Путь к одиночеству в буддизме

Александр Пасынков
Путь одиночества в буддизме
Некий мирянин спросил: Если я стану буддой, куда я пойду? Учитель ответил: Если ты станешь буддой, некуда будет идти. Ты заполнишь всю необъятную вселенную от края до края. Если же ты станешь каким-нибудь другим существом, найдется место, куда пойти.
Банкэй               
Человек — это только условное название совокупности различных целостей: целого материального тела (кая), нематериального ума (манас или читта) и бесформенного сознания (виджняна), подобно тому как колесница — совокупность колес, осей, оглоблей и т. Д. Душа, или я, означает не что иное, как эту совокупность.
Человек, воспринимающий извне и изнутри, может рассматриваться как совокупность пяти видов изменяющихся элементов:
# чувства удовольствия, страдания и безразличия,
# восприятие, включая понимание и наименование,
# предрасположение или стремление, порождаемый впечатлениями прошлого опыта,
# сознание самого себя.
http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/buddhism_09.html  E.A. Торчинов Введение в буддологию ISBN 5-93597-019-8

   Философия буддизма считает «самость, душу» индивидуума лишь частью всеобщей мировой «души», единства.
  Отрицая целостность идентичной субстанции в человеке, Будда не отрицает целостности потока последовательных состояний, из которых образуется его жизнь. Жизнь — это непрерывный ряд состояний; каждое из них зависит от предшествующих условий и, в свою очередь, порождает следующее состояние. Целостность часто объясняется с помощью светильника, горящего всю ночь. Его пламя в данный момент зависит от условий этого момента, но отлично от самого себя в другой момент, который зависит от других условий. И, тем не менее, здесь налицо непрерывный ряд различных огней. Так же как одно пламя может зажечь другое, хотя и отличное от него, но причинно с ним связанное, так и конечная стадия одной жизни может явиться причиной начала следующей. Поэтому новое рождение не есть переселение, то есть переход той же самой души в другое тело.

 Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда.
Буддисткой аллегорией может служить Рёан-дзи  — буддийский храм в Киото, Япония. Храм принадлежит к ветви Мёсин-дзи дзэн-буддийской школы Риндзай-сю.Рёан-дзи всемирно знаменит своим садом камней.
 ''Сухой сад'' ( ja. , ''карэсансуй'') построен, как считается, в 1499 году мастером Соами (умер в 1525 году). Подобные сады характерны для многих дзэн-буддийских и сингонских храмов Японии.
Представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 черных необработанных камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.
С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни, из-за своей неправильной формы, воспринимаются как два. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».
http://www.japantoday.ru/japanaz/r3.shtml Статья в энциклопедии «Япония от А до Я».
Сын или дочь хорошей семьи, пожелав войти в самадхи Единого, должны жить  в удалении… сидеть со скрещенными ногами, не обращая внимание на любые проявления; но они должны обращать внимание на Татхагату [Будду] и все дхармы путем не-наблюдения».
(Сутра запредельной мудрости в 700 строк)
Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание (''дукха''), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания.
Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления (''нирваны'' — состояния полного отсутствия желаний, а значит и страданий).
С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении ''нирваны'').

Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.
Дхарма - универсальный закон бытия, открытый Буддой.
Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведет к усилению страдания, испытываемого человеком. Чтобы полностью прекратить волнение и интерференцию дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это все не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны.
http://www.veda.harekrsna.cz/encyclopedia/dharma.htm Dharma-Karma-Samsara

  Когда душа (атман) достигает нирваны, она освобождается из круговорота рождения и смерти и полностью очищается, становясь сиддхой или Буддой (что буквально означает того, кто достиг конечной цели).
 «Зерно, лежащее в доме, не дает такого ростка, какой рождается в поле. Зерно, находящееся в доме, не может быть тождественным зерну в поле. Можно сказать, что хотя зерно в действительности не всегда производит одно и то же, но в потенции оно всегда обладает способностью создавать что-то, и эта потенциальная возможность превращается в действительность при подходящих вспомогательных условиях, таких, как земля, вода и др.
Ни одна вещь не остается неизменной в течение любых двух моментов, так как она не может дать одинакового результата за два разных момента своего существования. Следовательно, все длится только одно мгновение, момент.


