Ангелы среди нас..

Оксана Чайка
Стоял холодный январь 1942года. На блокадный Ленинград спустилась ночь. Тишину нарушали нескончаемые разрывы снарядов, к которым я уже успел привыкнуть. В квартире было очень холодно, батареи давно не отапливались.Приходилось утепляться даже дома. Мороз все рисовал свои узоры на стекле окна куда я выглядывал, дожидаясь маму с работы. На часах было уже без четверти девять, а мамы все не было. Я тревожился. Сон одолевал меня и я, периодически, начинал дремать но скоро просыпался и снова смотрел в окно. Мама работала на Кировском заводе, который обстреливался день и ночь. Враг знал, что здесь выпускают продукцию для фронта: штык-ножи, мины, снаряды.
Наконец мама вернулась с работы. Заправив коптилку трансформаторным маслом, принесенным с работы она принялась топить буржуйку. В квартире снова стало тепло и уютно. Мама сварила суп лапшу и достала свой паек хлеба, который ей выдавали на работе. После ужина я забрался в кровать, мама сев рядом принялась читать мне сказку. Сегодня мой выбор пал на "Стойкого оловянного солдатика". Он всегда вдохновлял меня своим мужеством. Чем сам я, как мне казалось, не обладал.
Уходя на работу мама будила меня, чтобы я не опаздал в школу. Я любил учиться, хотя до войны этого за собой не наблюдал. Военное тяжёлое время как то по-особенному мобилизовало во мне чувство ответственности. Я думал, что предам Родину если буду лениться и увиливать от учёбы." Я должен, просто обязан быть стойким оловянным солдатиком" - говорил я сам себе. Я старался не давать волю чувствам, когда узнавал о плохих новостях, в конце концов в военное время даже как то привыкаешь к тому, что кто- то умер от голода или от обморожения  или попал под обстрел. На войне это обычное дело!
Был в моей жизни один человек, который не давал мне покоя и всячески старался насолить,  мальчишка с соседней улицы - Витька Смирнов! Он учился в одном  классе со мной.
  Отец его служил на фронте как и мой. Оба они были лётчиками. Витька всегда был задирой, ни дня не проходило, чтобы с кем то он не подрался. Ко мне он питал особую неприязнь и  это было взаимно. Признаться честно я побаивался его и  это меня злило. Видимо он чувствовал мой страх.
  Сегодня я особенно быстро собрался и вышел из дому по направлению к школе. А как иначе ведь именно сегодня в школьной столовой нам обещали выдать желе! Как же я любил Желе! Тянущееся сладкое лакомство, так бы и ел его весь день! Смакуя все это в своём воображении я мчался в школу. Я знал, что два урока пролетят очень быстро, а потом мы пойдём в столовую и получим по стаканчику с вкуснейшим желе!
Вот, наконец, я дождался прихода в столовую. Антонина Васильевна, наша учительница разливала суп по тарелкам. Витьке было поручено разнести горячий чай. Мы принялись жадно есть. Желе предполагалось на десерт. Доев суп,я  в предвкушении потянулся за свои стаканчиком с желе, но не тут то было. В этот  момент кто- то вылил горячий чай в мой стаканчик с желе. Оно на глазах  растаяло и превратилось в цветную жидкость.
-"Простите пожалуйста!" ехидно протянул Витька и ухмыльнулся. Слезы возмущения душили  меня, кулаки сжимались, но страх все-таки пересилил и я просто убежал.
Всю дорогу домой я  воображал как дерусь с Витькой и наминаю ему бока, мечтал как я ему что- то говорю поучительно. Одним словом строил воображаемые планы мести, которым, по всей видимости, сулило остаться только в моем воображении. Так я дошёл до дома и услышал как меня кто то позвал.
-"Саша, мой мальчик зайди, пожалуйста, ко мне через полчаса!"
-"Хорошо,Аркадий Ефимович зайду." - произнёс я.
Аркадий Ефимович был нашим соседом по лестничной площадке. Коренастый старичок чудаковатого вида с очень добрыми глазами, смотрящими из-под маленьких круглых очков. Я любил приходить к нему в гости. У Аркадия Ефимовича всегда находилось что то вкусненькое. Вот и в этот раз он усадил меня за стол, налил чай, достал несколько кусочков сахара. От наслаждения я причмокивал и старался продлить удовольствие.
-"Как дела в школе?" спросил он.
-"Сегодня в столовой давали желе" - вдруг вспомнил я и снова нахлынули печальные мысли. Я запнулся и он пристально посмотрел на меня.
-"И что же желе? Не оправдало твоих ожиданий?
-" Нет, дело совсем не в нем" ответил я.
-"Аааа" - протянул Аркадий Ефимович - "Кажется я знаю в чем дело! Витька! Я прав? Дело в нем? "- склонился он ко мне испытующе.
