Старик Иван да Старуха Марья

Елена Курышева
В некотором царстве, дальнем государстве, на краю леса темного, близ деревни Хлопотной жили поживали Старик Иван да Старуха Марья. Добрые старики, трудяги. Всю жизнь честно жили, об одном только тужили. Не было у них детушек, братушек да сестриц, вдвоем век вековали, соседям помогали.

Вот как-то пошел старик в конюшню, свою лошадку проведать, а там, в сене нашел трех мальцов. Кто подкинул неведомо, откуда взялись не ясно. Побежал дед за Марьей.

Прибежала она, посмотрела да принялась за дело. В дом всех перенесли, накормили чем могли. С тех пор у стариков забота - вырастить малышей, еще та работа.

Растут мальчишки не по дням, а часами, назавтра уже пошли сами. Подумали бабка с дедом да назвали мальцов: Емеля, Демьян да Василий. Так и живут в этом мире.

Мальцы все быстрей подрастают да старикам уж в жизни помогают.

Радуются Иван да Марья, как же здорово, когда семья.

Однажды утром в конюшне малец Василий нашел конька малого. Очень он удивился, а старая кобыла помолодела и помогает конику умело.

Как же откуда все это взялось? Никто не знает. Так повелось, что чудеса у стариков происходят, а они божью милость во всем находят. Каждый день благодарят и себя, и ребят, и небо, и солнце, и добрый ветер. Да мало ли благодарности в свете.

Так и живут семьей участной. Друг о друге радеют, это же счастье.

Только Емеля с Демьяном не рады, у Василия все лучше: и награды он получает больше, добра. Они же обижены и считают, сколько Василий всего получает.

И коник смешной ему подчиняется, а Демьяна с Емелей и вовсе чурается.

Думают братья, решают: как бы Василию навредить, может из дома его изжить?

Тут заболела бабка Марья. Демьян говорит:

- Есть средство на свете, яблоки молодильные где-то растут, если их добыть, о хворобах можно забыть.

Дед Иван отвечает:

- Да где ж их найти? Я не знаю. И сил у меня молодецких нет, идти за ними.

Тут встает Василий и говорит:

- Отпусти меня, батюшка, благослови. Пойду поищу, может найду, а может быть нет. Если чрез год не вернусь, пусть отправляется в новый путь кто-то из братьев. А мне пора.

- Ну что, иди. Благословляю тебя в пути. Пусть все беды пройдут стороной, и скоро вернешься ты домой. Коника своего ты возьми, будет помощником он  в пути.

Василий отцу поклонился земно, собрал котомку и утром без слов, солнышко встало, и Василий пошел, коника доброго в поводу повел.

Братья Емеля и Демьяном рады: услали дурня, так ему и надо.

А только Василий скрылся из глаз, коник ему начал рассказ:

- Добрый ты парень, Василий, чудесный. Братья твои, из интереса хотят погубить тебя, чтобы досталось наследства им больше. Самую малость любят они старика со старухой, нужны им земля да хозяйство. От скуки потом прогуляют они то наследство. Если же ты принесешь это средство, что Марью на ноги поставит, Емеля с Демьяном тебя не простят, снова попробуют куда-то услать.

Ты почеши у меня за ушком и достань золотое перо. Это перо чудесной птицы, оно поможет нам очутиться у доброй яблони, что нам нужна. Сядь мне на спину, пером взмахни и трижды скажи: «Судьба, помоги».

Сделал Василий, что коник сказал. И вмиг оказался в чудном подземелье, у яблони сказочной заветной. Солнце подземное светит ярко, небо, земля, реки, - все также, только люди там другие, большие все, золотые.

Вот подошел парень к девице, она золотая, и вся светится.

- Девица, добрая подскажи, как мне яблок волшебных маме собрать? Помочь ей хочу, а мне не достать.

Девица эта ему отвечает:

- А ты попроси вначале. Яблоня добрая родовая, своим она всегда помогает. Только если не выполнишь обещанье, придет к тебе твое наказанье. Если для матушки, значит ей, другому нельзя. Правила рода не нарушай.

- Спасибо, девица дорогая, а кто ты?

- Я твоя пра...

Девица эта испарилась. Василий к яблоне обратился:

- Яблоня милая, помоги. Матушке плохо. Лекарство найти отправился я, коник помог. Дай мне, для матушки, яблоко то, что ей поможет, от хвори спасет.

Яблоня листвой шелестит и Василию говорит:

- Яблоки матушке дам я конечно, ты береги их, неси прилежно.

- Спасибо, родная, за помощь твою. Давай я тебя любовью полью.

Из сердца Василий благодарность достал и яблоне много любви отдал.  Яблоня листвой зашелестела, вздохнула и словно пропела:

- Василий, ты добрый, тебя я люблю в добрых делах всегда поддержу.