Есть четыре стадии просветления в буддизме тхеравады — четыре степени достижения полного просветления, состояния архата, которое буддист может достичь в течение жизни. Эти стадии называются сротаапанна, сакадагамин, анагамин, и архат.
=Перед четырьмя стадиями=
Обычный человек, или патхаджана ( pthagjana, puthujjana) погружён в бесконечный круговорот сансары и неспособен освободиться. Совершая добрые или злые поступки в соответствии со своими желаниями, он перерождается в более высоких или более низких мирах и местопребываниях. Пока он не контролирует своё сознание, его цели спонтанны, что приводит к большим страданиям.
=Благородные люди=
Те, кто вступил на благородный Восьмеричный Путь, становится "благородным" (aryapudgala ,Pali: ariyapuggala), который уже гарантированно станет архатом, но не обязательно в этом перерождении. Эта цель будет достигнута в зависимости от достижений.
=Вошедшие в поток=
Первая стадия называется Сротапанна (Srotaapanna, Pali: Sotapanna), буквально означает «тот кто вошёл в поток» ( входить: ''apadyate'', поток: ''srotas''), согласно традиционной метафоре, сравнивающей достижение просветления с переходом бурной реки. Тот, кто входит в поток, открывает свои глаза дхарме (dharmacakus, Pali dhammacakkhu).
Вошедшим в поток гарантируется просветление через не больше чем семь перерождений, а может и скорее. При этом они уже не будут перерождаться в несчастных мирах адских существ, претов или животных .
Войти в поток можно став праведным человеком, узнав о Дхарме, добившись правильного состояния ума и практикуя Дхарму в соответствии с дхармой.
Тот, кто вошёл в поток, получает подкрепление своему интеллекту от учения Будды (samyagdi or sammadihi, «правильное воззрение»), он следует буддийской морали (шила) и почитает Три драгоценности (Будда, Дхарма и Сангха).
=Однажды-возвращающиеся=
Сакадагамины ( sakdagamin, Pali: sakadagami) - это те кто ещё один раз вернутся. Такие будут ещё ровно один раз рождены в мире людей, а потом станут архатами.
=Не-возвращающиеся=
Третьей стадией являются анагамины (anagamin ,Pali: anagami), то есть те кто уже не придут. Не-возвращающиеся уже не вернутся в мир людей или любой мир ниже его после смерти. Они будут рождены а Сфере форм в мирах Шудхаваса (то есть в чистых обителях), откуда они достигнут нирваны. Некоторые из них могут переродиться в более высоких мирах Шудхавасы, но они уже не переродятся в низших мирах.
Анагамины уже сбросили пять препятствий, которые связывают его сознание с сансарой. Они уже частично просветлённые, и им остаётся достичь совершенства и прийти к полному просветлению.
=Архаты=
Четвёртая стадия - архат, полностью просветлённыё, кто полностью освободился от оков и кто после своего ухода (Sanskrit: parinirvaa, Pali: parinibbana) не будет рождён ни в одном миру сансары
Шуньята ( sa.IAST|sunyata; пали: ''sunnata'', буквально — «пустота, ничто, не-существование») — понятие философии буддизма, полагающее отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) в виду их обусловленности и взаимозависимости.
Шуньята — наиболее трудное понятие буддизма, не поддающееся простому описанию и определению. Постижение «пустоты» — важная цель буддийских медитаций.
Просветление ( sa.''бодхи'', bo., ''Джанг Чуб'', zh. пиньинь: ''puti'') — состояние ясности, осознанности, понимания практик и выхода из состояния субъектно-объектной дихотомии.
* Просветление — состояние полной осознанности человеческой сущности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим.
Просветление достигается за счет понимания ошибочности волеизъявления, благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом. Таким образом сознание освобождается от иллюзий и отождествлений и становится чистым свидетельствованием.
Просветлению соответствует термин сатори, пробуждение ото сна неведения, что является очень важным событием в жизни человека (соответствует второму рождению).
Сатори ( ja. , ''сатори''; -букв. «просветление») — внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека), достижение «состояния одной мысли» (дхьяна) в медитативной практике дзен.Считается, что достичь состояния ''сатори'' можно, помимо медитативной практики, благодаря тривиальным, ординарным событиям и предметам.В японской буддийской традиции ''сатори'' используется наряду с термином «кэнсё» — ( ja. , ''кэнсё:'', «самопознание»).

