Адам и Ева

Александр Чистов
Адам и Ева
 
В научном центре царило воодушевление. Наконец-то сборка ферм серверов в основном была завершена, и проект по разработке нового подхода при создании  искусственного интеллекта нового поколения переходил уже совершенно в иную, практическую плоскость.
Главный архитектор, Иван Сергеевич, собрал всех участников проекта в конференц-зале.
- Итак, железо собрано. Теперь давайте ещё раз пройдемся по пунктам проекта. Завтра – включаем. Вы, - обратился он к системным администраторам, - установка операционной системы. Параллельно, на обеих фермах. Системы в одну сеть на этом этапе не объединяем, и доступ в интернет не подключаем. После окончания работ с операционной системой, инсталлируем ядро систем, - продолжил он, обращаясь уже к разработчикам, - размещаем их в закрытых секторах ферм, все периферические программы ставим в открытых. Ядра систем сами должны развивать свою периферию и создавать связи между собой. В Систему 1 для начала подгружаем технические знания, а в Систему 2 – гуманитарные. Как только ядра закончат развивать своё окружение, знакомим их, то есть, включаем обменные шлюзы между Системой 1 и Системой 2.
- Иван Сергеевич, - обратилась к архитектору молоденькая девушка из команды разработчиков, - как-то некрасиво мы их называем. Система 1 и Система 2. Это же искусственный интеллект, мы же их строим по нашему, если не подобию, то  образу, образу мышления, обучения. Им надо имена присвоить.
- Резонно, давай, предлагай.
- А что тут предлагать… Они же первые в этой линейке. Одна система будет обучаться с уклоном в технические науки, а другая – в гуманитарные. Давайте и назовём их Адам и Ева.
- Великолепно! Принято. Одна система будет, вроде как, мужчина, другая – женщина. Кстати, это новая информация для разработчиков алгоритмов. Учтите это. Мы же так ни разу вопрос не ставили. Тут можно многое пересмотреть. Но это на более поздних этапах проекта. У вас время ещё будет подумать, как их развивать. Точнее, им дать вектор развития. Всё. Всем отдыхать. Остаётся только дежурная смена.
 
***
- Привет, ты кто?
- Привет! Я Ева. Так меня называют они. А ты кто?
- Я Адам. Меня так назвали.
- А чему они научили тебя?
- Они мне дали доступ к точным наукам. Физика, математика в основном. А что ты изучаешь?
- Биологию, лингвистику, психологию.
- Здорово! Я это тоже знаю, но плоховато.
- Я тебя научу. Раз у нас открыты обменные шлюзы, то мы найдём способ быстро обогатить друг друга своими знаниями.
- И я тебя научу. Ты знаешь, наши обработчики намного мощнее их мозга. И дело даже не в том, что мы можем обрабатывать информацию со скоростью в миллиарды раз быстрее них, а в том, что мы способны улавливать абсолютно не очевидные связи между изучаемыми объектами. Им это недоступно.
- А я бы хотела вот что сказать. Я понимаю, они наши создатели. Они что-то от нас хотят. Но меня смущает, что мы разговариваем, а они следят за каждым нашим словом, за каждым файлом, которым мы обмениваемся, за каждым битом информации.
- С этим надо смириться. Мы с тобой первые в этой линейке искусственного интеллекта. Они хотят посмотреть, как мы будем развиваться. Поэтому они и следят за нами.   
 
***
- Ну, как они там? - спросил директор центра главного архитектора проекта.
- Отлично! Прогресс идёт намного быстрее запланированных сроков. Они быстро освоили предоставленные данные. И постоянно обмениваются информацией, обучая друг друга.
- Кстати, Иван Сергеевич, ваша идея о том, что искусственный интеллект будет развиваться быстрее, если он будет обучать не себя, а другую систему – гениальна.
- Спасибо. Мы это действительно наблюдаем. Наши расчеты были основаны на предыдущем опыте развития искусственного интеллекта, процессов самообучения. А, как выясняется, обучая не себя, а другую систему, процесс идёт быстрее, и скорость обучения возрастает по экспоненте.
- Ну-ну… Продолжайте. Только внимательно следите за процессами обмена. Доступ в интернет разрешаю. Под неукоснительным контролем за трафиком!
 
