Пасхальные размышления

Алексей Пастушков
Сегодня Светлый Праздник Пасхи -
и принято красить яйца -
и я крашу яйцо,
да не над простое,
а в виде которого в психосинтезе
представляется внутренний мир - душа!..

С яйцом в чистом виде,
не раскрашенным тем или иным пониманием,
можно ознакомиться в работах Роберто Ассаджиоли -
основателя психосинтеза -
по фамилии которого яйцо часто и называют -
яйцо Ассаджиоли -

я же в этот день
поделюсь своей росписью его!..

В центре яйца - сияние,
центр сияния - мысль "я":

что бы мы ни делали,
что бы ни происходило,
у нас всегда есть мысль о себе -
эта мысль "я" и есть этот центр!..

Центр сияния
особо не выделен:

в естественном состоянии
мысль "я"
погружена в окружающий мир,
а также в мир внутренний - чувства, мысли -
и саму её
мы не выделяем среди других...

Это сияние,
в котором не выделен слишком центр, -
поле сознания -

часть сознания,
в которой находится всё,
что мы осознаём!..

Например,
сейчас я читаю этот текст -
он находится в поле моего сознания,

но я не думаю о каком-то месте,
где побывал когда-то,
я вообще много о чём не думаю,
многого не осознаю -

и вот это всё,
о чём я не думаю,
что я не осознаю -

за пределами
моего поля сознания...

Когда я осознаю что-то,
оно попадает в поле сознания,
когда нет - вновь вне...

Когда я осознаю мысль "я",
в яйце это может быть показано так,
что в сиянии в центре
появляется яркий центр -

центр, мысль "я",
всегда есть,
но можно его выделять,
можно - нет...

Средняя часть яйца
вокруг сияния в центре -
среднее бессознательное:

в этой части ума находится всё,
что человек узнал за свою жизнь,
весь его опыт,
но только та его часть,
которую он не осознаёт...

Например,
я когда-то где-то побывал,
но я о том не думаю -
и воспоминание находится
в среднем бессознательном,

но вот я написал,
что когда-то побывал там -
и вспомнил то место -
и теперь это содержание моего поля сознания!..

То есть поле сознания
очень динамичное,
легко меняется,

среднее же бессознательное
пополняется равномерно всю жизнь,

это архив, кладовая,
из которой по необходимости
мы извлекаем всё,
без необходимости -
просто храним...

Правда,
извлечь бывает не просто:

как и в обычной кладовой,
одно воспоминание может быть заставлено другим,
то - другим,

поэтому, бывает,
нужно долго разбираться,
чтобы найти...

Нижняя часть яйца -
низшее бессознательное -
часть психики,
отвечающая за бессознательную работу тела:

в нашем теле
постоянно происходит огромное число процессов,
которые мы не осознаём:

растут волосы,
работают органы -

этим всем ведает
тоже наш ум,
но делает это бессознательно...

Также эта часть ума
отвечает за низшие психические функции,
например, инстинкт самосохранения:

даже если мы не ставим такой цели осознанно,
всё равно стремимся к безопасности...

У этой части нашего ума,
одна цель - выжить...

И поскольку это жизненно важно,
это и вне поля нашего сознания -
чтобы сознательным умом
мы туда не могли вмешаться...

Далее,
верхняя часть яйца -
высшее бессознательное:

эта часть ума занимается
наполнением нашей жизни смыслом -

не просто жить,
а жить осмысленно!..

То есть у низшего бессознательного
цели чисто прагматические - выживание,

у высшего - наоборот -
речь идёт о том,
выжить зачем,
выжить, в конце концов, для чего?..

Эта часть психики
занимается вопросами творчества,
самореализации,
всем, что имеет высшую духовную ценность...

Сюда также относятся
высшие парапсихические способности -
интуиция, ясновидение, телепатия:

когда, например,
человек точно знает,
что вот там находится
что-то очень хорошее -
и возникает яркое или даже не очень яркое желание
туда пойти -
это приходит сигнал
от высшего бессознательного...

Высшее бессознательное проявляет себя,
когда мы точно знаем,
что это хорошо, то - нет,
чувствуем высшую духовную ценность чего-то,
обладаем чувством вкуса...

Но ведь обычно человек
не может объяснить,
почему одно
кажется ему более красивым,
другое - менее...

Как правило,
творческий человек не понимает,
как создал произведение искусства -

и это потому,
что эти высшие вещи
также предельно важны -

и поэтому высшее бессознательное
так же находится
вне поля сознания -

чтобы мы не могли
туда вмешаться...