Полное просветление означает окончание круга воплощений (рождений и смертей). Наступает после достижения состояния самадхи (соответствует третьему посвящению. Просветление, согласно учению Будды, означает знание Единственного Пути, ведущего к освобождению от страдания и нирване.
Полное просветление означает окончание круга воплощений (рождений и смертей). Наступает после достижения состояния самадхи (соответствует третьему посвящению. Просветление, согласно учению Будды, означает знание Единственного Пути, ведущего к освобождению от страдания и нирване.

Это скачкообразное изменение восприятия окружающего Мира, знаменующее собой переход к отличной, от общепринятой, форме мышления. Одновременно является началом открытия чакры «третьего глаза» и трамплином для глубоких изменений сознания.

Парамита ( sa. IAST|paramita, букв. «другой, дальний берег»). Парамиты — это шесть взаимосвязаных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к освобождению и просветлению; это «Освобождающие действия». Понимается также как ''совершенство'', ''перфекция''.
В разных школах буддизма используются списки шести и десяти парамит:
# Щедрость (дана) — действие, открывающее любую ситуацию. Щедрость может практиковаться на уровне материальных вещей, силы и радости, образования и т. д., но наилучший вид щедрости — это дарить другим развитие и знания о природе ума, то есть Дхарму, делая их независимыми на высочайшем уровне;
# Этика — означает вести осмысленную, полезную для себя и других жизнь. Практично придерживаться осмысленного, и избегать негативного на уровне тела, речи и ума;
# Терпение — не терять, то, что накоплено положительного, в огне злости. Это не означает подставление другой щеки — это значит действовать эффективно, но без гнева;
# Усердие — много работать, не теряя свежей радости усилий. Только вкладывая во что-либо экстрасилу без уныния и лени, мы получаем доступ к особым качествам и энергиям и способны эффективно двигаться к цели;
# Медитация — то, что делает жизнь по-настоящему ценной. С помощью медитаций Шинэй и Лхатонг (санскр.: Шаматха и Випашьяна), как в лаборатории, формируется навык работы с умом, развивается дистанция к появляющимся и исчезающим мыслям и чувствам и глубинное видение его природы;
# Мудрость (праджняпарамита) — знание истиной природы ума "открытости, ясности и безграничности". Подлинная спонтанная мудрость — это не множество идей, а интуитивное понимание всего. Здесь — ключ к совершенству во всех парамитах. Именно это понимание того, что субъект, объект и действие обладают одной и той же природой, делает все остальные пять парамит освобождающими.

* Лама Оле Нидал. "Шесть освобождающих действий". ISBN 5-94303-021-2
* http://dazan.spb.ru/library/1/ Ламрим Чже Цонкапы

Материальное существование, с его иллюзией телесного наслаждения, является главным препятствием для достижения просветления, — индивид должен встречать смерть без страха, противопоставив последней полное её осознание.

