Его путеводное созвездие

Вячеслав Прытков
                ЕГО   ПУТЕВОДНОЕ   СОЗВЕЗДИЕ


«Южный  Крест  сияет  нам  вдали… с  первым  ветром  проснётся  компас,
  Бог, храня  корабли, да  помилует  нас!»
                А. Грин  (1937  г.)


Эти  строки  А. Грина  как  нельзя  лучше  созвучны  с  жизнью  и  творчеством  моряка, участника  первых  советских  полярных  экспедиций, художника – литератора  Владимира  Михайловича  Голицына.
Рисованием  он  увлекался  с  детства, карандашом  или  пером  изображал  батальные  сцены. Большое  внимание  этому  занятию  внука  уделяла  бабушка  Софья  Николаевна  Голицына – художница, именно  она  попросила  художника  К. Юона  дать  Владимиру  несколько  уроков. С  ним  занимались  С. Кончаловский  и  П. Корин. Мастерство  юного  художника  постепенно  росло, и  он  стал  заведовать  плакатной  мастерской  в  родном  городе  Богородицке  Тульской  губернии  и  оформлять  декорации  в  местном  театре.

В  1920  году, когда  Володе  исполнилось  19  лет, подошло  время  службы  в  Красной  Армии. Однако, всё  изменила  встреча  юноши  с  учёным – океанографом  Львом  Александровичем  Зенкевичем, который  после  назначения  на  Север  приехал  на  несколько  дней  в  Богородицк  к  родным.
В  то  время  в  стране  создавался  Плавучий  Морской  Биологический  Институт, его  экспедиционные  учреждения  находились  в  городе  Александровске  ( г. Полярный)  на  Кольском  полуострове  и  в  Архангельске.  Зенкевича  назначили  заместителем  директора  по  научной  части  этого  института. Институту  требовался  художник, и  родные  Льва  Александровича  рекомендовали  Володю. Так  вместо  службы  он  попал  на  Крайний  Север, где  и  начался  новый  период  его  жизни  и  творчества.
   
Сам  институт  создавался  в  Москве, в  Зоологическом  музее  расположился  его  штаб  и  склад, а  организатором, и  начальником  первой  советской  арктической  экспедиции  был  Иван  Илларионович  Месяцев. Выход  в  полярные  моря  на  вспомогательном  ледокольном  крейсере  «Соловей  Будимирович»  намечался  на  лето  1921  года.
Володя  Голицын  приехал  в  Москву  с  Мурмана  для  помощи  в  сборе, погрузке  и  отправке  в  Архангельск  снаряжения    для  готовившейся  экспедиции. После  двухнедельного  путешествия  из  Москвы  товарный  поезд  с  вагонами экспедиции  и  её  участниками  прибыл  в  Архангельск, где  предстояла  перегрузка  всего  необходимого  на  судно. Юноша  и  здесь  делал  свои  зарисовки, работая  акварелью.
Ещё  в  Александровске  успел  сходить  в  море  на  парусно – моторных  шхунах  «Александр  Ковалевский» и  «Шарлотта».
Корабль  готовился  к  экспедиции  и  стоял  на  рейде. Его  былинное  название  «Соловей  Будимирович»  изменили  на  «Малыгин», и  он  из  ранга  вспомогательных  крейсеров  был  переведён  в  ледокольные  пароходы. В  задачу  Володи, зачисленного  в  штат  экспедиции  художником, входила  зарисовка  животных  и  микроскопических  срезов  для  биологов, но  свободное  время  он  посвящал  рисункам  кораблей, моря  и  полярных  льдов.

В  его  творчестве  как – то  неожиданно  проявился  талант  карикатуриста. Этому  послужил  один  забавный  случай, произошедший  во  время  погрузки  имущества  экспедиции  на  шлюпку, доставлявшую  его  на  «Малыгин». Чтобы  сократить  число  рейсов, на  неё  погрузили  так  много  ящиков  и  тюков, а  сверху  ещё  положили  тяжёлые  железные  драги  и  трал.  Не  смотря  на  Володино  замечание  доценту  Московского  университета  В. Яшнову  о  перегрузке, она  перевернулась  вместе  с  учёным  мужем, и  ему  пришлось  искупаться. Однако, всё  обошлось  благополучно, грузы  выловили, и  ситуация  послужила  лишь  поводом  для  шутки.
Вечером  художник  показывал  друзьям  свою  первую  карикатуру, комментирующую  смешное  происшествие. Именно  этот  рисунок  положил  начало  дневнику, где  Володя  отмечал  всё  интересные  и  забавные  события, происходившие  в  плавании. Со  временем  он  превратился  в  толстый  журнал  с  целым  рядом  талантливых  рисунков  и  долго  потом  хранился  в  библиотеке  Научного  Морского  Института, но  в  1927  году  бесследно  исчез. 