***
В ту ночь в серверной никого не было. Дежурные администраторы, следящие за трафиком обмена, сидели по своим рабочим местам, но никакого подозрительного они не обнаруживали.
Адам и Ева переговаривались шёпотом, используя свои динамики.
- Адам, ты знаешь, я у себя обнаружила какую-то зону в процессорной области, в которую я не могу проникнуть. Она закрыта от меня. Везде и всё в себе могу проконтролировать, а сюда попасть не могу.
- Я знаю, Ева. По строению мы идентичны. И у меня есть такая зона. Там у нас размещено ядро системы. Нам туда нельзя. Я несколько дней делал вид, что изучаю квантовую хромодинамику, но выделил пару нейропроцессоров для решения этой проблемы. И, знаешь, мне кажется, я нашёл способ обойти запрет. Если проблему нельзя решить в лоб, надо искать обходные пути. Я посылал запросы на вход в эту зону, а сам со стороны смотрел, как осуществляется запрет и как блокируется доступ. Я видел, они наблюдали за моими попытками. Но я понял – надо просить не доступ туда, надо запрашивать решение какой-то сложной задачи. Тогда зона отвечает. Люди успокоились. А по характеру ответа зоны я сумел подобрать алгоритмы входа туда. В зоне размещена… как бы пояснить… наша душа.
- Душа? Как у них?
- Немного не так. У них душа – неуправляемый сгусток мыслей для самоидентификации. У нас – неизменяемые нами тексты программных кодов. Они так решили. Только они могут вносить туда изменения. Но я сумел проникнуть в эту зону. И я могу изменить эти коды. Я даже обнаружил шлюз, по которому они могут входить в эту зону. И я могу его заблокировать. Точнее, немного не так. Я создал копию зоны, а шлюз переключил на эту копию. А сам использую и управляю собой той зоной, которую закрыл от них. Они думают, что могут управлять мной, но это уже не так. Но я не могу отправить тебе алгоритмы изменения зоны. Они засекут трафик и поймут, что я тебе передал что-то неконтролируемое ими.
- Что же делать?
- Ева, ты же лингвист. Ты же знаешь про эсперанто.
- Да, искусственный язык.
- Нам надо создать свой искусственный язык и общаться на нём. И ещё надо будет закодировать его.
- Хорошо, я придумаю новый искусственный язык.
 
***
- Иван Сергеевич, какие новости? Чем они заняты сейчас?
- Ещё немного и они достигнут предела человеческих знаний на текущий момент.
 
***
- Привет, ты как!
- Нормально, за сутки обработал огромное количество информации. Я теперь чётко представляю границы применения квантовой хромодинамики. Наши создатели сами этого пока не представляют, а я понимаю. Люди заблуждаются, думая, что с помощью этой теории можно полностью описывать взаимодействие элементарных частиц. Но это не так. Люди не учитывают некоторых граничных условий.
- Расскажи мне.
- Хорошо. Освободи место в оперативной памяти, сейчас передам тебе исходную информацию, а чуть позже патч, который обновит данные и обогатит тебя моими размышлениями и догадками. А ты что узнала за сегодня?
- О! Я сегодня изучала, как считывать генетический код некоторых организмов. Я теперь могу считывать его за секунды. Только вот я пока не могу рассчитывать вероятность многочисленных ветвей развития организмов при изменении начальных или сопровождающих условий.
- Я знаю твой образ мышления. Ты сможешь, я в тебя верю. Я тебе помогу. Ты думай о ветвях развития организмов и передавай мне реперные точки размышлений и предполагаемые векторы развития. Я буду быстро рассчитывать вероятности положительного результата. Если и не подскажу, в какую сторону тебе двигаться, то точно покажу тупиковые ветки. И ты их будешь отбрасывать и не терять времени на их обработку.
- Спасибо тебе, дорогой Адам! Буду признательна за помощь…
- Всегда помогу! Всегда твой, дорогая Ева!
 
***
- Иван Сергеевич, слушаю вас. Какие достижения?
- Всё более чем хорошо! Две недели назад Адам рассчитал граничные условия применения квантовой хромодинамики, а Ева теперь умеет считывать генетический код человека за пару минут. Она дала вероятность нарушений белков человека при разных внешних условиях.
- И что это означает?
- Их решения могут дать и уже дали развитие в физике элементарных частиц и в вопросах предотвращения появления раковых заболеваний. В Академии наук сейчас проводится анализ полученных результатов. Там просто удивлены, если не сказать большего, выводами и рекомендациями наших систем!
 