  Единственной реальностью является состояние Будды, выходящее за пределы обычного мира сансары. Три основных порока — глупость, жадность и вожделение — характеризуют отсутствие истинного состояния Будды. Только после того, как живое существо одерживает верх над этими тремя пороками, оно прекращает быть жертвой телесного отождествления и выходя за пределы иллюзорного бытия, достигает нирваны.
Нирвана — разрыв в цепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый Покой. Принято различать 3 вида нирваны:
# Моментальная нирвана — кратковременное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку.
# Жизненная нирвана — состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни.
# Вечная нирвана — состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела.

Бодхисаттва, Бодхисатва, Бодисатва ( sa. bodhisattva; pi. bodhisatta, буквально, «существо, стремящееся к пробуждению») — в буддизме человек (или иное существо), который принял решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений — сансары и спасти все живые существа от страданий.
http://enc.mail.ru/article/1900040542 Бодхисатва// Энциклопедия «Мифы народов мира»
Путь бодхисаттвы прошли Будды прошлого и Шакьямуни — Будда современного периода. Кроме того, почитается бодхисаттва Майтрейя (пали Меттейя), который в будущем родится среди людей и станет Буддой, и его приход станет золотым веком.
В буддизме спасителем считается будущий будда Майтрейя.Майтрея ( sa. maitreya, «любящий, доброжелательный»; пали: Меттея; также Майтрейя, Майтри) — «Владыка наречённый Состраданием», грядущий Учитель человечества, Бодхисаттва и Будда нового мира — эпохи Сатья-Юги.
Буддисты верят, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного просветления и будет учить чистой дхарме.

 Майтрея — грядущий Учитель человечества даёт новое Учение и является выразителем Учения Будды. Среди явлений, должных предвещать появление второго Будды перечисляются также: прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.

Бодхисаттва — тот кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ. Путь Бодхисаттвы начинается с принятия обетов, этот путь считается доступным каждому. Бодхичитта  ''bodhicitta'' , «просветлённое сознание»; bo. , byang sems, byang chub kyi sems;  ''Пу Ди Синь''; ja.  ''бодайсин'') — основополагающая философско-мировоззренческая доктрина буддизма Махаяны, провозглашающая любовь ко всем живым существам и обуславливающая служение бодхисаттв ради спасения всех живых существ из цепи перерождений.Понятие Бодхичитта относится к основным понятиям Учения Будды, означает сознание (мысль) — (Читта) и полное просветление (Бодхи). Дословно, бодхичитта — «Просветленное сознание (мысль)».
# Стремление достичь просветления на благо всех существ. «''Да стану я Буддой на благо всех живых существ''» - это стандартная фраза, описывающая мотив стремления к пробуждению, выражающая суть бодхичитты.

Тот, кто зародил в себе бодхичитту — Бодхисаттва


 «Махаяна» называется «великой колесницей». (Ещё одно название — «бодхисаттваяна», «колесница бодхисаттв».) Любой буддист, даже мирянин, может породить в себе бодхичитту — устремлённость к Пробуждению: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!». Основа бодхичитты и вообще махаяны — сострадание к живым существам, мучающимся в колесе перерождений, стремление всех их привести к нирване. Те, кто способен не только породить и сохранить в себе эту устремлённость, но и развивать её, дают обет бодхисаттвы перед своим гуру и приступают к практике шести парамит — уровней, качеств бодхисаттвы:
# ''дана-парамита'' — совершенство даяния;
# ''шила-парамита'' — совершенство нравственности;
# ''кшанти-парамита'' — совершенство терпения;
# ''вирья-парамита'' — совершенство усердия, мужества;
# ''дхьяна-парамита'' — совершенство созерцания;
# ''праджня-парамита'' — совершенство мудрости.
http://enc.mail.ru/article/1900040542 Бодхисатва] // Энциклопедия «Мифы народов мира»

«Существует три основных типа практикующих: те, кто пребывает в одиночестве в уединенных местах; те, кто принимает постриг и ведет монашескую жизнь; и те, кто пытается практиковать в контексте повседневной жизни. В былые времена в Тибете и Индии было бессчетное количество людей, сделавших практику самой важной частью своей жизни, и в итогедостигших постижения. Много, много людей – как течение большой реки – достигали просветления, расставшись с мирскими заботами и концентрируясь исключительно на практике».