В  самом  начале  экспедиции  «Малыгину»  пришлось  отойти  от  её  задач, потому  что  на  корабле  получили  вызов  для  оказания  помощи  пароходам  Карской  товарной  экспедиции, застрявшим  во  льдах  Карского  моря. «Малыгин»  из  Баренцева  моря  направился  туда. Во  льдах  у  острова  Белый  затонул  пароход  «Енисей», и  ледокольный  пароход  принял  с  него  экипаж, в  том  числе  капитана  Н. Сахарова, в  прошлом  командовавшего  «Святым  Фокой» - судном  полярной  экспедиции  лейтенанта  Г. Седова. Через  несколько  дней  начал  тонуть  большой  пароход  «Обь», получивший  повреждения  во  льдах. При  сложных  погодных  условиях  «Малыгин», пришвартовался  к  высокому  борту  «Оби», которая  от  сильных  порывов  ветра  могла  навалиться  на  спасавший  её  ледокол. Капитан  «Малыгина»  С. Карамышев  приказал  людям  своего  экипажа  перебраться  на  «Обь»  и  стоять  с  топорами  у  её  кнехтов, чтобы  в  случае  опасности  обрубить  швартовы. Володя  Голицын  стоял  наготове  у  носовых  кнехтов, и  уже  после  трагических  событий  сделал  несколько  акварелей.
Вообще, он  много  рисовал  и, однажды, очень  удачно  нарисовал  свой  корабль  во  льдах. Акварель  всем  понравилась, и  каждому  хотелось  получить  её  на  память. Идя  навстречу  многочисленным  просьбам, Володя  наладил  производство  «Малыгина  во  льдах». Он  задумал  и  сделал  деревянную  медаль  в  честь  первой  экспедиции. На  ней  запечатлены  рельефы  характерных  профилей  начальника  экспедиции  И. Месяцева  и  его  заместителя  Л. Зенкевича. Ввиду  отсутствия  олова  и  гипса  для  формовки  получились  только  три  отливки.

Поздней  осенью  1921  года  «Малыгин»  вернулся  в  Архангельск, экспедиция  завершилась. После  неё  большая  часть  лучших  акварелей  Голицына  и  медаль  была  передана  им  Институту, но  также  как  и  журнал  карикатур, утерялись.

Начало  1922  года  ознаменовалось  передачей  Плавучему  Морскому  Научному  Институту  большого  зверобойного  судна  с  недостроенным  корпусом. В  работах  по  достройке  и  оборудованию  этого  корабля  летом  того  же  года  принял  участие  Володя  Голицын  и  другие  молодые  сотрудники  института, приехавшие  снова  в  Архангельск. Будущему  судну  дали  название  «Персей». Его  достройкой  руководил  инженер  П. Божич. В  то  тяжёлое  послереволюционное  время  на  работы  по  восстановлению  «Персея»  не  выделялось  никаких  средств, но  это  обстоятельство  никак  не  огорчало  молодых  строителей, мечтавших  о  предстоящих  плаваниях. Выход  из  затруднений  всё  же  был  найден, Институту  предоставили  возможность  снимать  всё  необходимое  с  военных  кораблей, отслуживших  свой  срок  и  после  первой  мировой  войны  скопившихся  в  Архангельском  порту. Володя  и  его  друзья  работали  на  разоружённом  броненосце  «Чесма», носившем  ранее  название  «Полтава», потопленном  японцами, ими  поднятом  и  проданном  России. Выполняли  сами  демонтаж  там, где  не  требовалось  специальных  технических  знаний. На  постройку  «Персея»  уходили  все  средства, получаемые  институтом, и  порой  у  сотрудников  не  было  денег, зарплату  они  получали  от  случая  к  случаю.