Ветвь яблоня добрую наклонила и яблоки Василию в руки вложила. Отныне у парня три яблока есть.

- Помни, их Марья может есть. Ей они много здоровья вернут.

- Спасибо, яблоня дорогая, пойду я домой.

Вдруг налетел ветер могучий, взял Конька и Васю, нашего паренька, и перенес к дому поближе.

В тот же вечер, Василий вернулся. Матушке яблоки подарил, коника в конюшню определил. Сам же свалился без сил, почивать. Завтра снова жизнь продолжать.

Старшие братья пуще беснуются, завидно, Вася их переплюнул.

Марья чудесных яблок поела и вроде даже помолодела. Здоровья больше, и больше сил. Спасибо Васеньке, подсобил.

Дед же Иван опечален. Ему-то яблок не доставили, молодости не дали.

Увидели это Демьян с Емелей и стали придумывать новое дело. Куда бы Василия услать, чтобы сгинул он и не мешал.

Долго ли коротко, придумали братья, как Васю услать со двора.

Однажды сидя на лавке, за столом. Емеля сказал:

- Батюшка добрый, ты постарел. Чтобы силы росли, преумножались играть на гуслях тебе от печалей нужно. Но гусли нужны другие, волшебные есть в этом мире, только они помогут тебе.

- Что ж, сыны дорогие, идите, гусли волшебные мне найдите.

Емеля с Демьяном ему отвечают:

- Так гусли волшебные, их достать может лишь в роду младший брат. Другие братья здесь не помогут. Есть правила, их нарушать мы не можем.

- Что ж, братья, пойду я, куда мне надо. И вам за все будет награда. Придет она вам, принять не забудьте и дальше живите, не обессудьте. У вас будет так, как нужно судьбе. Знаю, я, что по злобе вашей опять меня с дома гоните, но я вернусь, не схороните.

- Ну что ты, Василий, мы не хотим, просто есть правила. Ну же, иди.

Собрался Василий, кушаком подвязался, коника взял, и умчался с доброго дому. Найти ему надо батюшке гусли.

Долго ли коротко, коник скакал, и Василию он сказал:

- Гусли те, что ищешь нельзя просто найти. Их нужно создать. К мастеру Времени нужно скакать. Долог ужасно путь наш к нему. Давай волшебство я применю. К нему чтобы попасть заклинанье скажи:

               Время, времечко быстро беги,
               чтоб я быстрее до места добрался.
               Силы сберег и живым остался.
               Очень помощь мне нужна,
               Времени доброго старика.

 
Вот Василий сказал те слова, все засверкало и закружилось. Вместе с коником появились Василий в царстве чудесном, правит тут Время, старик интересный. Ходит меж вечности, часы сверяет, стрелки на них иногда поправляет.

- Здравствуй, доброе Время-старик, сможешь помочь мне? Прошу помоги.

Вдруг обернулся старик к Василию, а он не старик, а крепкий мужчина.

- Что ж не представился, как тебя звать, хотя я знаю... И тебя Василий, и всех остальных в твоем мире. Знаю и то, зачем ты пришел. Гусли мы сладим, только вот что.

Если батюшка на них заиграет, многое в жизни своей поменяет. Он себя с мире этом найдет, многое бросит, чем нынче живет. Готов ты на это? Что скажешь, Василий?

- А батюшка жив будет, в силе?

- Конечно, чем лучше будет играть, тем больше здоровья получит в себя.

- Да, я согласен, главное чтобы, матушка с батюшкой были здоровы.

Взмахнул тут Время рукой и пред Василием появились гусли дивные. И тут открылось, что на них может только Иван играть, и по наследству передавать тому, кому сам захочет.

Васенька счастлив, любит он очень Марью с Иваном, и рад им помочь.

Принял он гусли от старика, земно поклонился, поблагодарил. Сел на конька и домой он отбыл.

Ну, а старик ему помог, время подправил, совсем чуток. Чтобы Василий быстрее добрался. Очень понравился парень. Время ему всегда помогает, с добрым человеком такое бывает.

Вот и вернулся домой наш Василий,  отцу отдал гусли:

- Вот, как просили.  Гусли волшебные, для тебя. Только ты можешь играть, подарить иль продать нельзя, невозможно. Только в наследство оставить можно.

- Спасибо, Василий, ты мне угодил.

А братья опять бьются без сил, от зависти черной они все злеют. А Вася от радости добреет. Коник в конюшне, все как обычно.

Марья здорова, Иван отлично на гуслях играет, лад создает. Все в семье пока хорошо.

Долго ли коротко, время прошло. Иван с Марьей детей собирают и говорят:

- Вы парни, в силе уже, жениться пора вам. И по судьбе найдите каждый жену. Старшие пусть примаками уйдут, а младший Василий, пусть остается, его жена  род наш продлит. Детушек смех пусть в доме звучит, радостный мир здесь пусть царит.