Чокьи Нима Ринпоче ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ.

  В практическом поклонении различия между буддами, бодхисаттвами, дхармапалами (божествами-защитниками), йидамами (божествами-покровителями) и «богами» (''дэва'' на санскрите, ''лха'' на тибетском) часто бывают размыты.
В буддийских источниках упоминают множество будд и множество бодхисаттв — существ, посвятивших себя просветлению, которые приняли обет:
* (с точки зрения Никая) отсрочить собственную нирвану ради помощи другим на этом пути, или
* (с точки зрения Махаяны) вначале достигнуть пробуждения/нирваны самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.

«Если бы будды только оставались в очищенном состоянии, как могли бы они идти
говорить с обычными людьми? Будды вступают в различные сословия, чтобы проложить
людям выход; подобно людям, будды чувствуют боль, тягость и напряжение... Будды
отличаются от обычных людей только тем, что свободны уйти или остаться».
(Бай-чжан)


    Будда Гаутама— легендарный индийский духовный учитель, живший примерно с 563 до н. э. до 483 до н. э.. Один из семи Будд древности.  Его также называют Сакьямуни или Шакьямуни — «мудрец из рода Сакья» — «Достигший Таковости», «Достигший Истины». Гаутама — ключевая фигура в буддизме. Воспоминания о его жизни, беседах и монашеских правилах были подытожены после его смерти и заучены наизусть Сангхой. Передаваемая в устной традиции, «Трипитака» была записана приблизительно через четыреста лет.
Отец Гаутамы был царём Капилаваттху в Магадхе, и Гаутама родился царевичем, которому была предначертана жизнь в роскоши. Его отец, желая, чтобы Гаутама стал великим царём, оградил сына от религиозного обучения и от знания человеческого страдания. Когда мальчик достиг шестнадцатилетия, отец устроил его брак с ровесницей Ясодхарой, и она родила сына Рахула. Хотя его отец обеспечивал Гаутаму всем, что тот желал и в чем нуждался, Гаутама оставался внутренне неудовлетворён.
 Однажды, после 13 лет брака Гаутама в сопровождении колесничего Чанны выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую правду жизни — что смерть, болезнь, старение и мучение неизбежны, что бедных больше, чем богатых, и что даже удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах.

Архимандрит Василий. ХРИСТОС И БУДДА. Санкт-Петербург: Издание Православного благотворительного Общества ревнителей веры и милосердия. Типография В. Д. Смирнова, 1903