Он давно знал о нашей неприязни друг к другу.
-"Так и есть" - всхлипнул я едва сдерживая слезы.

-" Не стоит так расстраиваться, мой мальчик! Жизнь очень интересная штука, не надо видеть в ней только плохие вещи. Вот давай-ка подумаем о чем то хорошем вместе и вот увидишь как твоё настроение поправится!"
-" О чем хорошем? Нет ничего. Война кругом.."
-"Нет, нет, нет, мой дорогой! Вот например, взять твою маму, она очень любит тебя, твой папа ради тебя пошёл на фронт, чтобы ты мог жить  в свободной стране и  больше ничего не бояться. У тебя есть твоя учительница, Антонина Васильевна, которая ради тебя приходит в школу учить тебя. В конце концов у тебя есть я, мой мальчик, и я очень тебя люблю! У каждого из нас есть тот, который любит нас и его любовью мы живём, согреваемся теплом этой любви!
-"Иногда я совсем этого не чувствую" - сказал я тихо.
-"Чувства иногда играют с нами дурную шутку! Не нужно на них рассчитывать. Нам нужно верить! Верить в любовь! Порой все, что у нас есть это Вера! Вера, движимая любовью.. - задумчиво произнёс Аркадий Ефимович.
Я внимательно смотрел на него и пытался понять его слова.
-" Кстати, вот например.. - знаешь ли ты, что у каждого человека есть ангел? - спросил Аркадий Ефимович.
-"Нет, не знаю..".
-"А вот то-то и оно! - он весело пришурился и добавил:
" Пока не поверишь - не увидишь!
-"Как это?" переспросил я.
-"Ну вот предположим ты чего-то очень сильно хочешь, если поверишь в помощь ангела он не замедлит тебе помочь! Думаю, тебе нужно попробовать! В конце концов ты ни чем не рискуешь, мой мальчик! Подумай, чего бы ты хотел получить завтра?
Я немного подумал и сказал:
-"Допустим - леденец на палочке!
-" Прекрасное пожелание! Теперь нужно обратиться в ангелю с этой просьбой. И ждать! Только помни - все дело в вере! - улыбнувшись произнёс он.
       Аркадий Ефимович, конечно был чудаком, но что то в нем было такое волшебно-доброе перед чем я не мог устоять. Я подумал и решил - надо поэкспериментировать!
Я дождался, когда мама крепко уснет, сел на краешек кровати и произнес:- "Добрый ангел, я верю ты слышишь меня. Если тебя не затруднит мне бы очень хотелось получить леденец на палочке". Потом я залез под одеяло и заснул.
Весь следующий день я ждал свой леденец. Сомнения одолевали  меня, но твёрдый тон Аркадия Ефимовича предавал мне уверенности.
Я вернулся со школы, сделал уроки и сел у окна в ожидании мамы. Дыша на холодное стекло я медленно выводил пальцем по нему букву А. Мама как всегда вернулась поздно. Поужинав, мама снова стала читать мне сказку которую на этот раз выбрала сама. Я уже почти заснул как вдруг мама вскрикнула:
-"Ой, Сашка как я могла забыть. Я ведь тебе кое-что принесла".
И она достала из кармана телегрейки леденец на палочке!
-"На работе сегодня с пайком раздавали. На держи!"
Моему удивлению и радости не было конца. Я с довольным видом положил его под подушку и тихо, чтобы не услышала мама произнес: " Спасибо! "
С чувством полного удовлетворения я заснул.
 На следующий день, по дороге в школу я думал о происшедшем." Значит они существуют! Надо бы ещё разок проверить, а вдруг совпадение!" И я произнес вслух: - "Дорогой ангел! Я бы очень хотел попросить у тебя вкуснейшую куриную ножку!" И добавил при этом: "Я в тебя верю!".
Время в школе в этот день тянулось как то особенно долго. Очень хотелось есть, ещё бы ведь я рачитывал сегодня на вкусный обед! Но в столовой  на обед давали горячую похлебку от которой ещё больше захотелось есть.
Вернувшись домой я решил заглянуть к Аркадию Ефимовичу. Он стоял возле своей двери торопливо замыкая ключом  дверь.
-"Здравствуйте, Аркадий Ефимович! "
-"Ааа, Сашенька! Здравствуй, мой дорогой! А я очень спешу. Загляни ко мне, пожалуйста, через пару часиков."
Выходя на улицу, он окликнул:
-"Непременно зайди, я буду ждать тебя!"
День близится к закату, а я все продолжал надеяться и верить, хотя веры моя  "таяла"  на глазах. Я принялся выполнять домашнее задание. Позже я  собрался и отправился в гости к Аркадию Ефимовичу.
