Печи

Ёхан Леверда
Печи

В третью свою командировку. Я уже не стал останавливаться в городе Иркутске. Далеко ,  раз. Мест в гостиницах почти нет , два. Благо, в общежитиях, в городе Шелехове.  Нашлись  комнаты для командировочных. Были и ВИП, по тем временем. Правда без джакузи.
Меня подселили к  старому рабочему . Тот, который у электропечей. Огромных. Где алюминий  получает свою жизнь. Для мощи Страны Советов.

Анатолий Билецкий. Так представился он в первый день знакомства. Руку мне подал и пожал. Моя ладошка утонула в железной клешне. Он не сжимал, просто, как старый товарищ, жмякнул, как будто мы знакомы сто лет. Рукопожатие.   Я сразу понял, что он тяготится этим подселением. Но понимал , на улице сейсас сорок. Ниже нуля.

Тяготился он сильно, но  об этом я узнал позже, когда он вечерами смотрел мне в глаза и рассказывал историю своей жизни. Таких историй написано множество. Смерть или жизнь. Всевышний выбрал юноше из польского еврейского местечка, жизнь. Но жизнь каленую железом. С полным отказом от своего прошлого.

После перелета, с разницей в поясах я просто рухнул на койку, едва успев раздеться.

В пять утра, зашипела плитка, сковородой  с яйцами. Китайский чайник дал свисток.

Я открыл глаза. Обвел территорию.

Анатолий заварил чай и сказал, давай, завтракаем, мне на смену.
Разгладил усы и бороду у зеркала. Внимательно посмотрел на меня , заспанного, и с какой-то ноткой в голосе, 
совсем до этого  мне не понятной , но такой близкой и родной , спросил , евреи в родне есть?

Не знаю , честно ответил я. Никто у нас в семье не знает с некоторых пор. Некому сказать . Других просто нет.

Жди меня. Будем говорить. Ты же из Минска? Мне дежурная сказала.
И ушел в метель.

Я добил завтрак. Горячий чай с бутербродом с маслом мотивирует на хороший день. Привел себя в порядок. Перечитал задание. И отправился на Иркутскмй Кабельный Завод. Я - снабженец. Нам, после Чернобыля , нужны провода. Как воздух! Очень.
Но чеченские авизо поставили нас на колени.

Вечером, после всех дел на заводе, я ввалился в общагу. Настроение было отличное. Платежи, каким-то образом, поступили на завод. В цехах вознобновили наш план. И в течение месяца сделают отгрузку. Времени у меня вагон. Я прямо пританцовывал. Прошел всю логистическую цепочку от управления завода до цехов, вплоть до тарного участка и ЖД отделения. Все складывалось.  В хороший пазл.


Я постучал в дверь, последнюю, в длинном коридоре силикатного кирпича общежития.

Заходи, негромкий голос , пригласил меня.

Я открыл дверь и попал в другой мир.

За столом сидели  четверо. Всем далеко за шестьдесят. Старшему под восемьдесят. Крепкие ребята.  Тусклая лампа освещала вечерю.
На столе, кастрюля с дымящейся картошкой. Омуль. Какие-то разносолы. Красная рыба.  Лук.  И свежие помидоры и огурцы. Невиданная роскошь по тем временам.

Гена. Игорь . Василий.
Мы пожали руки.

Подняли первую.  За родных.  Ты еврей? Вопрос в лоб.
Я повторил,  не знаю.
Ты из Минска, там до войны почти все были евреи. Так говорят.
Расскажи нам про Минск.
Я рассказал про детство. Про школу. Одноклассников. Район, где было гетто во вторую мировую. Про Яму. Про свои чувства.
И многое  , что знал, слышал.
От том, как играл трубач на Юбилейной площади. В 1941ом. Прощание славянки. И за пару дней на площади , под эти звуки, погрузили в рычащие грузовики с овчарками восемнадцать тысяч невинных душ. Минчан. Только за то, что они евреи. И как в урочище Тучинка несколько дней расстреливали. Из пулеметов.
И как советская власть все же поставила через пятьдесят лет, памятник. Но конкретного места гибели нет. Неизвестно. 
Старые люди плакали.

Они подошли ко мне и обняли меня.

Я -  Амос. Я - Давид.  Я - Йона.

Мы давно тут. Ещё бараки были, когда нас привезли сюда.
Завод строили. Мы.  Запустили . Это наш завод.  Потом нас расконвоировали. Мы тут . Мы остались.  С нами столько мерзавцев. Но им даровали. Советская власть простила.
Но в лагере ничего не скрыть. Мы смогли. О себе. Но знали обо всех. И о полицейских из концлагерей. Литовских, белорусских, украинцев.  И своих тоже.  Мы никому никогда не простим.
Мы все знали.

Печи иркутского алюминиевого завода мы превратили для них в печи Майданека.
Мы очень потрудились. И от "этих" даже пепла не осталось. Поверь нам.  

Расскажи когда-нибудь нашу историю.

Мы ещё не раз подняли рюмки. За еврейский народ.

Утром я проснулся. В комнате общежития иркутского алюминиевого завода я был один. Одна панцирная кровать. Один холодильник. И шкаф для одежды. Один.
На столе чисто.
И записка. Одна.

Помни,  кто ты есть.

П.с.
Иркутский алюминий завод и Иркутский кабельный завод находятся в 20км от города Иркутска. В долине города Шелехов.