 594 г. до н. э. Будда Гаутама «В возрасте 29 лет оставил свой дом, семью и имущество, чтобы стать монахом. Отказавшись от наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание»
 Он последовал пути йогической медитации под руководством двух брахманов-отшельников, и хотя он достиг высоких уровней сознания, он не был удовлетворён этим путём.
Облачившись в одежды скитающегося монаха, он направился в юго-восточную Индию. Он начал учиться жизни отшельника и заниматься суровым самоистязанием. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Отбросив самоистязание и сосредоточившись на медитации, он обнаружил срединный путь избегания крайностей потворствования себе и самоистязания. Сев под смоковницей, теперь называемой деревом Бодхи, он поклялся не вставать, пока не обнаружит Истину. В возрасте 35 лет он достиг «Пробуждения» в майское полнолуние. Тогда его стали называть Гаутама Будда или просто «Будда», что означает «Пробудившийся».
Он заявил, что достиг полного Пробуждения и осознал причину человеческого страдания вместе с шагами, необходимыми для её устранения. Это осознание он сформулировал в Четырёх Благородных Истинах. Наивысшее Пробуждение, которое доступно для любого существа, называется ниббана (пали; нирвана — санскрит).
В этот момент Будда должен был выбрать, удовлетвориться ли собственным освобождением или обучать других людей. Он полагал, что мир, возможно, не готов для такого глубокого осознания, но в конце концов решил отправиться в Сарнатх и прочесть первую проповедь в Оленьем парке. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь.
Будда подчеркнул, что он не является Богом. Будда — лишь наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.
В ходе дальнейших 45 лет жизни он путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии, преподавая своё учение самым разным людям от аристократов до изгоев, в том числе сторонникам соперничающих философий и религий. Его религия была открыта для всех рас и классов и не имела никакой кастовой структуры. Он основал Общину буддийских монахов и монахинь («Сангха»), чтобы сохранить Учение после его окончательной «Ниббаны» и ухода из мира. За ним последовали тысячи новообращённых.
 В возрасте 80 он решил уйти из мира. Он съел свою последнюю еду, которой было пожертвование от кузнеца Чунды, и неважно себя почувствовал. В присутствии своих последователей Будда ещё раз убедился в том, что его Учение понято и сохранено, и скончался в майское полнолуние. Последними словами Будды были: «Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!».
  Ученики Будды в соответствии с обычаем кремировали тело Учителя. Правители соседних государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы останков Будды. Как описывается в http://dhamma.ru/canon/dn16.htm#_Toc42753388  Махапариниббана сутте , останки были разделены на восемь равных частей. Эти части останков были помещены в особые реликварии — ступы, культовые строения конусовидной формы, в столицах государств. Одну из частей, в ступе древнего города Капилаваттху, обнаружили в 1898 году вблизи деревни http://www.uq.net.au/slsoc/bsq/bud_arc.htm  Пипрахва . Сейчас эта часть останков находится в http://www.nationalmuseumindia.gov.in/arch.html  Индийском Национальном музее в Нью-Дели.
Будда Сидхартха // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007
 http://ka-r-dan.agava.ru/unk/rel/budliv/budliv.htm  Хаммалава Садхатисса. Жизнь Будды, индийского царевича, достигшего духовного просветления

 Существует несколько особо выдающихся буддийских деятелей, которые удостаивались звания Второй Будда.

 Нагарджуна (скт. Nagarjuna) (150—250 гг.) Индийский философ, основатель одной из четырех основных философских школ буддизма — Мадхъямака (Шуньявада). Открыл праджняпарамитские тексты и разработал их философию. В тибетской традиции иногда упоминатеся как Второй Будда. Ряд традиционных текстов утверждает, что он жил 600 лет.В юности он был учеником одного индуистского йогина, который научил Нагарджуну и его друзей становиться невидимыми. Юноши использовали эту способность весьма легкомысленно: они стали проникать в царский гарем и развлекаться с его обитательницами. Царь, однако, очень скоро понял, в чем дело, и переловил всех невидимок, кроме Нагарджуны. Их гаремные развлечения закончились на плахе, а Нагарджуна был настолько потрясен последствиями легкомыслия и привязанности к чувственным удовольствиям, что немедленно стал буддийским монахом. Он отправился на север, в знаменитый монастырь Наланду. Плодом его напряженных размышлений стало видение, определившее характер филос!
 офского учения Нагарджуны. Он увидел ступу, окруженную Буддами и Бодхисаттвами. Нагарджуна открыл ступу и увидел внутри еще одну, точно такую же. Тогда он решил найти самую первую, исходную, ступу. Он открыл вторую ступу и увидел внутри такую же третью, в ней — четвертую и так далее до бесконечности. И понял тогда Нагарджуна, что никакой первой ступы, иначе говоря, первосубстанции, первоосновы, нет и не может быть. Это понимание сделало его достойным обрести сутры Праджня-парамиты, Запредельной Премудрости, скрытые за пятьсот лет до того Буддой у змеев-нагов. Нагарджуна спустился в подводный дворец царя нагов и обрёл там сутры Праджня-парамиты, медитация над которыми и привела его к разработке философской системы (или, быть может, «антисистемы»). Нагарджуна много лет был настоятелем Наланды, однако в старости он вернулся в родные места, куда его пригласил правивший тогда царь, надеявшийся на то, что Нагарджуна станет его гуру, духовным наставником. Нагарджуна согласился, и !
 царь построил для него новый монастырь, получивший позднее наз!
 вание Нагарджунаконда (его руины сохранились до нашего времени).
 http://www.buddha.ru/about_tradition.php