-"Как прошёл день, мой милый? - спросил он пристально наблюдая за моей реакцией. Сам же в это время разливал чай и расставлял тарелки.
Я рассказал ему историю с леденцом. Он очень обрадовался и добавил:
-" Вот видишь! Все что нам нужно - это вера!"
С этими словами он налил мне горячего чаю, а рядом на тарелку аккуратно положил жареную куриную ножку! Да, да! Именно её! От неожиданности я даже подпрыгнул, как ошпаренный.
-"Как?! Вы же ничего не знали?" заверещал я, но Аркадий Ефимович только улыбался мне своей хитрой улыбкой.
-"Ты ешь, милый, ешь!" - ответил он мне попивая  чай с сахаром.

На следующий день я отправился в школу в необычайно преподнятом настроении. После первого урока зазвучала сирена в городе, это означало, что всем  нужно спуститься в бомбоубежище. Антонина Васильевна, построив нас по парам стремительно повела нас за собой.  Там мы продолжили учиться. Как вдруг услышали, что кто-то в классе всхлипывает. Антонина Васильевна подошла к девочке Вале, которая уже в голос рыдала. Учительница спросила что произошло? Почему та плачет?
-"Мама.." и она снова зарыдала.
-"Маме нужно лекарство, врач сказал что у неё воспаление легких и нужно лекарство, иначе…Его нигде нет, я искала" и она снова горько заплакала.
Я, вдруг, отчётливо представил всю картину происходящего, сердце моё сжалось. Я понял, что сейчас нужно предпринять!
-" Я знаю как помочь! - вызвался я.
-"Валя, где вы с мамой живёте? Как называется это лекарство? Я достану его сегодня же! "
-" Пенницилин, пять ампул. 2-я линия Васильевского острова,13" - ответила Валя.
Я отпросился у Антонины Васильевны и помчался по улице. Всю дорогу я повторял: "Дорогой ангел! Помоги! Ты нужен сейчас особенно! Вопрос жизни и смерти! Нужно достать лекарство для Валиной мамы".
 Я бежал и бежал и все повторял свою просьбу. Постучав в дверь к Аркадию Ефимовичу я волновался, а если его не окажется на месте.. Но Аркадий Ефимович оказался дома. Он усадил меня на диван и стал распрашивать.
-" Что так взволновало тебя, мой мальчик?"
Я все ему рассказал. Он стал ходить по комнате из стороны в сторону, приговаривая:
-"Тааак! Тааак! Тааак! Дай- ка подумать.. Пенницилин говоришь… Аптека… Ага! Он о чем то говорил сам с собой, я лишь слышал отрывки фраз, как в один миг остановился, подошёл к шкафу, достал оттуда свёрток, завернутый в газету и произнес:
-" Беги сейчас же в аптеку на улице Гороховой. Отдашь этот свёрток и скажешь:" Аркадий Ефимович передаёт Вам свое глубокое почтение!" Потом скажешь зачем пришёл. Ты меня понял, Сашка?"
-"Да, Аркадий Ефимович, все понял! Ну я пошёл? - спросил я.
-" Беги, мой мальчик! Нельзя терять ни минуты!"
Я мчался по улице  так быстро, как мог и не на мгновение не сомневался в успехе этого предприятия. Мне на миг стало интересно что же было в том свертке, что дал мне Аркадий Ефимович. Я аккуратно развернул его там оказался суточный паек хлеба. Я так же аккуратно завернул его и помчался дальше. "Все- таки необыкновенной души человек - Аркадий Ефимович!" - подумал я про себя. "Отдать свой паек, чтобы помочь человеку.."
Я вошёл в аптеку и поднялся на второй этаж. Фармацевт стояла неподвижно, как-будто уже ждала меня.
-"Здравствуйте! Аркадий Ефимович передаёт Вам свое глубокое почтение! " и с этими словами я протянул свёрток. Она улыбнулась и взяла его.
-" Здравствуйте, молодой человек! Что Вам угодно?- спросила она у меня.
-" Пенницилина 5 ампул и шприцы. " ответил я.
-"Одну минуточку!"
Она достала из под стола свёрток белой бумаги. Отдала мне со словами:
-" Аркадию Ефимовичу большой привет! Небесный доктор никогда не подведёт, запомните это молодой человек и не волнуйтесь так!
-Что Вы сказали?
-Не волнуйтесь говорю!
В этот момент глаза её блеснули каким то особенным светом. Как странно- подумал я. Она будто ждала меня!
Через минуту я уже бежал домой к Вале, чтобы передать лекарство для её мамы как вдруг из-за угла улицы показался Витька. Страх и ужас овладел мной. Я остановился в раздумьях бежать прочь или… Витька подходил ближе, ещё ближе. Все внутри меня холодело от страха. Я стоял, как вкопанный. Он подошёл, я машинально спрятал свёрток за спину.
