Звезды в полдень

Олег Сенатов
«Жизнь – это борьба, борьба без победы, и даже без надежды на победу»
Мигель де Унамуно


Вкратце сюжет фильма Клер Дени «Звезды в полдень» (Франция, 2022, «Гран При» жюри Каннского кинофестиваля 2022 года) таков.
Американскую маргиналку, подвизающуюся на роль журналистки, судьба  забросила на задворки  Третьего мира, где жить неуютно и страшно, а откуда выбраться никак невозможно (вместо Никарагуа это могла бы быть и какая-нибудь другая страна). Кажется, надежда на это появляется в виде красавца - англичанина, с которым у журналистки вспыхивает бурный роман. Вскоре, однако, выясняется, что, хотя поначалу англичанин выглядел, как охотник, на самом деле он является преследуемой дичью. Теперь любовники уже  вместе пытаются слинять из страны,  все жители которой – или осведомители, или солдаты с автоматами наизготовку, или контрабандисты. Эта задача представляется абсолютно неразрешимой, пока не появляется некий тип, полностью владеющий ситуацией (он оказывается агентом ЦРУ). С его помощью «журналистка» решает проблему своего бегства, но для этого ей пришлось сдать своего возлюбленного цэрэушнику.
В фильме великолепно передано ощущение зыбкости Бытия – главное настроение философии экзистенциализма, которая была весьма влиятельной в культуре ХХ века. По этой причине в «Звездах в полдень» обнаруживается аллюзия на проникнутый экзистенциализмом шедевр Антониони «Профессия – репортер». Главное различие между ними заключается в главном герое, который у Антониони – интеллектуал, а героиня «Звезд в полдень» даже сама не знает, - то ли она журналистка, то ли – проститутка, но  уж точно - не интеллектуалка.
Двусмысленность образа героини – изюминка этого фильма, интересного уже тем, что он  выпадает из мейнстрима. Ведь экзистенциализм в кинематографе – давно не в моде. Лишь выползки из минувшего века, вроде меня, для которых кино – не аттракцион, и не средство познания конкретных вещей, а предмет жизненного переживания, приправленного щемящим душу эстетическим наслаждением, - способны оценить фильмы этого, увы! - исчезающего жанра.
                Апрель 2023 г.