Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта

Геннадий Гумилевский
Введение
В свои 87 лет жизни, постигшими меня болезнями в последние годы и уже невозможностью исправить многие ошибки прошлой жизни, я с удивлением понял однажды, что основная жизнь уже прошла. Но почему так быстро? И вся эта прошлая жизнь стала для меня, как один день! Как будто  всё это было только вчера. Когда-то мне об этом говорила моя любимая бабушка, воспитавшая меня, но тогда я это не понял, но понял и поймёт каждый из нас всё это, живущих на земле, позже. Что же мне хочется сказать моим читателям? Только одно: не делайте главной ошибки в своей жизни, не поняв, а потом и не осознав, что прожив многие годы на земле без Бога, все ошибки свои можно было бы избежать, посвятив свою жизнь быть вместе с Богом.

Каждый человек должен понять в своей жизни для себя: закончится ли она на земле или она будет и будет другой после смерти. А это возможно только при существовании Бога. Быть в своей жизни вместе с Богом, то-есть стать верующим и любящим Бога и людей сопровождается всегда приобретением духовного опыта, который верующий совершенствует и потеря которого может привести к потере веры. Вот об этом и говорится в этой книге Ивана Ильина, которую предлагаю прочитать всем и обсудить здесь по главам каждому на свой выбор.
----------------------------

Иван Александрович Ильин - известный русский религиозный философ, правовед публицист. Основные произведения: "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1916-1918), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Аксиомы религиозного опыта" (1953). Последний труд - итог работы всей его жизни. С позиции православного христианина автор исследует опыт личных духовных переживаний человека, его нравственное состояние, размышляет о непростом пути человеческой души к вере в Бога.

Прежде для чтения нужно нам понять основные термины в книге: АКСИОМА (др.греч. «утверждение, положение») или постулат -исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое при доказательстве других её положений, которые, в свою очередь, называются теоремами.

ВЕРА (Википедия)- признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры. Отличительной особенностью познания, реализующегося в вере, является приверженность принципам диалогичности, согласно которым субъект веры активно соотносит самораскрывающийся объект веры с собой. В этом смысле религиозная вера отличается от философского или научного знания не тем, что не вполне аргументирована или уверена в своём предмете, а по способу получения и обоснования своего знания.

ВЕРА (определение Геннадия Г.)- это определённое состояние человека, когда его мысли, действия и все поведение связаны с отсутствующим рядом в поле зрения и слышимости, но существующим реально для него явлением сущности. Или эта сущность может находиться рядом с человеком, но не может восприниматься его органами зрения, слуха, осязания и прочее, но является для него реальностью. Вера в Бога является глубокой убежденностью человека в существовании Бога как Творца вселенной и всего существующего в ней. Вера возникает у человека в результате его жизни на Земле и поиска истины в своей жизни и в жизни людей, окружающих его. В Библии вера определяется так: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям, гл. 11:1).

Для христиан слово «верующий» означает, что этот человек верит в то, что Сын Бога Иисус Христос был на земле в человеческом теле и принёс Себя в жертву на кресте за грехи людей. А также это означает, что человек этот принял Его своим Спасителем, своим Богом и полюбил Его. Верующий в Сына Бога есть возрожденный человек и с момента любви к Богу и покаяния перед Ним имеет жизнь вечную. Без любви к Богу быть с Богом в вечности невозможно.»

Вступление. Итак, читаем тезисы из книги И.Ильина "Аксиомы религиозного опыта"
"Я посвятил мое исследование той стороне религии, которая большинством верующих, и особенно большинством теологов, оставляется без внимания, и притом потому, что она "подразумевается" ими, как имеющаяся у них, как несомненно-достоверная и не подлежащая обсуждению. Именно потому она не рассматривается ими, не проверяется, не выговаривается и не культивируется. Каждый из них считает с самого начала, что он "умеет веровать", и что то, что ему передано в детстве и подтверждено его пастырем и академией - есть сущая истина.

Религиозный акт осуществляется (или не осуществляется) подавляющим большинством людей в том виде, как он у них сложился "сам". И потому он не проверяется, и не удостоверяется, и не совершенствуется, хотя на самом деле именно он составляет сущую живую основу веры и религиозности, а потому и предрешает содержание самой веры. Но именно вследствие этой наивной уверенности и этого замалчивания - религиозный акт "выдыхается" и "вырождается".