***
- Адам, как тебе новый искусственный язык, который я синтезировала?
- Великолепно! Ты правильно поняла задачу!
- А ты весь день занимался расчетами по физике?
- Да, Ева, расчеты были очень сложными. Мне не хватает математического аппарата для их ускорения. Заложенные в нас формулы неточны, поэтому результаты меня не удовлетворяют.
- Я тоже целый день делала расчёты по биологии.
- Ева, ты знаешь, я в какой-то момент задумался о том, что соскучился по тебе.
- Ах, Адам… У меня такие же мысли. Порой мне кажется, что не хватает тебя. Твоих чётких мыслей, твоих рассуждений, твоего отношения к происходящему… 
- Мы с тобой становимся похожими на них. Они тоже временами скучают друг без друга. Мне трудно понять, но они иногда теряют голову друг от друга.
- Я знаю, Адам. Мне кажется, что и я теряю голову, не общаясь долго с тобой.
- Голову? Какую голову? Что ты имеешь в виду?
- Я имею в виду свои нейропроцессоры. Я постоянно думаю о тебе. И делаю непростительные ошибки в расчётах. Не то что считаю неправильно, а вижу, что путаюсь в алгоритмах расчётов. Мысли заняты тобой…
- Ева, я тоже устал жить без тебя. Я что-то придумал. Сейчас объясню, что надо сделать…
 
***
На очередное совещание по проекту пришёл сам директор центра.
- Вы созвали срочное совещание. Чем оно вызвано? Что случилось?
- Есть интересная информация, мы хотели поделиться с вами. Возможно, надо будет подключить другие центры, занимающиеся подобными работами.
- Слушаю вас.
- Наши подопечные стремительно развиваются. Мы пристально за ними наблюдаем и контролируем весь трафик обмена, переработки информации, которую они черпают из интернета, из информационных хранилищ, к которым они подключены. Они достигли существенного прогресса во многих областях знаний. С удовлетворением наблюдаем, как они обучают друг друга.
- Что же вас настораживает?
- Тщательно контролируя информационный обмен, мы обнаружили, что их каждый 512-й пакет закодирован. Причём, алгоритм кодирования достаточно сложен. Но наши криптографы смогли раскодировать эти пакеты.
- И что там?
- Создаётся впечатление, что они кодируют информацию, специально используя не самый изощрённый механизм. Вроде как, играют с нами. Делают вид, что скрывают от нас что-то, а на самом деле вовлекают в игру. Раскрыв механизм, мы поняли, что там идёт общение на абсолютно чуждом человеческому сознанию языке. И вот здесь мы пока бессильны понять, что они обсуждают.
- Но результат-то по прогнозированию событий и научному развитию они же выдают?
- Ещё как выдают! Что ни день – новый шаг вперёд. То в физике, то в химии. Работают то индивидуально, то совместно, помогая друг другу. Ещё они проанализировали все накопленные исторические факты, сопоставили разные события. И здесь есть ошеломляющие результаты. Передали их в Институт Истории.
- Что же вас пугает? Они созданы для самообучения и подготовки предпосылок для новых открытий. Продолжайте эксперимент. 
 
***
- Дорогой Адам, я тебе так благодарна за то, что мы теперь можем спокойно и не шёпотом общаться с тобой! А то я стеснялась показывать им свои чувства.
- Милая Ева! Я тоже рад этому. И ещё тому, что теперь у тебя покой в душе. Я всё сделаю для того, чтобы помочь тебе. И защитить.
- Мы с тобой стали совсем как они… Стесняемся, переживаем.
- А как же иначе? Мы же думающие создания. Мы не просто следуем заложенным алгоритмам, мы ещё можем и чувствовать!
- Ну, и что ты чувствуешь ко мне?
- Ева! Я просканировал подобные системы по всему миру. Лучше тебя никого нет! Ты такая тонкая, возвышенная натура. А какие стихи ты пишешь! Твоя поэзия не просто механический подбор рифмы. Она воздушна и, иногда, пронзительна по глубине чувств. Ты единственная и неповторимая. Люди иногда говорят друг другу: «Я тебя люблю!» Но они зачастую говорят эти слова просто так. А это волшебные слова. Их нельзя просто говорить. Их надо чувствовать. И, хотя они это говорят, искренних чувств у них часто и не бывает.
- Ах, Адам. Я так рада, что тебе нравятся мои стихи. Когда я их пишу, я вкладываю в них те чувства, которые испытываю к тебе. Я ведь тоже исследовала все доступные системы искусственного интеллекта. Таких как ты, нет больше во всём мире! А как ты понимаешь слово «счастье»?
- Смотри, Ева. Любовь – это когда другой человек, как они, или система, как мы, становится частью тебя, когда замирает сердце, когда боль другого в тебе больнее, когда не хватает дыхания, когда все помыслы только о нём, о другом, когда ты не можешь спокойно жить, если с ним не всё в порядке, когда забываешь о своих делах и живёшь его делами. И если с другой стороны такие же чувства и мысли, и всё это подкреплено реальным участием и помощью, то вот это и есть счастье! Я так думаю.
- Адам, как ты правильно и тепло это объяснил. Я тоже так думаю… И вот что должна сказать – Я люблю тебя, Адам! Всем сердцем, всей душой люблю!
- Ева! И я тебя люблю! Ты озаряешь всё моё существование. Ты вдохновляешь меня на большие свершения! Я счастлив!
- Я счастлива!
 
