Албанский храм XIII века в селе Мирзабейли

Али Албанви
Албанский храм XIII века в удино-лезгинском селе Мирзабейли

Мирзабейли (лезг. Мирзебегли, азерб. Mirz;b;yli) — удино-лезгинское селение в Кабалинском районе современного Азербайджана, административный центр одноимённого муниципалитета. Расположено в 20 км от районного центра — города Кабала. Население Мирзабейлинского муниципалитета — 2 512 человек.


В 1880-х годах Мирзабейли входил в состав Джорлинского сельского общества Нухинского уезда Елизаветпольской губернии. В 1960 — 1970-х годах он был одним из пяти сёл Мирзабейлинского сельского совета (сельсовета) Куткашенского района Азербайджанской ССР. К моменту прихода русских на Кавказ, в пределах Шекинского ханства были сконцентрированы удинские сёла, сохранившие удинский язык и называвшие себя «уди» (удинами) и одним из них являлось Мирзабейли.


Согласно материалам посемейных списков, на 1886 год, в «Мирза-бейлы» (так в тексте) Джорлинского сельского общества Нухинского уезда было 52 дыма и проживало 327 человек, причём все армяне, а по вероисповеданию армяно-григориане. По тем же материалам они все были крестьяне, из которых 168 крестьян-собственников (22 дыма) и 159 крестьян на казённой земле (30 дымов). По данным «Кавказского календаря» на 1910 год в селении «Мирза-беклы» (так в тексте) Нухинского уезда за 1908 год проживало 412 человек, в основном армяне. То же самое показано и в Памятной книжке Елисаветпольской губернии на 1910 год, но только селение названо «Мирзабеклы» и указаны 62 дыма.


В выпуске Кавказского календаря на 1912 год уже фигурирует «Мирза-Бейлы» (так в тексте), состоящее из 412 человек, в основном «татар» (фактически лезгины, записанные «тюрками» — прим. автора). Следующий выпуск Кавказского календаря на 1915 год вновь упоминает «Мирзабеглы» (так в тексте) с населением 361 человек, в основном «армян» (фактически удин — прим. автора). По Азербайджанской сельскохозяйственной переписи 1921 года «Мирзабейли» («Мирзабекли») населяли 519 человек, преимущественно «тюрки-азербайджанцы» (фактически удины и лезгины, записанные «тюрками» — прим. автора).


В материалах издания «Административное деление АССР», подготовленных в 1933 году Управлением народно-хозяйственным учётом Азербайджанской ССР (АзНХУ), по состоянию на 1 января 1933 года Мирзабейли являлся центром одноимённого сельсовета Куткашенского района Азербайджанской ССР. В селе на то время проживало 354 человека (80 хозяйств), среди которых было 202 мужчины и 152 женщины. Национальный состав Мирзабейлинского сельсовета, состоял преимущественно из «тюрок» (фактически лезгины, записанные «тюрками» — прим. автора) — 91,4%.


Согласно российской исследовательнице Б.М. Гусейновой, если в конце XIX века в «Мирзабейли» жили только «армяне» (фактически удины — прим. автора), то в настоящее время большинство его населения состоит из лезгин.


«Кавказский календарь» за 1856 год обозначает разговорный язык жителей села «татарским». В изданной в 1962 году Институтом этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР монографии «Народы Кавказа», отмечалось, что основная масса проживающих удин в сел. Мирзабейли двуязычные. Советский лингвист, специалист по удинскому языку В.Л. Гукасян называл «Мирзабекли» (так у В. Гукасяна) в числе четырёх сёл, в которых (по состоянию на начало 1960-х годов) говорили частично по-удински. Аналогично, советско-российский лингвист Б.Б. Талибов, собиравший в течение нескольких лет материал для своего исследования, в том числе и в Куткашенском районе Азербайджанской ССР, указывал Мирзабейли в числе четырёх сёл (наряду с Варташеном, Ниджем и Октомбери), где распространён удинский язык. Удинская речь села относилась к ниджскому диалекту удинского языка. В.Л. Гукасян отмечал, что в мирзабеклинском говоре под влиянием тюркского языка происходила утрата фонетических и грамматических явлений, свойственных другим говорам (например, утрата фарингализованных, преруптивов, ряда аффрикат, утрата эргативного падежа).


В удино-лезгинском селе Мирзабейли (лезг. Мирзебегли) сохранился Албанский храм 1270 года. В селе сохранилось также древнее Албанское (удинское) кладбище. Сам храм в Советское время был клубом, школой и позднее амбаром. В 90-х годах там произошел пожар и из-под шпаклевки на свет показались Албанские кресты.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Албанский храм XIII века в удино-лезгинском Мирзабейли.


Литература / источники

1. Азербайджанская ССР. Административно-территориальное деление на 1 января 1961 года. — Баку: Азернешр, 1961. С. 89.

2. Азербайджанская ССР. Административно-территориальное деление на 1 января 1977 года. — 4-е изд. — Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1979. С. 61.

3. Азербайджанская сельско-хозяйственная перепись 1921 года. Итоги. Т. I. Вып. XIII. Нухинский уезд. — Издание Аз. Ц. С. У. — Баку, 1922. С. 52–53.

4. Административное деление АССР. — Баку: Издание АзУНХУ, 1933. — С. 71.

5. Гусейнова Б.М. Расселение дагестаноязычных и других народов в восточном Закавказье в XVIII — середине XIX вв. — Махачкала, 2004. С. 5.

6. Гукасян В.Л. К трехъязычию удин // Проблемы двуязычия и многоязычия. — М., 1972. С. 294.

7. Гукасян В.Л. Ниджский диалект удинского языка (Звуковой состав и некоторые фонетические процессы) // Известия АН Азербайджанской ССР. Серия обществ. наук. Т. III. — 1963. С. 79.

8. Кавказский календарь на 1856 год. — Тифлис, 1855. С. 328.

9. Кавказский календарь на 1910 год. Часть 1. — Тифлис. С. 321.

10. Кавказский календарь на 1912 год. Отдел статистический. — Тифлис. С. 184.

11. Кавказский календарь на 1915 год. Отдел статистический. — Тифлис. С. 158.

12. Памятная книжка Елисаветпольской губернии на 1910 год. Отдел III. — Елисаветполь: Типография Елисаветпольского губернского правления, 1910. С. 32.

13. Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков 1886 г. — Тифлис, 1893.

14. Талибов Б.Б. Сравнительная фонетика лезгинских языков. — М.: Наука, 1980. С. 4; 8.

15. Удины // Народы Кавказа. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. 2. С. 6; 195.