О хитах и об аккордах

Вадим Элефантов
         
      Владимир Котляров из группы "Порнофильмы" в интервью Дудю ляпнул редкостную чушь. Сказал, что все хиты просто играются, в них мало аккордов. 
               Минуточку! Обратим внимание на  величайшие песенные хиты XX века. Песня "Вчера" (Yesterday)  группы "Битлз" за авторством Пола Маккартни, переплетая 3000 групп и исполнителей, играется на 14 аккордах. (Больше аккордов чем во "Вчера" из песен "Битлз" лишь в "Мишель", которая тоже безусловно одна из главных  хитов группы - там их 17).
        "Фантом оперы" (Fantom of the opera) Эндрю Ллойда Веббера играется на  10 аккордах в четырех тональностях.
          В мире существует всего два музыканта, заработавших музыкой более миллиарда долларов -  как раз именно вышеозначенные производители главных  песенных шедевров XX века.
         Также нельзя не вспомнить:  "Лестница на небеса" (Stairway to heaven) -  длинная и широко  развернутая  по структуре главная песня "Лед Зеппелин". И по-моему, это  самая сложная тема в их творчестве.
           Ещё и моя любимая песня короля рок-н-ролла Элвиса Пресли "Люби меня нежно" (Love me tender) играется на 8 аккордах. Хотя, конечно, ранние рок-н-роллы пятидесятых  были незатейливой танцевальной музыкой для подростков. И песни Пресли того времени были просты, как правило игрались на 4 аккордах или типа того...
          Ну и вишенка на торте. Хит хитов, самая знаменитая композиция группы "Квин" - "Богемская рапсодия"! В ней аж 38 аккордов! И все это гармоническое великолепие уместилось менее чем в шесть минут звучания...  И она стала для своего времени  подлинным откровением. Шестичастная  композиция, в которой сплелись и опера, и баллада,  пение а капелла и хард-рок. Сложная по структуре, неоднозначная по тексту, длинная по времени, не вписыващаяся ну ни в какие стилистические рамки. А ведь поначалу в ротацию  радиостанции ее поначалу  брать не хотели, из-за длинноты  запрещали ее ставить диджеям.  В "Рапсодии" реализованно уникальное для того времени звукотехническое решение -  было записано около 300 дорожек. А тогда не было ещё возможностей  современной  цифровой звукозаписи, и записать композицию лишь на четырех дорожках было обычным делом. И поныне не существует аналогов этой, не побоюсь сказать, уникальной и  загадочной композиции.
И вообще для песен  Фредди Меркьюри характерно обилие аккордов, даже по сравнению с песнями других участников " Квина". Для него характерны богатые, по-джазовому насыщенные гармонии.
            Посложнее вопрос с группой "Пинк Флойд". Вроде и песни несложные в плане мелодии и гармонии, вроде и хитов типа Another brick in the wall и Wish you were here раз, два  и обчелся, но... Ни у кого не повернется назвать музыку этой группы простой. И для меня "Флойды" всегда были второй по значимости группой в роке после "Битлз". Ну нельзя всех под одну гребёнку, они особенные. Это в основном инструментальная музыка  вкупе с божественными  аранжировки. Минимализму я ни в коем разе не отказываю в праве на существование.
Металлический рок, особенно направления экстрим-метала подразумевает техническую сложность и  сложную  структуру песен в условиях минимального развития гармонии.
              Да и самая знаменитая (как мне кажется, в российской рок-музыки я не силен и особо слушаю) песня самих "Порнофильмов" "Я так соскучился" играется не на трех-четырех, а на семи аккордах. И длится куплет с припевом 64 такта. Я таких длинного развития темы в песнях  больше не встречал.
          
     Многие обратят внимание, что мои примеры хитов почерпнуты из музыки 60-70 годов. И могут привести примеры более современных "хитов", в которых аккордов явно поменьше, да что и  говорить - "кот наплакал". И дело не только в количестве аккордов. 
     Популярная  музыка деградирует во всех своих проявлениях.  Существует целый ряд исследований, подтверждающих это. Вот одно из них, вероятно самое масштабное.
      Ученые из НИИ искусственного интеллекта в Барселоне еще в 2012 году  проанализировали  изменения в популярной западной музыке с 1955 по 2010 годы. Они использовали базу данных «Миллион песен», прогнав почти 500 тысяч треков через статистические алгоритмы. Оказалось, что все эти годы снижалось и тембральное, и динамическое разнообразие музыки, и ее оригинальность. Страдали  и тексты.
      Следует отметить, что конспирология тут не причем. Музыкальная индустрия такими методами стремится снизить затратность изготовления "контента",  снизить  коммерческих риски, выпуская наиболее усередненный, удобоваримый для невзыскательного массового слушателя продукт.
В последние годы сокращается и длина песен в угоду формата "Тик- тока".
     Особо показательна  в этом плане эпоха условных 1966-76 годов, десятилетия арт-рока. Застрельщиком в этом направлении стали главные авторитеты в истории рока бессмертные "Битлз" с альбомом
"Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band".
Рок-музыка, изначально представлявшая собой незатейливые танцевальные  песенки для подростков, переросла тогда  в мощный фактор развития  мировой музыкальной культуры, стала широким  полем всевозможных  экспериментов и новаторства. 
       А в 1976 году прогремели Sex pistols. И под аккомпанемент грохота панк-революции  шоу-бизнес изгнал из хит-парадов весь этот сложный и  ресурсозатратный арт-рок.
       В восьмидесятые на эту дебилизацию поп-музыки шоу-бизнесу прилетела пародийно-издевательская ответочка из андеграунда. Самым радикальным направлением панка стал грайндкор.  Играющая в этом стиле  группа Napalm death попала в "Книгу рекордов Гиннесса", записав песню «You Suffer»  продолжительностью  1,316 секунды.
А в 1989-м ее даже выпустили отдельным лимитированным синглом с односекундной песней группы Electro Hippies на второй стороне.
В 1995 году другая грайндкоровая  группа Anal cunt продолжила традицию контркультурного гротеска, выпустила альбом Тор 40 hits. Нетрудно догадаться, что альбом состоял из сорока " топовых хитов" и длился 38 минут. Неподготовленному слушателю такую  музыку выдержать дальше пары-тройки подобных "шедевров" непросто.  И уже в 21 веке тоже грайндкоровая группа Abosranie bogom вместо вокальных партий записывает пердеж в туалете. Плакать тут или смеяться... Не знаю. А ведь так все хорошо начиналось! Yesterday, m-m-m-m-m...