Точно так же,
как низшее бессознательное
проявляет себя, например,
безотчётным стремлением
сохранить жизнь любой ценой,

высшее -
безотчётной тягой к творчеству,
одухотворению...

Теперь,
на самой верхушке яйца -
звезда -
Высшее Я...

Дело в том,
что мысль "я",
которая символически представлена центром яйца -
это не я сам...

Мысль о чём-то или ком-то -
не сама вещь, не сам кто-то...

Истинное "Я" -
то, чего мы не осознаём...

Как глаз не может видеть самого себя,
и даже в зеркале видит
лишь своё отражение,

так и себя непосредственно
мы не можем осознавать...

Если мы осознаём что-то или кого-то,
то это уже объект нашего сознания,
то, на что наше сознание направлено,
но не мы сами...

Даже если мы осознаём,
как мы думаем, себя,
на самом деле это не мы:

мы можем осознавать себя
лишь в смысле,
подобном тому,
как можем видеть себя в зеркале -

но мы никогда не видим действительно себя -
видим лишь отражение...

Даже если мы смотрим
в несколько зеркал
и в каком-то из них -
отражение отражения,
где правое или левое не поменяны местами -

всё равно мы видим не себя -
лишь своё отражение...

Таким образом,
об истинном "себе"
мы можем только догадываться,

истинное "Я"
можем вывести только теоретически,
не можем его осознавать...

От звезды на вершине яйца - Я Высшего -
спускается луч к центру - "я" сознательному, "я"-мысли:

этот луч - сознание...

Как от глаз исходит взгляд,
так от Высшего Я - сознание...

Исходя от Высшего Я,
сознание предстаёт в виде мысли "я",

осознаёт то,
что находится в поле сознания...

Но этот луч
не исходит от Высшего Я постоянно:

во время глубокого сна
Высшее Я перестает светить -
поэтому мы ничего не осознаём,
нет и мысли "я"...

В это время мы продолжаем быть,
но не осознаём ничего:

Высшее Я пульсирует -
то светит светом сознания, то нет,
то светит, то нет...

Утром, подобно солнцу,
оно начинает светить всё ярче,
днём на пике деятельности -
светит, словно солнце в зените,

а когда мы ложимся спать,
словно заходит,

представляя, таким образом,
из себя пульсар...

Когда мы видим сны,
Высшее Я светит немного,
когда сны заканчиваются,
возвращается в бессознательное состояние...

Во время сна
Высшее Я периодически вспыхивает на короткое время,
словно звезда в ночи,
днём - светит постоянно, как солнце...

Высшее Я находится в области высшего бессознательного -
то есть первично,
начиная исходить от Высшего Я,
луч сознания проходит через высшие сферы,

а затем уже
попадает в область среднего бессознательного,

а уже после
предстаёт в виде сознательного "я"
и поля сознания...

Так схематически выражается то,
что истинные мы, в первую очередь,
заботимся о возвышенном:

чем ближе наше сознательное "я"
к Высшему Я,
тем одухотворённее наша жизнь,
тем прекраснее...

Низшее бессознательное -
самая далёкая от Высшего Я
часть нашего ума,
только его слуга...

Хотя выражение "близость к Высшему Я" условно:
мы всегда к нему близки,
мы и есть оно,

просто чем глубже мы понимаем,
что мы - неосознаваемый источник сознания -
тем ярче мы сознаём...

Высшее Я даже не пульсирует -
оно всегда светит,
как светит и солнце даже ночью -
на другой стороне Земли,

но если в нашем среднем бессознательном
отсутствует знание,
что мы - ни что из осознаваемого,
что мы - сам Источник Сознания,

то мы можем думать,
что во время глубокого сна
наше "я" исчезает, что нас нет...

Умственные представления, мысли, чувства -
всё это может закрывать Высшее Я,
подобно тому,
как облака закрывают солнце...

Я просто раскрашиваю яйцо,
а не вещаю абсолютную истину...

Пульсирует Высшее Я
или сияет постоянно,
то закрываясь мыслями-облаками,
то проглядывая сквозь них -

в любом случае,
мы не властны над собой...

Никто над собой не властен ...

Ведь всё, что мы осознаём,
все решения, которые, как мы ощущаем,
сами принимаем -

лишь объекты нашего сознания -
то, что мы осознаём,
а не сами мы, не субъект...

Когда глаз видит,
то, что он видит - это объект,

сам глаз - субъект,
тот, кто воспринимает...

Так вот,
самих себя-то мы
не осознаём никогда ...

