О хитах и об аккордах
Владимир Котляров из группы "Порнофильмы" в интервью Дудю ляпнул редкостную чушь. Сказал, что все хиты просто играются, в них мало аккордов.
Минуточку! Обратим внимание на величайшие песенные хиты XX века. Песня "Вчера" (Yesterday) группы "Битлз" за авторством Пола Маккартни, переплетая 3000 групп и исполнителей, играется на 14 аккордах. (Больше аккордов чем во "Вчера" из песен "Битлз" лишь в "Мишель", которая тоже безусловно одна из главных хитов группы - там их 17).
"Фантом оперы" (Fantom of the opera) Эндрю Ллойда Веббера играется на 10 аккордах в четырех тональностях.
В мире существует всего два музыканта, заработавших музыкой более миллиарда долларов - как раз именно вышеозначенные производители главных песенных шедевров XX века.
Также нельзя не вспомнить: "Лестница на небеса" (Stairway to heaven) - длинная и широко развернутая по структуре главная песня "Лед Зеппелин". И по-моему, это самая сложная тема в их творчестве.
Ещё и моя любимая песня короля рок-н-ролла Элвиса Пресли "Люби меня нежно" (Love me tender) играется на 8 аккордах. Хотя, конечно, ранние рок-н-роллы пятидесятых были незатейливой танцевальной музыкой для подростков. И песни Пресли того времени были просты, как правило игрались на 4 аккордах или типа того...
Ну и вишенка на торте. Хит хитов, самая знаменитая композиция группы "Квин" - "Богемская рапсодия"! В ней аж 38 аккордов! И все это гармоническое великолепие уместилось менее чем в шесть минут звучания... И она стала для своего времени подлинным откровением. Шестичастная композиция, в которой сплелись и опера, и баллада, пение а капелла и хард-рок. Сложная по структуре, неоднозначная по тексту, длинная по времени, не вписыващаяся ну ни в какие стилистические рамки. А ведь поначалу в ротацию радиостанции ее поначалу брать не хотели, из-за длинноты запрещали ее ставить диджеям. В "Рапсодии" реализованно уникальное для того времени звукотехническое решение - было записано около 300 дорожек. А тогда не было ещё возможностей современной цифровой звукозаписи, и записать композицию лишь на четырех дорожках было обычным делом. И поныне не существует аналогов этой, не побоюсь сказать, уникальной и загадочной композиции.
И вообще для песен Фредди Меркьюри характерно обилие аккордов, даже по сравнению с песнями других участников " Квина". Для него характерны богатые, по-джазовому насыщенные гармонии.
Посложнее вопрос с группой "Пинк Флойд". Вроде и песни несложные в плане мелодии и гармонии, вроде и хитов типа Another brick in the wall и Wish you were here раз, два и обчелся, но... Ни у кого не повернется назвать музыку этой группы простой. И для меня "Флойды" всегда были второй по значимости группой в роке после "Битлз". Ну нельзя всех под одну гребёнку, они особенные. Это в основном инструментальная музыка вкупе с божественными аранжировки. Минимализму я ни в коем разе не отказываю в праве на существование.
Металлический рок, особенно направления экстрим-метала подразумевает техническую сложность и сложную структуру песен в условиях минимального развития гармонии.
Да и самая знаменитая (как мне кажется, в российской рок-музыки я не силен и особо слушаю) песня самих "Порнофильмов" "Я так соскучился" играется не на трех-четырех, а на семи аккордах. И длится куплет с припевом 64 такта. Я таких длинного развития темы в песнях больше не встречал.
Многие обратят внимание, что мои примеры хитов почерпнуты из музыки 60-70 годов. И могут привести примеры более современных "хитов", в которых аккордов явно поменьше, да что и говорить - "кот наплакал". И дело не только в количестве аккордов.
Популярная музыка деградирует во всех своих проявлениях. Существует целый ряд исследований, подтверждающих это. Вот одно из них, вероятно самое масштабное.
Ученые из НИИ искусственного интеллекта в Барселоне еще в 2012 году проанализировали изменения в популярной западной музыке с 1955 по 2010 годы. Они использовали базу данных «Миллион песен», прогнав почти 500 тысяч треков через статистические алгоритмы. Оказалось, что все эти годы снижалось и тембральное, и динамическое разнообразие музыки, и ее оригинальность. Страдали и тексты.
Следует отметить, что конспирология тут не причем. Музыкальная индустрия такими методами стремится снизить затратность изготовления "контента", снизить коммерческих риски, выпуская наиболее усередненный, удобоваримый для невзыскательного массового слушателя продукт.
В последние годы сокращается и длина песен в угоду формата "Тик- тока".
Особо показательна в этом плане эпоха условных 1966-76 годов, десятилетия арт-рока. Застрельщиком в этом направлении стали главные авторитеты в истории рока бессмертные "Битлз" с альбомом
"Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band".
Рок-музыка, изначально представлявшая собой незатейливые танцевальные песенки для подростков, переросла тогда в мощный фактор развития мировой музыкальной культуры, стала широким полем всевозможных экспериментов и новаторства.
А в 1976 году прогремели Sex pistols. И под аккомпанемент грохота панк-революции шоу-бизнес изгнал из хит-парадов весь этот сложный и ресурсозатратный арт-рок.
В восьмидесятые на эту дебилизацию поп-музыки шоу-бизнесу прилетела пародийно-издевательская ответочка из андеграунда. Самым радикальным направлением панка стал грайндкор. Играющая в этом стиле группа Napalm death попала в "Книгу рекордов Гиннесса", записав песню «You Suffer» продолжительностью 1,316 секунды.
А в 1989-м ее даже выпустили отдельным лимитированным синглом с односекундной песней группы Electro Hippies на второй стороне.
В 1995 году другая грайндкоровая группа Anal cunt продолжила традицию контркультурного гротеска, выпустила альбом Тор 40 hits. Нетрудно догадаться, что альбом состоял из сорока " топовых хитов" и длился 38 минут. Неподготовленному слушателю такую музыку выдержать дальше пары-тройки подобных "шедевров" непросто. И уже в 21 веке тоже грайндкоровая группа Abosranie bogom вместо вокальных партий записывает пердеж в туалете. Плакать тут или смеяться... Не знаю. А ведь так все хорошо начиналось! Yesterday, m-m-m-m-m...
© Copyright:
Вадим Элефантов, 2023
Свидетельство о публикации №223041700652