Глава - 5. Взгляд на Восток

Александр Смольников
            http://proza.ru/2023/04/15/404


            5.1. Урал. Промышленность до Демидовых

            Начиная с середины 16 века Урал привлекает русских переселенцев обилием свободных земель и богатейшими природными ресурсами. Кроме крестьянства, уральским регионом активно интересовалось и купечество, считавшее развитие торговли с Сибирским ханством и среднеазиатским регионом выгодным и перспективным делом. Именно в этот период, как мы уже с вами знаем, появляются первые русские поселения на Урале. Основными занятиями которых были земледелие, охота и рыбалка.

            А с двадцатых годов 17 столетия на Урал пришли и ремесленники, которые первыми начали осваивать местные богатства в виде руды различных металлов. Большинство переселенцев селилось в Верхотурском, Тобольском и Кунгурском уездах, где находились наиболее оживлённые торговые пути, огромная сырьевая база и устойчивый спрос на производимую продукцию.

            В это же время закладывались основы будущей индустриализации Урала, развития транспортных путей и населённых пунктов. Добытую руду плавили в домницах, а выплавленную медь отправляли в Москву, где она шла на производство пушек и колоколов. Так Пыскорский монастырский завод с конца двадцатых и до середины тридцатых годов 17 века производил до шестисот пудов меди в год.

            Уже в начале 1654 года по царскому указу тобольскому воеводе Василию Ивановичу Хилкову было велено: «В Тобольску и Тобольского разряду во всех городах и острогах сыскати медные руды. А что сыщеца, то те медные руды и той руды опыты присылати к Государю. Тотчас слать в Тобольской уезд дворян да детей боярских да с ними рудознатцов да иных людей мастеровых, кто медную руду знает во многие места. Да с ними же посылать иноземцов, татар и бухарцов добрых, к тому делу приличных и руду знают, поскольку человек пригоже...».

           Ему предписывалось дать соответствующие указания воеводам в Верхотурье, Туринске и Тюмени, разослать по воеводствам образцы медных руд и копии царских указов, по которым человеку, нашедшему медную руду, гарантировалось государево жалование.

           Но так как добыча меди представляла интерес только для московской власти, а для переселенцев больший интерес представляла добыча железной руды, серьёзной добычи меди организовано не было.

           Но в последней трети 17 века положение с крестьянскими «железными» промыслами на Урале начинает меняться. Появление государевых налогов «с рудного дела крестьян», «с железного дела крестьян» и «с кузниц» положило начало разделению труда между рудознатцами, плавильщиками и кузнецами. И если до сих пор казна проявляла мало интереса к крестьянам-рудоплавильщикам, то во второй половине 17 века правительство активизирует свою политику в отношении них, вводится «горная подать» — рудоплавильщиков обязывали сдавать в казну каждый десятый пуд выделанного ими железа. У населения этот налог не вызывал ни малейшего энтузиазма, и они стали ещё тщательнее скрывать свои производства, что также не способствовало ни пополнению казны, ни насыщению местных рынков.

          Следует сказать, что во второй половине 17 века население Урала значительно увеличилось за счет новых переселенцев из Средней России. Бурные события в центральных землях (реформы патриарха Никона, раскол церкви, восстание Степана Разина, неурожаи в начале 30-х и в 40-х годах столетия) способствовали росту числа как беглых крестьян, так и «гулящих людей», то есть крестьян, легально ушедших из своих «миров». Многие из них оседали на Урале, который к середине 17 века был достаточно освоен, чтобы принять большое количество переселенцев, и достаточно удален от центра, чтобы скрываться от преследований властей и политических коллизий.

         Во второй половине 17 века «гулящие люди» составляли почти треть населения в Ницинской и почти половину — в Невьянской слободе. С ростом населения «железные» промыслы начинают стремительно развиваться на Среднем Урале. В 1698–1699 годах в Верхотурском уезде, в Аяцкой слободе насчитывалось шестнадцать крестьян-рудоплавильщиков, в Невьянской слободе — пятнадцать, в Краснопольской — четыре. Ежегодная производительность крестьянской домницы колебалась от сорока до шестидесяти пудов кричного железа.

         Продолжение следует. http://proza.ru/2023/04/20/988
         Книга опубликована в Литресе.