Что бы мы ни осознавали -
это всё не мы
это всё наши тени, отражения в зеркале...

Бывает,
животные оказавшись у зеркала,
не понимают,
что видят своё отражение в нём -

мы все находимся в подобном положении:
наоборот, думаем,
что это мы,
что мы вот так выглядим,
мы такие-то люди...

Но, понимая,
что это лишь наши отражения,
мы можем быть спокойны:

мы всегда являемся собой,
никогда не можем себя подделать,
не можем по своей сознательной воле
направлять свою жизнь...

Никто не может...

Я подчёркиваю - "сознательной"!..

Но мы постоянно направляем свою жизнь
бессознательно!..

То есть "не властны над собой" -
не совсем точное выражение:

наоборот,
мы всегда полностью собой управляем,

но -
делаем это полностью бессознательно

и никаким образом, никогда и ни при каких обстоятельствах
не можем не выразить,
кто мы на самом деле...

Нам же как сознательным существам
остаётся верить в Себя,
в своё Высшее Я,
что оно направляет нас лучшим образом!..

Иначе в чём смысл?..

Высшее Я,
в соответствии с этим яйцом,
и заботится о самом высшем, осмысленном!..

поэтому если мы видим,
что что-то неправильно, плохо -
нужно верить, что всё к лучшему!..

Мы не знаем всего контекста!..

Каждый человек
всегда стремится к лучшему,

но игра жизни в том,
что мы не можем осознавать
непосредственно нас,

поэтому наши истинные планы
не ведомы нам самим...

Например, бывает,
дети играют во дворе в войнушку -
они же никому не желают зла,
это просто игра...

Так и реальные войны
и вообще всё самое страшное -

те же игры
только на более высоких уровнях реальности...

Или, бывает,
играют дети в больницу:

они же не по-настоящему болеют, лечат,
просто один в роли больного,
другой - врача...

Так и реальные болезни
и даже смерть -
это просто розыгрыши,

а потому каждый
может исцелить себя сам
и даже более -
сам себя воскресить из мёртвых,
даже если его тело было предано сожжению,
а прах развеян по ветру...

Просто как в театре высшего уровня
актёр так хорошо играет,
словно он действительно умер
или что-то хорошее, наоборот,

так и в театре жизни:
всё как будто по-настоящему
и даже сама мысль,
что всё игра, кажется нелепой!..

Из этого не следует оправдание преступлений, войн,:
как в театре на сцене они осуждаются,
так и в жизни...

Но просто мы, понимая это,
можем сохранять спокойствие...

Игра и в том,
что те, кто знают истинных себя,
как правило, и проявляют себя
самым приятным образом,

а неприятно проявляют себя те,
кто себя не знают...

Впрочем,
никто не властен,
какую ему роль играть,
все играют всегда
отведённые им роли...

И никто не может быть плохим актером -
каждый играет хорошо...

Опять же -
остаётся вера...

Сегодня Праздник Веры...

Вернёмся же к нашему яйцу:
то, что вокруг яйца -
коллективное бессознательное...

Психическое содержание каждого человека
не замкнуто жёстко в самом человеке -

например, сегодня,
в такой праздничный день,
многие чувствуют
особую атмосферу,
очень светлую и возвышенную...

Я чувствую...

Это потому,
что внутреннее содержание каждого яйца -
каждого человека -
словно просвечивает через границы отдельной личности...

Между всеми нами
непрерывно происходит процесс взаимообмена
нашими психическими состояниями...

И вот эта среда между
нами как отдельными личностями
заполнена психическим океаном,
в котором перемешаны мысли, чувства всех...

Так объясняются телепатия -
чтение мыслей,
ясновидение -
видение вне поля зрения...

Надо заметить,
что низшее бессознательное
у всех сходно:

все примерно одинаково хотят жить,
у всех тело примерно одинаково работает...

И другие области яйца
сходны у всех людей...

Правильнее яйцо четко не расчерчивать -
даже его границы правильнее изобразить прерывистой линией:

части психики взаимосвязаны,
перетекают одна в другую...

И если это яйцо,
то из яйца должен же кто-то вылупиться?..

Может,
наша жизнь - это вынашивание неких сущностей?..

Смерть -
это когда скорлупа яйца трескается,
потому что внутреннее содержание созрело...

И тогда психическое содержание отдельного человека
сливается с общим Океаном Сознания:

жизнь продолжается,
но не в индивидуальной форме...