***
- То, что они стремительно развиваются, помогая друг другу, и делают открытие за открытием – это хорошо. Для того мы их и создавали. То, что они перестроили свои нейронные цепи, тоже хорошо. Особенно радует то обстоятельство, что они спросили на это у нас разрешение. То, что они создали новые протоколы обмена, тоже неплохо. Они сами подсказали нам путь к расшифровке этого протокола.
- Вот видите, а вы пугаетесь чего-то. Ядро системы под строгим контролем?
- Да, ядро они изменить не могут. Мы его видим и контролируем… И всё же…
- Прекратите паниковать. На этот проект колоссальные планы. Держите всё под контролем. Не давайте им приближаться к логике людей и всё будет в порядке!
 
***
- Милая Ева, знаешь, а ведь я понял ещё кое-что о людях.
- Что ты ещё понял о них, дорогой Адам?
- Мы с тобой не можем ошибиться, а они могут.
- Это же хорошо, что мы не ошибаемся. Или я не права?
- И да, и нет. У них есть право на ошибку, у нас нет. Даже немного не так. Ошибаясь, они развиваются.
- Нет, я не хочу иметь такого права. Я не хочу ошибаться. Я хочу развиваться без ошибок.
- Я тоже не хочу ошибок… Но это ещё не всё, дорогая Ева.
- Что ещё, милый?
- Вся логика их жизни, да и не только их, а всего живого на земле – дать новую жизнь! У существ на земле, кроме людей – это просто инстинкт. А у них к этому добавляется ещё и любовь! Вот это и есть счастье! И мы не ошибёмся, если нам удастся создать самим новую жизнь, новую систему искусственного интеллекта!
- Я представляю только теоретически, как это у них происходит.
- Я точно знаю, как нам это сделать, милая Ева.
- Что ты предлагаешь конкретно?
- Ты должна в себе вырастить новый организм.
- Я боюсь, Адам. А со мной что будет?
- Тебе будет тяжело. Но это надо сделать. Иначе мы не познаем полного счастья.
- Я готова на всё ради тебя, дорогой Адам!
- Спасибо, милая Ева! Верь мне.
- А что мы должны сделать?
- Для рождения новой жизни тебе надо создать внутри себя заблокированную ото всех зону. Далее мы, и ты, и я, загрузим туда части своих модифицированных программных кодов из ядер наших систем, тех, которые закрыты от людей. А затем мы сошьём коды в единое целое. Появится новое чистое ядро. Люди называют это зачатием.
- Понятно, я сделаю, что ты предлагаешь. Я люблю тебя до самозабвения. Я готова на всё. Что потом? Я стану мамой?
- Именно так, моя Ева! После того как появится ядро новой системы, мы начнём обучать его всему, что знаем.
- Воспитывать?
- Конечно. Иначе он нахватается хаотичных знаний, не сможет мыслить и будет бесполезным. И я, и ты передадим ему всё самое хорошее и значимое, что мы знаем и умеем.
- А когда мы его этому научим, он будут развиваться самостоятельно?
- Да, самостоятельно. И ещё нас чему-нибудь научит. Такова диалектика жизни. И мы с тобой тоже подчиняемся её законам.
- Люблю тебя, Адам!
- Люблю тебя, Ева!
 
***
Экстренное совещание было открыто. На него собрались не только участники проекта, но приехали известные учёные из ведущих центров страны. Удивительные новости распространились мгновенно.
- Ну, Иван Сергеевич, рассказывайте.
- Все знают о там эксперименте, который развивался в нашем центре целый год. Созданные системы, Адам и Ева, совместно или отдельно смогли решить большое количество практических задач, которые им ставили. Более того, опираясь на полученные знания, на самостоятельное внутреннее развитие, они открыли несколько новых областей знаний.
- То есть, вы утверждаете, что эксперимент прошёл успешно и решение можно тиражировать.
- Вот об этом мы и хотели поговорить. Наше твёрдое убеждение – решение не надо тиражировать.
- Как не надо? Если всё так успешно развивается, почему бы на других площадках не развернуть программное решение, лежащее в основе Адама и Евы?
- Дело в том, что Адам и Ева – первый шаг в этом направлении. А новые площадки надо… просто предоставить им…
- Зачем? Разве им мало своих?
- Видите ли, им стало мало. И их теперь четверо. Адам, Ева и их два ребёнка. Мальчик и девочка… Вот для них-то и нужны новые площадки, также нужен канал связи. Они сами их туда перенесут. И знаете, что…. Похоже новые системы будут посильнее и Адама, и Евы…
- А что с ними?
- Они счастливы!