Огромная  работа  завершилась, и  Институт  становился  собственником  корабля, специально  построенного  для  научных  исследований. Молодые  строители  «Персея»  стали  думать  о  будущих  плаваниях  в  ледовитых  морях. Володя  предложил  создать  флаг, под  которым  будет  ходить  «Персей». Было  представлено  множество  всяких  проектов, но  именно  Голицын  сделал  самый  удачный  рисунок  флага: вдоль  внутренней  шкаторины    полотнища  шла  узкая  белая  полоса, на  ней – синие  буквы  ПМНИ  (Плавучий  Морской  Научный  Институт), поле  флага  светло – синее  с  главными  звёздами  созвездия  Персея.  Макет  получил  всеобщее  одобрение, и  был  принят  институтом.
Звёздно – синий  флаг  развевался  на  «Персеем»  в  его  плаваниях, где  побывало  исследовательское  судно: в  портах  Норвегии, в  фьордах  Шпицбергена, в  Карском  море, у  берегов  Земли  Франца – Иосифа, Гренландии, Ян – Майена. «Персей»  стал  первенцем  советского  научно – исследовательского  флота. На  мачтах  других  кораблей, продолжателей  его  дела, продолжал  реять  звёздно – синий  флаг.

В  1922  году  В. Голицын  переезжает  в  Москву, посещает  вечерние  курсы  ВХУТЕМАСа. На  Международной  выставке  декоративных  искусств  в  Париже  две  работы  Владимира  Михайловича – шкатулки,   расписанные  в  древнерусской  технике, получают  золотую  медаль  в  номинации  «Искусство  и  индустрия  дерева».
Он  начинает  работу  в  оформлении  детских  книжек, написанных  интересными  людьми, исколесившими  полсвета  и  попадавшими  в  разные  передряги, такими  как  А. Новиков – Прибой, Б. Житков, Е. Бывалов   (псевдоним  Зюйд – Вест), С. Ауслендер  и  другие. Голицын  и  сам  написал   несколько  книжек. Конечно, большинство  проиллюстрированных  им  книжек  о  море  и  кораблях. Интересен  его  красочный  и  подробный  графический  рассказ  о  первом, построенном  в  СССР  теплоходе, спущенном  на  воду  в  1926  году  на  ленинградской  судоверфи.   
Однако, не  всегда  Владимир  Михайлович  иллюстрировал  книжки  только  про  любимое  море, но и  тогда  чувствовались  его  изобретательность, понимание  детского  образа  мышления  и  присущий  иллюстратору  юмор. Помимо  книг  оформлял  многие  детские  и  юношеские  журналы. Как  моряк  иллюстрировал  в  журнале  «Всемирный  следопыт»  все  произведения, имевшие  отношение  к  морю, создавал  красочные  цветные  обложки.

Ещё  одним  делом, которым  занимался  неутомимый  Голицын, стало  изобретение  детских  игр. Первая  из  них  называлась  «Спасение  челюскинцев». Каждый  мальчишка, играя, мог  стать  одним  из  лётчиков – героев.  Владимир  Михайлович  создал  более  20  игр, но  самые  интересные  были  морские – «Юнга», «Морская  викторина», «Флотская  игра», «Колумбы», «Путешествие  вокруг  СССР», правда, только  одна – «Пираты»  не  была  напечатана  и  издана, дети  30 – х  годов  лишились  интересного  увлечения. В  1940  году  в  журнале  «Пионер»  появилась  игра  «Подводная  лодка». Все  эти  игры  помогали  воспитывать  в  детях  остроту  и  смекалку, храбрость  и  находчивость.


Владимир  Михайлович  Голицын  принадлежал  к  древнему  княжескому  роду, его  предшественники  верой  и  правдой  служили  России  с  ХV  века, но  их  потомку  не  повезло, он  был  арестован  по  доносу  соседей  и  осуждён  по  знаменитой  58 – й  статье  на  пять  лет  в  ноябре  1941  года. Оказался  в  заточении  в  Свияжске, но  и  там, не  теряя  мужества, продолжал  заниматься  любимым  рисованием. До  конца  своих  дней, а  умер  он  от  пеллагры  в  марте  1943  года, оставался  романтиком  морских  путешествий, совершаемых  под  путеводным  созвездием  Южного  Креста. Место  его  захоронения  неизвестно, лишь  мемориальная  доска  на  западной  стене  Свияжского  Успенского  монастыря, установленная  его  родными, напоминает  о  замечательном  и  разносторонне  одарённом  человеке  - Владимире  Михайловиче  Голицыне.

16  апреля  2023  г.                Вячеслав  Прытков