Паша

Ковалев Сергей Борисович
 

Миниатюра о настоящем туристе.

Посвящается всем, кто хоть раз плавал по рекам Алтая не на пароходе…

 ... Я просто счастлив, я сегодня так зарядился Позитивом, без которого человеку невозможно жить по - человечески в наше непростое время, что напрочь забыл обо  всех своих болячках пенсионного возраста.
  Они просто тихо отошли на галерку зрительного зала под названием «Жизнь человека»  и затаились там , ожидая то  время, когда действие этого Позитива закончится, несмотря на всё моё сопротивление этому, но об этом потом...

 ... Я хочу рассказать о Паше Шиновникове, с которым я сталкивался на групповых сплавах, организовываемых спорткомитетом  Бийского  Олеумного Завода.

  Я какое то время вливался в этот коллектив, когда я устал от одиночных сплавов на своей знаменитой «У фимке», резиновой лодочке  грузоподъёмностью 200 кг, которая была больше предназначена к рыбалке на тихих озёрах, чем к сплаву по бурной Катуни!!

   Также, как и моя уникальная лодочка , катамараны были не слишком  комфортны на сплавах по Катуни,  и  не совсем безопасны, даже при наличии на них  опытного инструктора.

  Лично я был свидетелем "выбросов" с катамарана на хорошем пороге  "чайников", людей, сплавляющихся впервые на этих плавсредстрах, (см. рассказ "А где моя" Медаль за спасение утопающих!? ")
  Поэтому опытные в сплавном деле товарищи смотрели на нас немного с удивлением и непониманием...

  Ну что делать, если моя лодка " Уфимка", как  и катамараны, даже самодельные, стоили в десятки раз дешевле, огромных американских" Рафтов", на которых сейчас проводят сплавы многочисленные сплавные конторы, за очень приличные деньги!!
А этих «приличных денег» тогда  у нас не было, как впрочем и сейчас…
   Как я уже сказал, наша тургруппа  предпочитала     « ходить» по Катуни на 6-ти и 2-х местных катамаранах под руководством 2-х молодых инструкторов, Виктора и Антона и общим руководством Лены Суторминой.

  В какой то год, зная, что группа на этот раз должна пройти один из самых сложных порогов на Катуни - " Доллар ", названный так за изгибы реки, похожие на   американский доллар, я не рискнул плыть через него на своей любимой " Уфимке» и дал ей в тот год заслуженный отдых.


  На этом маршруте я поплыл на спасательный лодке для летчиков, которая, как оказалось, страшно боялась воды по причине своей старости, но так как она не могла это сказать, то ей пришлось плыть с экипажем из 3 - х человек: со мной, Пашей и Сашей, моим коллегой с работы.
( См. фото № 1 )

  Я не буду описывать все перипитии этого весёлого сплава, кто хочет -  может прочитать мой рассказ " Когда доллар - не деньги..."
Могу лишь сказать, что на этом сплаве  мне пришлось вытаскивать Пашу из пучины какого-то порога (не "Доллара"), когда его вышвырнуло из лодки метра на 3, как сидящего на корме и что это было не так просто!!

   Меня больше всего поразило какое-то не человеческое спокойствие Паши в этой  критической ситуации, его рассудительность. Ведь не зря же он за пару секунд  до того, как взлететь, совсем  не будучи птицей, из нашей лодки, спокойно, без всякой суеты снял очки и положил их в нагрудный карман, правда не успев застегнуть его до своего полёта…

  После этого сплава я твёрдо решил : если меня в этой жизни когда - нибудь пошлют в разведку, то я с собой обязательно возьму Пашу, как самого надёжного напарника, с которым не страшно будет и в плен попасть...

  ... После того, как я по причине не надёжности моих суставов, вообще завязал со сплавами, и наши пути с Пашей разошлись, я не потерял с ним связь и изредка переписывался с ним по ватсапу, поздравлял с праздниками.