Братья вздохнули, и вовсе ушли. Стали искать себе жен в селеньях. Злятся и думают о мести.

Василий же долго не ходил, посватался он к Аглае, девушке доброй, прекрасной, дочке мельника, Захара.

Долго ли коротко, время идет. Невеста Василия в гости ждет. Пришел он с поклоном и предложением, свадьбу играть без замедленья.

А девица в ответ говорит:

- Ты Вася, хороший. Но как же быть, нет у меня красивой ленты, волосы мне подвязать нечем. Есть в городе дальнем, одна мастерица, ленты у красивы как птицы, купи у нее для меня. Может тогда соглашусь стать я твоею женою.

- Ладно, Аглая, моя дорогая, куплю тебе ленту. На том до свидания.

Пришел Василий в конюшню, к коню и просит помочь, выводит во двор.

А коник в ответ легонько заржал, цокнул копытом и побежал в поле далекое... Василий, остался один, как же быть? За лентой пешком, что ли идти. Ох и не хочется, так далеко...

Но делать нечего, пошел. Как же это нехорошо, что коник совсем убежал. Долго ли коротко ли, не знаю, а Коник к Василию прибежал и ленту в зубах крепко держал. Лента красивая, замечательная.

- Спасибо, - Василий, сказал товарищу.

И вернувшись домой в вечеру, лег отдыхать. А поутру взял эту ленту чудесную, пошел к Аглае. Только она его не ждала ведь. Встречалась с братом Емелей она, вроде уже о свадьбе болтают. Василий, услышал, ленту отдал и, не сказав ни слова девице, ушел. Передумал на ней жениться.

Время еще немного прошло, встретил девушку Алевтину, красивая девица, мастерица. Может на ней Васе жениться?

Что ж пошел пообщаться, а она отказала:

- Не люб ты мне, я пойду за Демьяна.

Вздохнул Василий, подумал и стал другую девицу в жены искать. Долго ли коротко ли, время проходит, встречает Василий обычную вроде девицу, Ольгой ее зовут. Пошел посмотреть, а она уют может создать из ничего, добрости много вокруг нее. Влюбился Василий, нет больше сил, хочет жениться. А тут вдруг без сил падает девица на крыльце. Вася принес ее в дом, и уже вроде уйти парень хочет. И с комнаты тихонько очень, шепот доносится, что там с сестрицей? Жива ли, что с ней случилось?

Заглянул Василий в другую залу, а там малышей мал-мала не мало. Всего-то трое мальцов и одна девонька махонькая. Пришла в себя Ольга, спасибо сказала. Из печи чугунок достала. Малым по черпачку щей налила, сама осталась она голодна.

- Что же ты Ольга, как ты живешь? Смотрю детей у тебя много. Где же родители ваши?

- Родителей осенью я схоронила, дети эти мне родные братья и младшая сестрица. Так и живем. Ращу как умею, только богатствами я не владею.

- Ольга, давай-ка мы так решим. Малых собирай, пойдем ко мне жить. Матушка с батюшкой будут рады.

- Но как же это? Кем я приду? Христа ради? Так не хочу.

- Что ты Оленька, дорогая, нравишься ты мне. Я предлагаю замуж тебе идти за меня. Подумай, не отказывай сразу. Пока погостите у нас с детьми, ну, а потом что делать решим. Хочешь, меня испытай, прикажи, что-то сделать иль что-то достать. Хочешь могу тебе помогать.

- Спасибо, тебе Василий. Мы погостим, коль пригласили. А испытания – это к чему? Мы же увидим судьбу свою. Коли мы суженые друг другу, так испытания вовсе не нужны.

Вот собралась Ольга с детьми и вместе с Василием пришли в дом к родителям. Василий кричит:

- Матушка, батюшка в гости пришли к нам на житье Ольга с детьми.

Марья с Иваном встречают гостей.

- Как же прекрасно, нам веселей жить в доме нашем. Как много детишек. Здорово это. Проходите.

Так постепенно все обустроилось, в доме добро царит. Время прошло, Ольга с детьми спокойна, довольна и рада замуж за Васю пойти. Ему награда в счастье и радости с Олею жить, братьев, сестрицу ее растить.

Свадьбу сыграли, род умножился. Василий с Ольгой живут в добрости. Матушка с батюшкой тоже довольны - первого внука ждут от Оли.

Так вот у Василия жизнь состоялась, а братья ушли и не появлялись.

Коник у них в хозяйстве помощник. Радость царит всегда в доме добром.

Василий с Ольгой в счастье живут, доброе в мире они создают. Дети растут, старики помогают. Тихое счастье в жизни бывает, без испытаний жизнь их идет, вот и ладно, и хорошо.

18.04.23