-"Ой какие у нас тут люди шарятся!" - начал он  ехидничать.
Я молчал.
-"Чего прячешь? А ну покаж!"
Он стал выкручивать мне руки, пытаясь отобрать свёрток. Я держался как мог. Резким рывком он все- таки выхватил его. В этот миг ампула пенициллина выпала из свертка прямо в снег.  Сердце замерло у меня в груди. "Только бы не разбилась! Только бы найти её! "- стучало у меня в голове. Я стиснул кулаки, схватил Витьку за грудки и силой повалил его на спину.
-"Не тронь,гад!" - процедил я сквозь зубы.
Витька испуганно уставился на меня и так и остался лежать на снегу. Я нашёл ампулу, к счастью она не разбилась. Передав лекарство Вале я с чувством полного удовлетворения побрел домой. Обдумывая встречу с Витькой я не мог не гордиться собой. Не сдержавшись я произнес вслух:" А все -таки я молодец! Не сробел!" После этого случая больше я никогда не боялся Витьку. Да и Витька стал совсем по другому ко мне относиться.
Война продолжалась. Мама Вали благодаря лекарству быстро  пошла на поправку. В нашем классе погибли двое ребят. Мальчик попал под артобстрел, а девочка умерла от истощения. Морозы немного отступили и мы после уроков с Аркадием Ефимовичем, Витькой, Валей и другими ребятами помогали взрослым расчищать улицы от завалов, носили воду для раненых. Помогали как могли своему городу справиться с общей бедой!
    Утро в школе началось как обычно со звонка. Мы стояли возле своих парт и ждали Антонину Васильевну. Когда она вошла в класс все мы заметили, что она была чем то огорчена.Поздоровавшись с нами она попросила нас присесть.
-"Ребята! У меня печальные новости. Отец Вити Смирнова героически погиб на фронте. Поскольку у него больше никого из родных нет руководством школы принято решение о передаче Вити в детский дом. Сейчас он дома, собирает вещи. После уроков вы можете зайти к нему попрощаться."
Эта новость очень сильно подействовала на меня. Мне стало жаль Витьку, я хотел помочь ему, но чем и как я не знал. Немного успокоившись я отпросился у Антонины  Васильевны и пошел к Аркадию Ефремовичу. Я чувствовал что нужно что- то предпринять, но никак не находил никакого решения. Это меня огорчало. Вдруг я подумал об ангеле. "Помоги, милый ангел, что нужно сделать чтобы помочь Витьке?"
С этими мыслями я пришёл к Аркадию Ефимовичу.
-"Видишь ли Сашенька я думаю ты уже знаешь, что нужно сделать!". В этот момент он внимательно на меня посмотрел и улыбнулся. Хитрым блеском свернули его глаза и мне показалось, что где то я уже видел это блеск.
-"Ангелы, мой мальчик без нас, без людей ничего ведь сделать не могут! Они нужны нам, а мы- им. Поверь мне, ангел уже вложил в твоё сердце правильное решение и тебе, именно тебе его нужно рассекретить! Ну а теперь мне пора в путь! Моя помощь нужна ещё кое кому.. " - загадочно произнес он, но я не обратил на последние его слова особого значения. О чем потом буду очень жалеть.
-" Запомни, мой мальчик от твоего решения зависит судьба Вити! "
 Он вышел из дому, а я так и остался сидеть на краешке дивана. Это была наша последняя  встреча с Аркадием Ефимовичем.  Больше я о нем ничего не слышал. Куда он уехал и как сложилась его судьба об этому мне не было известно.
         Вдруг меня как осенило! В одно мгновение я понял, что нужно предпринять, чтобы помочь Витьке! С этими словами я бросился бежать в сторону Кировского завода. Начался обстрел, но я знал, что мой ангел меня охраняет и мне ничего не угрожает!
Добежав до завода я не без труда розыскал свою маму.
-"Что случилось Сашка? Почему ты здесь?" - испуганно спросила мама.
-"Мама! У Витьки погиб отец и сейчас его заберут в детский дом. Мам, давай его заберём к себе жить! Я прошу тебя!
-"Конечно, сынок, заберём! Подожди-ка меня тут, я скоро! - ответила мама и через минут десять мы уже бежали с ней домой к Витьке, а через пару дней, когда все документы были оформлены Витька поселился в нашей квартире. Мы жили дружно, не ссорились. Витька стал мне братом. Отец вернулся с фронта по окончании войны и тоже принял Витьку, как сына. Мы окончили школу, поступили в интститут. Обзавелись семьями, воспитываем своих детей.
Вспоминая свое детство могу с уверенностью сказать - ангелы существуют и они живут среди нас! В них нужно верить и тогда они проявят себя! Так говорил мне один добрый человек - ангел, по имени Аркадий Ефимович!