  Я знаю, что кроме ежегодных групповых сплавов по Катуни, организовываемых нашей неутомимой Леной Суторминой, он неоднократно ходил и в пешие походы с рюкзаком по алтайским горам, после которых присылал мне свои фотографии на фоне гор, покрытых вечными снегами.
   Прочитав все мои сплавные рассказы на портале Проза. Ру (их 12 и они обозначены цифрами), он предпринял попытку опубликовать лучшие из них в городской газете или хотя-бы в заводской многотиражке, но не встретил там понимания, услышав , что эти сплавные истории будут не интересны широкому кругу их читателей по причине специфичности их сюжета.

 ... Несмотря на свой активный образ жизни, меня не покидало чувство, что Паша ещё не сказал себе и другим своего последнего слова, не зная, какое оно будет, это последнее слово.
  Но я знал, что он , так же как и я был уверен, что настоящее общение с Природой, с горной рекой начинается не в сутолоке группового похода, а тогда ,  когда ты остаёшься с ней один на один, с её Красотой , один на один со своими мыслями.

  Он, будучи крайне немногословен, и не имея возможности и желания самовыразится на бумаге, как это делаю я, оставлял  это общение с Красотой у себя в душе, как главный Позитив жизни, без которого человеку его плана жить нельзя...

***

  И вот этот момент настал!!
Момент, который сделал меня счастливым.
Он прислал мне фотографию, только что купленной им резиновой лодки  оригинальной конструкции, нагруженной всем необходимым снаряжением для одиночного  сплава  без подстраховки , которая едва поместилась в его комнате, сопроводив это фото словами : " Я  загорелся идеей пройти всеми маршрутами из твоих рассказов."  (См. фото № 1 )

  Он даже не поставил восклицательного знака и сообщил об это мне, как о чем - то обыденном, рядовом событии, что ещё раз говорит о его характере!!!

  Я был в шоке: у меня теперь есть последователь, который понимает, что круче одиночных сплавов по рекам Алтая - это только переход в одиночку на лодке (правда не резиновой) через Атлантический океан нашего замечательного экстримала Фёдора Конюхова!!!

  Я забросали Пашу вопросами: а какая грузоподъемность лодки, на сколько человек она рассчитана, какая длина, что мне уже захотелось посидеть в этой лодке, хотя бы, в качестве созерцателя, а может быть и фотографа сплава!!!

  На этот мой выплеск эмоций  Паша  ответил лаконично : " Мы можем взять тебя с собой.", из чего я сделал вывод, что он будет в лодке не один, может быть с сыном, как я и описал в паре своих рассказов.

  Я поблагодарил его за приглашение и сказал, что не хочу быть балластом у них, ввиду не прочности своих костей и дал, как старый речной волк, несколько важных с моей точки зрения советов, благодаря которым я остался жив до сих пор  на этих сплавах :
во - первых, перед очередным отплытием крестить и гладить корму лодки, ведь лодки, как и люди, любят ласку и никогда не отказываются от помощи небесной!!
 Во - вторых, и это тоже важно, ходить по - маленькому перед каждым спуском лодки, а если это выполнимо и твой напарник не женского пола, то лучше в  речку, перед этим попросив у неё прощения…
   И в - третьих, на маршруте не забывать советоваться со своим Ангелом - хранителем. Мой Ангел ТОГДА не подвёл меня ни разу !!
  Напоследок  я посоветовал Паше не спешить и начать осваивать наши реки со спокойной (но не везде) Бии, но предварительно найдя план прохождения всех её 7 порогов, который был у меня, но был благополучно утоплен на пороге Кузенский, когда я, сплавляясь со своим племянником Димой, попытался перед самым мостом узнать, с какой стороны нам безопасней проходить опору моста, но не успел, ввиду нехватки времени...

  На все мои советы Паша ответил, как всегда лаконично : " Спасибо", одновременно выразив опасение, что повторить мой маршрут сплава ". Телецкое озеро - Турочак", описанный мною в рассказе " 3 дня в раю, с заходом в преисподнюю под мостом", он, наверное, ещё не готов.