Будда Амитабха ( sa. Amitabha, «безграничный свет»), Амитаюс ( sa. Amitayus, «бесконечная жизнь») —''Будда Неизмеримой Жизни' — самая почитаемая фигура в буддийской школе ''Чистой земли''.
  Предания гласят, что ''Амитабха'' был когда-то царём, который, познакомившись с буддийским учением, отрёкся от трона, стал монахом, взяв себе имя ''Дхармакара'' ( sa. Dharmakara, «свершающий Дхарму»; ja.''хо:дзо: босацу''). Он решил стать Буддой, и обрести во владение рай, ''Землю бесконечной радости'', в которой все, кто воззвал к его имени, смогут возродиться в будущей жизни. В виду этого ''Амитабха'' дал свои Сорок восемь обетов, в восемнадцатом и девятнадцатом из которых он обещал не достигать высочайшего просветления до тех пор, пока не поможет всем разумным существам в своем ''Западном раю'', «Земле высшего блаженства» (Сукхавати, sa. Sukhavati, «земля счастья», ja. Дзёдо или ja., ''гокураку''). Обеты ''Амитабхи'' и основные принципы доктрины амидаизма изложены в Амитабха-сутре и в Сутре бесконечной жизни.
Уникальным атрибутом и символом ''Будды Амитабхи'' является лотос, олицетворяющий чистоту, открытость и мягкость.

  Кукай ( ja. , «море пустоты») (774—835) — крупный религиозный и общественный деятель Японии эпохи Хэйан. Основатель буддийской школы Сингон.
В 804 г. отправился на учёбу в танский Китай, где приобрёл широкие познания, был принят при дворе и прославился как выдающийся каллиграф. По возвращении в Японию в 806 г. завоевал доверие императора Сага, а в 810 был даже назначен на пост настоятеля центрального храма Тодай-дзи в Нара. Главным делом в жизни Кукая стало основание монастыря Конгобу-дзи на горе Коя-сан (совр. префектура Вакаяма). Монастырь по сей день является одним из главных духовных центров Японии, привлекающим множество паломников и туристов.
Японские предания приписывают ему заслуги в самых различных областях: строительство дамб, медицина, изобретение слоговой азбуки и т. д. Авторитет Кукая был так велик, что даже правители средневековой Японии впоследствии ссылались на его имя для оправдания своих нововведений.
В возрасте 61 год Кукай отказался от еды и воды и погрузился в медитацию. На 21 день третьей луны в (835) его дыхание остановилось. Император Ниммё послал соболезнование, но неудачное время года делало невозможным сообщение с горой Коя-сан, и нельзя было организовать кремацию. В соответствии с волей Кукая, он был помещён на восточной вершине горы Коя-сан. Кукай похоронен в мавзолее храма Окуно-ин  на горе Коя-сан.
По легенде Кукай не умер, а вошёл в глубокое самадхи в ожидании пришествия будды Майтреи. Кукай признан бодхисаттвой, пришедшим к людям в мрачное время упадка между буддами Сакьямуни и Майтреей.
http://www.japonica.ru  Кукай. Избранные труды. Перевод А. Г. Фесюна. М. 1999
http://www.varvar.ru/arhiv/texts/kukay1.html Кукай. О смысле слов "стать буддой в этом теле "