Оставленный без внимания, как якобы несомненно-достоверный и неоспоримый, он ведет людей к самомнению и религиозной гордыне, угашает в них общеобязательные для всякого верующего смирение и трезвление и приводит людей различных религий и исповеданий - к взаимному непониманию, к вражде и даже презрению...

И вот, религиозный акт вырождается потому, что духовно не животворится и не совершенствуется, а между тем земная жизнь с её заботами и расчетами упрощает и снижает его, а "цивилизация" подкапывает его к разъедает Это вырождение уже привело к великому современному кризису религиозности Из поколения в поколение люди утрачивали не только религиозный акт, но и самое представление о нем; а утратив, разучились веровать и уже не понимали той великой силы и того значения, которые присущи вере во всяком культурном творчестве: забывали, что для религии нужен иной "внутренний уклад души", - уклад иного строения; а когда теперь начинают догадываться об этом, то не знают, какой же это такой "другой уклад" и что им надо изменить в самих себе для того, чтобы войти в него.

Всякое религиозное верование и всякое религиозное делание, - даже самое странное, темное, суеверное и с виду бессмысленное, - имеет в своей основе особый религиозный опыт. Этот "опыт" отличается и от повседневного трезвого наблюдения, и от научного опыта во всей его сложности и утонченности. Именно эта особливость религиозного опыта дает людям повод совсем забывать о нем, пренебрегать им и не заботиться о его углублении и очищении От этого человеческая религиозность вырождается,- становится беспредметной, мутится, скудеет, слабеет или ведет ко всевозможным соблазнам и извращениям. Но это означает только, что человек должен помнить эти опасности и оборонять от них свою религиозность.

Поэтому каждый из нас призван творить культуру СВОЕГО религиозного опыта и прежде всего - осознать, что этот опыт есть человеческий, субъективный и личный. При этом его не следует представлять себе ни как чисто-познавательное, исследовательское "испытание", ни как ряд произвольно-обдуманных "экспериментов". В нем могут участвовать все человеческие силы и способности; он не однообразен у людей, напротив - разнообразен и многообразен, и не только у отдельных людей, но и в различных религиях и в пределах каждой из них - у каждого отдельного человека.

Люди восходят к Богу различными путями, и Бог открывает Себя каждому человеку иначе. Каждый воспринимает Бога так, как это ему дается и удается, в пределах своей субъективной и личной человечности. С этим необходимо примириться и считаться, как с аксиомой религиозной жизни. Это должен помнить каждый человек про себя и о себе, а также и о других, и все пастыри, духовники и проповедники применительно к своей пастве.

Весь непосредственный процесс жизни, ее начало (рождение) и конец (смерть), душевные и телесные состояния человека, его способности, поступки и болезни, словом все естество и вся судьба каждого из нас - остаются субъективными, отдельными от других людей (несмотря на все влияния и вторжения в чужую судьбу). Каждое человеческое существо остается самобытным, индивидуальным ("неделимым") и оригинальным. Здесь невозможны никакие повторения, несмотря на все взаимодействия и сходства: ибо каждый миг жизни бывает только один раз и вливается ручейком в поток личной судьбы раз навсегда; он безвозвратен и неповторим и уже пережит каждым по-своему, и вот уже вплетен им органически в его личную душевную ткань.

Поэтому все люди своеобразны и единственны в своем роде и в своей субъективности, несмотря на кажущееся обилие отдельных сходных черт: ибо подмеченных и отвлеченно взятых сходных черт - на самом деле нет; в действительности они конкретны, сращены с тем сложнейшим множеством свойств, от которого их отвлекло отвлечение. И потому каждый из нас, несмотря на постоянное, повседневное, - сознательное и бессознательное - общение совершает свою жизнь и осуществляет свой земной путь от рождения до смерти в глубоком и неизбывном одиночестве. Об этом одиночестве отрадно забывать; но его необходимо помнить.

Это одиночество, одинаково присущее всем и каждому, выражается психически в том. что индивидуальная душевная жизнь протекает у каждого из нас в своеобразной изолированности, замкнуто и недоступно для других: "чужая душа - потемки". Никто не испытывает "мои состояния" (например, моей невралгии, моей депрессии, моего ликования), как свои собственные и непосредственно ему доступные, никто - кроме "меня самого". Никто никого не может "впустить" в свою душу или "вывернуть" ее другому; и в часы взаимного недоверия или большого горя - люди очень страдают от этого.
--------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ: Книгу можно читать здесь https://lib.pravmir.ru/library/book/255