Ромео и Джульетта на полевых работах

Владимир Гречанинов
"Старики на уборке хмеля" - "Starci na chmelu"
Режиссёр Ладислав Рихман, авторы сценария Вратислав Блажек, Ладислав Рихман, в главных ролях Владимир Пухольт, Ивана Павлова. Студия «Баррандов», Чехословакия, 1964
#музыкальный #драма #комедия
Споры о количестве литературных сюжетов ведутся до сих пор. По Борхесу их четыре, по Воннегуту восемь, есть вариант где их тридцать шесть и т.д. Но в любой классификации обязательно есть сюжет с условным названием «Ромео и Джульетта» и другие вариации на тему любви, которой мешают какие-нибудь обстоятельства.
Понятно, что обойти стороной эту тему кино никак не могло, и в 1961 в Голливуде снимают мюзикл «Вестсайдская история», а в 1964 на студии «Баррандов» - тоже мюзикл «Старики на уборке хмеля». 
Не знаю, как определило жанр этого фильма Госкино того времени, очевидно, как музыкальную комедию, но я бы сказал, что это скорее ироничная музыкальная притча на серьезную тему. Любовь, дружба, подлость и предательство в условиях  государства, близкого нам по общественно–политическому строю.
Итак, какие же неодолимые препятствия встают на пути наших влюблённых героев – Ганки и Филипа?  Ну, во-первых, действие происходит на уборке хмеля, чем в колхозе занимаются, понятно, не сами колхозники, а старшеклассники (социализм), от которых требуется план (хмель товар валютный) и ударный труд, а не любовные отношения.
Во-вторых, эти самые любовные отношения в таком возрасте общество того общественно-исторического периода как-то не одобряет.  Нарушение моральных принципов строителей нового общества и все такое. Не запрещает, нет, но лицемерно намекает - занимайтесь чем угодно, но только тихо, не портите нам безоблачную картину. Короче, будьте хитрее и не нарывайтесь.
Понятно, что персонажи, исповедующие подобную философию, в фильме представлены. В частности, в виде ударника труда по имени Гонза, которому позволено все.
«В жизни хитрый не знает неудачи
В жизни хитрый не платит и не плачет».
Фильм музыкальный и там много таких вот замечательных куплетов.
Кроме того, наши молодые герои как-то очень уж сильно отличаются от основного коллектива, а индивидуализм и социализм – две вещи несовместные.
«Несчастный сбился он с пути, его осудит коллектив».
Тут и возникает неизбежный конфликт с их сверстниками, учителями и всем обществом, который заканчивается общим собранием и суровым решением.
«Ведь есть законы и порядки, их нарушать нельзя никак,
Ты будешь выдернут из грядки, как нарушительный сорняк».
Еще в ленте имеется классический любовный треугольник, в котором наивный идеалист побеждает хитрого циника. В кино такое случается.
Добавим, что дело происходит в 60-е, время Битлз, и потому в кадре периодически возникают три молодых человека с гитарами и комментируют происходящее. По тем временам очень круто и напоминает греческую трагедию с прологом и эпилогом.
«Кто виноват судите сами, и в чем тут радость и беда,
На свете жить по расписанию, нам удается не всегда…»
Фильм светлый, ироничный и очень позитивный, несмотря на серьезный социально-политический подтекст. Впервые я увидел его приблизительно в возрасте его героев и гадал, почему это наше самое прогрессивное киноискусство не обращается к таким актуальным молодёжным темам. До «Маленькой Веры» в ту пору оставалось всего-то лет 25.
Кстати, тогде же на наших экранах появились и другие фильмы новой чешской волны - ;esk; nov; vlna (которая, на мой взгляд, не хуже французской). Это «Лимонадный Джо», «Призрак замка Моррисвиль», «Конец агента» и другие фильмы замечательной киностудии «Баррандов», основателями которой были братья Гавелы, один из которых стал отцом будущего президента Чехии.  Тогда же дебютировали такие режиссеры, как Милош Форман, Вера Хитилова, Иржи Менцель и другие, снимавшие ленты, поражавшие новизной и смелостью.
Наверное, есть какой-то неисследованный пока закон природы, когда в определённой точке времени и пространства вдруг происходит неконтролируемый интеллектуальный взрыв. В данном случае считается, что это случилось благодаря либерализации социалистического режима и частичному ослаблению цензуры, но, думаю, дело не только в этом. Скажем, оттепель у нас тоже была, а вот новой волны не получилось.
Не знаю, как «Старики» будут смотреться сегодня, но надеюсь, что нормально. В фильме много не только серьезных, но и очень смешных пародийных сцен и замечательных музыкальных номеров, а ханжество, лицемерие и предательство – темы вообще вечные.