Смерш Зафронтовая разведка

Александр Иваненко Север
По документам сайта "Память народа". Все события, подразделения и фамилии подлинные.

В романе "Момент истины" есть эпизод, когда Алехин вспоминает о переходе "зеленой тропой" немецкой разведгруппы, в составе которой был агент СМЕРШ - перевербованный бывший шпион. Это единственное упоминание в романе о том, что военная контрразведка действовала во вражеском тылу. Однако автору удалось найти наградные листы тех, кто уходил за линию фронта - разведчиков контрразведки СМЕРШ . Что же это были за люди? Обычно при слове разведчик мы представляем некую смесь Штирлица с Джеймсом Бондом - обаятельного стильного супермена, отлично владеющего приемами единоборств и иностранными языками. Если речь идет о разведчице - то это обольстительная роковая красотка.

Между тем военная реальность часто отличалась от художественных образов. В прифронтовом немецком тылу любой незнакомый мужчина мобилизационного возраста автоматически вызывал пристальное внимание у Geheime Feldpolizei и Feldgendarmerie (тайной военной полиции и военной жандармерии). Уникумов, свободно владевших немецким и могущих выдать себя за офицера вермахта, было наперечет по всему Союзу, но и таким нужны были безукоризненные документы и железобетонная легенда, что герр официр тут делает вне своего подразделения? Попытка выдать себя за хиви или полицая автоматически влекла тот же самый вопрос, да еще немедленно проверялась с помощью пособников, хорошо знавших местное население.

Девушки с яркой внешность также привлекали внимание, но уже иного рода. А за таким вниманием неизбежно следовал вопрос - что милая фройлян (грубый вариант - russische Hure) забыла у воинской части или артиллерийского склада? Попытка устроиться работать в ресторан, где кутили вражеские офицеры, или тому подобные заведения немедленно влекла полноценную проверку и неослабное наблюдение агентов врага. Опять же нужно хорошо знать немецкий язык и военную терминологию, чтобы понимать пьяную болтовню. Ну и самый глупый оккупант призадумается, когда хорошенькая куколка вдруг начнет уточнять укомплектованность части или количество боеприпасов.

Поэтому нужно быть незаметным, неярким, неспортивным, невоеннообязанным. Чтобы подозрительный взгляд скользнул по тебе, не остановившись. Именно таким был разведчик СМЕРШ Андрей Евдокимович Мазур. В 1944 году ему было уже 60 лет. С октября 1943 года по апрель 1944 года Андрей Евдокимович неоднократно находился в расположении немецких войск в Крыму. Как пожилой крымчанин мотивировал свое пребывание и передвижения среди оккупантов, можно только догадываться. Спекуляция, ремонт, перевозки? Все это время рядом с ним постоянно был второй разведчик - его родная дочь Мария Андреевна Мазур, 42 лет от роду. Вдвоем они собирали согласно наградным листам "данные о военных объектах противника, численности, вооружении и состоянии его войск". В одном невидимом строю с Мазурами действовали мать и дочь Ивановы - "Систематически совершала ходки по населенным пунктам, где располагались немецко - фашистские войска и добывала ценные данные..." - это сорокалетняя Иванова Вера Григорьевна; " проявила себя смелой разведчицей ...систематически выполняла задания оперативных групп" - а это уже наградной лист двадцатилетней Ивановой Надежды Григорьевны.

Мы никогда не узнаем, сколько бойцов Отдельной Приморской Армии обязаны жизнью этим четверым беспартийным и безвестным разведчикам - крымчанам. Но одно можно сказать точно - каждую секунду они шли по лезвию. Вот отрывок из доклада 312 группы секретной полевой жандармерии, базировавшейся в Крыму:

"4.03.44 г. из отдела разведки 73-й ПД нам передали с протоколами допроса перебежчиков из Красной армии:

1. Стародонкин Владимир,31.08.1925 г.рождения, родился в Ислам-Тереке. 2. Шунковский Андрей, 13.08.1924 г.рождения, родился в Джанкое. 3. Филатова (Анна?), 12.03.1925 г.рождения, родилась в Одессе. После длительного допроса они все же признались, что принадлежали к бандитам (партизанам - авт)из каменоломен Старого Карантина...Все вышеуказанные вышли из катакомб 29.02.44 г. с целью перейти линию фронта севернее Керчи, но это им не удалось, и они сказали в немецком подразделении, что являются перебежчиками. Указанные в пункте 1 — 3 лица, как принадлежавшие к бандитам, расстреляны..."

Какая же была мотивация у совсем невоенных людей выполнять смертельно опасные задачи? На это отвечает командующий 17 армией в Крыму Эрвин Йенеке - "в конечном итоге, национально сознательные русские люди считают нас захватчиками в их стране."

Теперь перенесемся на другой край невидимого фронта - в Прибалтику. Важнейшую роль в разведгруппах СМЕРШ играли радисты. Одним из таких был старшина Роман Салаев. За спиной - рация и оборона Крыма а затем партизанский отряд. Потом были УКР СМЕРШ 3 Прибалтийского фронта и заброска в Эстонию. Там радист Салаев будет держать связь с центром в любых условиях. В Крыму в 1944 году, в районе Карасубазар воевал и красноармеец Игорь Борисович Адамович, также затем ставший разведчиком в Эстонии. 25 - летний смершевец согласно наградному листу: "в условиях жесткого оккупационного режима, созданного оккупантами на территории Эстонской СССР, совершал ходки в населенные пункты где добывал данные о войсках и разведорганах противника".

Еще более сложные задания выполняли русский Кондратий Чубаев и украинец Дмитрий Кончаковский - оба рядовые. В немецком тылу в одном из районов Эстонии Кончаковский "организовал несколько вооруженных групп из местного населения для проведения разведывательных и контрразведывательных мероприятий в тылу противника", аналогично действовал и Чубаев. Данный абзац наградного листа не может не вызвать удивления - ведь речь идет не о Белоруссии или Смоленщине, а о Эстонии, где местное население было в большинстве настроено антисоветски. Да и вообще - как вышеперечисленные смершевцы умудрялись выдавать себя за местных, заходить в деревни, вести вербовочную работу? Очевидно, что речь идет о Печорском районе Эстонии, где преобладало русское население, и где было много сочувствующих Красной Армии. Но в любом случае - уровень риска был запредельный. Но снова и снова разведгруппы уходили в ночь, дождь, снег......

Лучшим окончанием статьи, по мнению автора будет уникальный снимок разведгруппы СМЕРШ 3 Прибалтийского фронта перед заброской. Вглядитесь, уважаемые читатели в лица советских разведчиков во вражеской форме. Это и есть те немногие, которым обязаны очень многие.

"Стремясь быть лучше и честней,
Мы нашу жизнь, как песню, пели.
И над могилами друзей
Который год поют метели.

Уютный дом и тишина
Нам доставались в жизни редко,
У нас с тобой – одна война,
Одна профессия – разведка."