  Я согласился с ним, что плыть по этому маршруту ему лучше тогда, когда он почувствует внутреннюю готовность к нему, а пока он пусть останется ближайшей Мечтой, к которой нужно стремиться.
  Что лично я прошёл этот маршрут только на пятый год после начала моих " странствий" по рекам Алтая  и, может быть, только поэтому дожил до пенсии и теперь вот  радуюсь за него …

***

... Скоро июнь, лучшее время для сплавов и я счастлив, что Паша поделился со мной своими планами, своей Мечтой, которая теперь будет у нас одна на двоих, ОБЩАЯ !!
  И я уверен, что Паша обязательно исполнит её, ведь он - настоящий турист, настоящий мужик!!

  И теперь, каждую зиму и весну, я буду ждать лета, не потому что садовод и у меня есть чудесная дача, которую я люблю, "как жену чужую", но и потому, что теперь  каждое лето Паша будет плавать по МОИМ маршрутам, по маршрутам моей молодости..

. И мы с ним обязательно  исполним НАШУ Мечту и  пройдём Бию от самого Телецкого озера, все её  7 порогов, будем слушать их разные голоса, может быть где-то между З им и 4ым порогом, у впадения слева какой то небольшой речушки, также пройдём неводком в заводи и случайно зацепим  1 рыбу неизвестной породы, разведём там костёр (см. фото Димки в рассказе " 3 дня в раю...")  и вообще, ночевать будем только  там, где ночевали мы с Димкой  ТОГДА, 30 лет назад…
 
  А я на каждом его сплаве буду сидеть незримо на носу лодки, молодой, красивый, с волосами до плеч, наслаждаться её запахом, смешанным с запахом горной реки, любоваться Красотой гор, а прикладывая ухо к её тугонадутому борту, слушать таинственный шорох песка на дне реки!!

  И тогда у меня в комнате вместе с моими любимыми фотографиями появятся  и Пашины...

На фото :  2. Какая всё таки красивая лодка у Паши, когда я на неё смотрю, на сердце становится теплее и оно начинает учащённо биться …
1. " Кормовой" Паша на своём рабочем месте из рассказа «Когда Доллар – не деньги …»

Бийск, завтра Пасха, 2023г.
                *  *  * 

                Отзывы читателей:
       
       "Здорово.! Не думал что про меня так много можно написать . Однако еще мы не где не сплавились. Пока мечты. Хотя лодка уже есть. Да у меня приятель по походам Женя. Классный парень. Относительно меня молод. 44 года. И просится с работы тоже по участвовать товарищ  по старше. Как мы соорганизуемся пока даже не знаю. Ну втроем не поплывем. Наверно по очереди. Спасибо, что тебе интересно. Спасибо за карты. Буду держать в курсе наших путешествий." 
     Паша Шиновников.
                *  *  *
        "Добрый день, Сергей. Прочитала рассказ. Спасибо за неоднократные упоминания меня."
         Лена Сутормина.
                *  *  *
         
         "Очень оптимистичный и чувствуется, что писалось легко и радостно."       
         Лидия.
                *  *  *
         "И ДИМКУ вспомнил в рассказе, спасибо."
         Зина.
                *  *  *
         "Как это у тебя получается ? Это надо быть таким гением. Это шедевр. Надеюсь тебя занесут в книгу лучших авторов!"
    
          Кирилл, 12 лет, с хорошим чувством юмора, которого иногда так не хватает взрослым...
                *  *  *
         "Привет, Сережа! Очень порадовалась за Пашу, что он не записывает себя в отряд Б/У, а планирует интересные походы!     За тебя тоже очень порадовалась, что умеешь радоваться за других.! Вот такие три радости от прочитанного рассказа"
          Ирина Ельчинская.
                *  *  *
         "Серёжа, я с удовольствием прочитала твой шедевр    Паша. Твои творения мне легко читать. Я твой читатель."
           Людмила Курлынова.