форм перехода человечества к новому укладу жизни, который мог бы обеспечить угнетённому классу свободу от эксплуатации, равноправие и социальную справедливость. Стремясь к власти, буржуазия обещала установить царство разума, братства, свободы, равенства и справедливости. На деле антагонизм между бедными и богатыми, рабочим классом и классом буржуазии становился все более острым и открытым. Поэтому на первый план выдвигался вопрос об отношении к монополии капитала, о правильном понимании перспектив будущего коммунистического общества, когда монополия капитала постепенно сменится на монополию закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда населения страны.

     Маркс и Энгельс, в отличие от своих предшественников-социалистов, основную силу борьбы за прогресс и свободу, за освобождение всех трудящихся от эксплуатации представителями класса буржуазии увидели в революционном рабочем классе, в который должен был объединиться промышленный и сельский пролетариат, которые жизненно заинтересованы в полном и окончательном уничтожении своей эксплуатации на основе развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости.

    Они показали, что рабочий класс объединяющий сельский и промышленный пролетариат вынужден подняться на борьбу с монополией капитала, властью денег и анархией рынка исходя из объективных причин своего угнетённого бытия. Пролетариат, выполняя приговор, вынесенный всей историей классового господства власть и богатство имущих, неизбежно должен ликвидировать условия своей эксплуатации и осуществить переход к бесклассовому обществу, внедряя после своей победы более справедливые и мудрые социально-экономические законы, чтобы с правом трудиться на благо общества каждый имел право иметь от общества производимые в обществе и необходимые каждому базовые средства для жизни по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации своего труда! Именно об этом Маркс писал в опубликованном первом томе «Капитала» на станицах 88 – 89.

     А Энгельс в работе "Положение рабочего класса в Англии" пишет о том, что в пролетариате заложены мощные революционные силы, способные при своём объединении и победы в революционной борьбе преобразовать мир и освободиться от эксплуатации буржуазией. Подчеркивая политическую роль пролетариата в современном мире, Энгельс указал на необходимость соединения социализма с этим мощным рабочим движением при создании революционной политической партии рабочего класса.

     Маркс уже в своих ранних работах определил в общей форме средства и методы борьбы за победу коммунистической идеи. Материальная сила, пишет он, может быть ниспровергнута только материальной силой, победный исход борьбы пролетариата станет возможен только тогда, когда массы овладеют революционными идеями. Обосновывая революционный путь развития этой идеи, Маркс и Энгельс сформулировали мысль о том, что экономические факторы образуют основу, на которой вызревают определённые идеи, которые станут исходным материалом для обоснования теории классовой борьбы.

     В "Немецкой идеологии" ими формулируются основные положения материалистического понимания истории, вскрываются законы общественного развития, даются наброски марксистского учения об общественно-экономических формациях, раскрываются условия осуществления социалистической революции. В результате революции, подчеркивается в работе, пролетариат должен завоевать политическую власть. По мысли Маркса и Энгельса, коммунизм на высшей стадии своего развития - гуманизме с подлинно человеческими интеллектуально-духовными качествами, создаст вместо старого буржуазного общества с его классами, классовыми противоположностями и эксплуатацией новую человеческую ассоциацию, в которой "свободное развитие каждого будет являться условием свободного развития всех".

      На рубеже XIX и XX столетий творческую разработку марксистской идеи развития коммунистического общества из капиталистического продолжил известный российский политический мыслитель В. И. Ленин (1870 – 1924). Наступила эпоха новых революционных потрясений. Российский рабочий класс становится во главе мирового рабочего движения. В России складываются предпосылки для победоносного выступления рабочего класса. В этих условиях Ленин развивает" учение о массовой революционной марксистской партии рабочего класса, о социалистической революции, обосновывает необходимость союза промышленного и сельского пролетариата в единый рабочий класс для борьбы за социализм, исследует общие закономерности социалистической революции для развития капиталистического общества в коммунистическое через его первую ступень развития – социализм!

     Основными произведениями Ленина, в которых развиваются вышеназванные проблемы марксистского социализма, являются: "Развитие капитализма в России" (1899), "Что делать?" (1902), "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916), "Очередные задачи Советской власти" (1918), "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата" (1919), "Великий почин" (1919), "О нашей революции" (1923) и другие.

     Таким образом, теоретические основы марксистской идеи о коммунистическом обществе составляют обоснование неизбежной гибели капитализма и перехода человечества к коммунизму, признаётся историческая роль пролетариата как могильщика капитализма и создателя коммунистического общества. 

     Обосновывая социалистическую революцию в качестве непременного условия перехода от капитализма к социализму, превращения пролетариата из угнетенного класса в политически и экономически господствующий класс, признавая руководящую роль коммунистической партии в борьбе за новое общество, обосновывается необходимость пролетарского интернационализма в рабочем коммунистическом движении.

     Однако в России Ленин и его партия вместо социально прогрессивного социалистического развития выбрали методы государственного капитализма, даже нигде не упоминая о методах коммунистической экономики через двойственность равенства рабочего времени, как предлагал Маркс.  И Сталин, выбрав всё самое рациональное из государственного капитализма, добился громадных успехов в попытке построении сильного государства.  Затем Хрущёв и Брежнев по инерции продолжили жить по этому же принципу, немного лишь ослабив репрессии к противникам тоталитаризма, но в конце восьмидесятых ХХ века в партии произошёл раскол, а Горбачёв, Ельцин и Путин в 90-х годах прошлого века вернули экономику к частно-капиталистической системе хозяйствования.

     Таким образом в России идея коммунистического общества оказалась похороненной на долгие годы и до сих пор партии трудящихся масс с истинно марксистской идеологией развития социально справедливого общества в России никогда не было и не скоро появится.