Русский ребёнок с нерусским акцентом. главы 3-4

Наталья Фёдорова
-3-
  Скоро мы действительно стали тренироваться с бабушкой. И я всего лишь неправильно повторяла за ней правильно произнесённые ею слова - "цапля", "цирк", "сцена", "чемпион", "черта". "Ц" мне почти удавалась, но вот "ч" и "щ" и "р" никак не получались. Тогда бабушка предлагала мне читать наизусть стишки и скороговорки, повторяя за ней - правильно!
 Например, "четыре чёрненьких, чернявеньких чертёнка чертили черными чернилами чертёж". Наверно, раз 100 я сказала эту фразу, стараясь выговорить эту проклятую "ч"! И вот, наконец, в какой-то момент количество перешло в качество.
 Как-то вдруг постепенно я освоила в этих уроках-играх, со своей весёлой и доброй бабушкой, совсем не логопедом и не педагогом по профессии,- все звуки русского языка, кроме "эр".
 Моя речь в общих чертах стала нормальной, но картавость оставалась. А ещё я говорила быстро, потому что думала и формулировала свои мысли - быстро.
 И мама, сурово и придирчиво называла это "скороговоркой". Иногда я обижалась на неё, ведь никто кроме неё не говорил мне:
 - Наташа, я не могу понять, что ты сказала. Не говори скороговоркой.
 Она хотела, чтобы я говорила более внятно и чтобы между словами были некоторые звуковые пробелы, если можно так выразиться. И она была права! Но тогда это было мучительно, ведь я любила свою маму и дорожила общением с нею. И вдруг она заявляла мне, что не понимает...И я не только говорила более внятно, но и фразы старалась формулировать более солидно и чётко.
 Конечно, это было мне на пользу - и моему уму, и моему языку.

-4-
  Итак, непокорённой оставалась только буква "эр". И вдохновлённая моим успехом и бабушкиной помощью, мама снова повела меня к тому же самому логопеду.
 А логопед ещё более лениво и нагло, чем в прошлый раз, заявил:
 - Да, "щ" и "ч" она говорит...Я не знаю, как вы это сделали, но ребёнок безнадёжен и логопедия тут бессильна. "Эр" ей не удастся сказать правильно никогда.
 Уже не сильно расстроившись, мы ушли от этой малокомпетентной особы, зная, что никогда её больше не увидим. Права она или нет, покажет время, думали мы, а пока можно не беспокоиться о моей дикции, ведь всё и так более или менее неплохо.

(продолжение следует)