Царь Ашока империи Мауриев (273—232 до н. э.) обратился в буддизм после того, как он учинил кровавую расправу над территорией Калинга (штат Орисса) на востоке Индии. Раскаиваясь в содеянном, царь решил обратиться к вере и построить многочисленные ступы и колонны в знак уважения ко всем живым существам, и чтобы побудить население следовать Дхарме. По всей стране он построил дороги и больницы.
 Династия Шунга (185—73 до н. э.) была основана через 50 лет после смерти Ашоки. После убийства последнего царя Мауриев Брхадраты трон занялвоеначальник Пусьямитра Шунга, ортодоксальный брамин. Он был известен своей жестокостью в преследовании буддизма, согласно летописям, он разрушал монастыри и убивал монахов, и снёс около 84 тысяч ступ (Divyavadana, pp. 429–434), предлагая по сто золотых монет за голову каждого буддийского монаха. Большое количество буддийских монастырей былиобращены в индуистские храмы, в частности Наланда, Бодхгая, Сарнатх и Матхура.
http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/buddhism.html Е. А. Торчинов Введение в буддологию


  Существует легенда, в которой говорится, что в поисках истины Бодхидхарма провел медитируя в пещере девять лет. Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрел просветление.
Красивым дополнением к легенде является история появления чая. В моменты борьбы со сном, медитирующий Бодхидхарма вырвал себе веки и бросил их на склон горы «Ча». На этом месте выросло растение — известный всему миру чай.

 «Где есть ненарушимое счастье (в одиночестве), там есть Бесконечность. Есть ли мудрец не насыщающийся в непоколебимой, абсолютной Реальности?

Если человек свободен от пар противоположностей и живет в одиночестве, то совершенная мудрость воссияет в нем даже в этом теле.

Я есть вечный, одинокий, сознающий Атман, отражаемый в различных интеллектах, подобно тому, как солнце отражается на поверхности различных водоемов.
Я — единственный, сознающий Атман, освещающий все интеллекты, подобно тому, как солнце одновременно освещает все глаза так, что они воспринимают объекты.
Только те глаза, которым помогает свет солнца, способны увидеть предметы, а не иные. Источник, от которого солнце получает свою силу, — это Я Сам.

То, что остаётся вечным, чистым, всегда свободным, полностью одиноким, ненарушимым в блаженстве, недвойственным, Бытие-Сознание-Блаженство, Трансцендентальный Брахман — есть Я.

Каков смысл пребывания в одиночестве [эканта васа]?
Так как Атман проникает всё, нет никакого специального места для уединения. Состояние свободы от умственных концепций и называется “пребывание в одиночестве”.

  Осознание своего Я есть осознание истинной природы всего остального, ибо Я пребывает одиноким и однородным. Диспуты углубляют неведение и нередко ведут к желчности характера, гневу, ненависти, зависти среди участников дискуссии, не говоря уже о тщеславии и высокомерии, которые они создают в сердцах победителей. Таким образом, искатели Истины и постоянного Мира должны их остерегаться.

Я боюсь того, что может случиться; я боюсь одиночества. Я никогда не анализировал своего одиночества — того, что оно означает — но я боюсь его, то есть убегаю от него. Но это одиночество — моя тень; оно преследует меня. Невозможно убежать от своей тени. Так что если у тебя есть терпение для наблюдения, то есть ты не убегаешь, а наблюдаешь, вдумываешься, слушаешь, слышишь, что говорит книга, то она скажет, что время — это фактор, а не страх; значит, ты должен понять время. Если ты поймешь время, то, может быть, уйдет и твой страх».

ШРИ РАМАНА МАХАРШИ: Собрание произведений. Сост. и пер. с англ. О. М. Могилевера. — 2-е изд., испр. и доп. — М. – Тируваннамалай: Изд-во К. Г. Кравчука – Шри Раманашрам, 2003. – 494 с.