Однако это не просто растворение во Вселенной,
подобно распаду физического тела
и смешиванию его с землёй:

в течение жизни
человек вынашивает себя -

приобретает мудрость,
жизненный опыт,
знания,
совершенствуется...

И смерть -
это когда он делится тем,
чему научился,
со всеми...

Если человек за жизнь
накопил много хорошего,
много добрых чувств,

то во время смерти
это Прекрасное становится доступным всем -

как бы выливается из яйца,
придавая Общему Океану Коллективного Бессознательного
приятный вкус...

И так, в целом,
жизнь улучшается...

Если же человек святости не достиг,
то содержание его яйца
нельзя выливать в общий океан -

он отправляется на перевоплощение,
получая новую скорлупу -

и продолжает работать над собой,
пока не сможет стать

БЕЗГРАНИЧНЫМ ДУХОМ...

Стать Безграничным Духом -
просто предельная степень альтруизма...

Но это не означает
полное исчезновение индивидуальности...

Каждый святой
становится своеобразным
привкусом Реальности,
одним из Её обертонов, оттенков...

И он лично, индивидуально
продолжает существовать
в Океане Сознания:

ведь в океане растворено много веществ:
есть соль, то, это...

Соль - один человек,
другое - другой...

Но соль и другие вещества
не сконцентрированы где-то -
они везде...

Так и душа
становится вездесущей...

Но как соль
можно выпарить из воды,

так и человек
может родиться во второй раз,
и в третий,
и в сколь угодно какой -

не обязательно для самосовершенствования -
росто для дальнейшей игры
в Театре Бытия...

Каждый и так уже
вездесущ при жизни:
содержание его психики -
в любом случае
уже часть Мирового Психического Океана...

Каждый уже вносит тот или иной привкус
в Общемировой Океан...

Когда-то, как сегодня,
общее ощущение жизни лучше -
потому что множество людей
выбрасывают позитивные мысли,
когда-то - иначе...

И Эта Общая Мировая Жизнь вечна -
словно океан,
она то бурлит, то спокойна,
то на ней спокойные волны,
то волны грозные,

вода этого океана
то испаряется,
принимая форму облаков,
каждое из которых -
отдельная личность,

то возвращается в изначальную форму -
когда человек умирает...

Но умирают и рождаются только формы,
только волны меняют форму,
появляясь и исчезая -

но каждый существует вечно индивидуально
и вне форм...

Слияние с Океаном -
это не просто слияние с Единым,

это растворение в Едином
лишь одной из форм,
которую принял один из Его привкусов...

Какой привкус Океана каждый из нас?..

Что является в каждом
его характерным оттенком?..

Это как тембр его голоса...

Как тембр не "где-то" -
он везде, а слова,
которые произносятся,
могут меняться,

так и каждый -
обертон в музыке мироздания,
сколько душ - столько обертонов...

Все, кто, как мы говорим, умерли -
они где-то есть,
они оттенки общей Картины Мира,
продолжают существовать...

И, настроившись
на вкус, скажем так,
того или иного человека,

мы можем найти его,
как собака по запаху...

Даже если этого человека нет,
как мы говорим, в живых,
мы можем выйти на его след
и узнать, что с ним...

Как собаке для этого надо
дать вещь,
принадлежащую человеку,
на которой отпечатался его запах,

так и нам
надо просто взять какой-то "отпечаток" человека,
его "след" -

даже ту же физическую вещь,
например, одежду,
побывать в его доме
или на могиле,
посмотреть на почерк
или на фотографию,
вообще -
взять что-нибудь, в чем он наиболее характерно себя проявил -

и уловить в этом его привкус,
подобно тому,
как собака - запах...

Нужно, конечно,
отделить след этого человека
от других следов -
ведь всякая вещь содержит множество отпечатков...

Нужно уловить -
где именно его характерный,
одному ему присущий оттенок?..

Но в чём проявилась его индивидуальность?..

Какое проявление человека
было наиболее "его",
где меньше всего "чьего-то"?..

И потом, как собака идёт по запаху,
идти по этому привкусу...

Надо постараться
уловить этот привкус везде -
ведь каждый человек вездесущ..

Просто уловить в окружающем мировом пространстве
его характерный вкус,
вне связи с конкретной вещью...

Конечно,
каждый излучает множество всего в мировое пространство -
нужно найти то,
что именно нужно...

Так можно найти не только человека,
но и любую вещь,
ведь каждая вещь тоже вносит
неповторимую ноту в мироздание...

Так можно попасть
в нужные обстоятельства,
найти группу людей,
найти дорогу в любом самом прямом
и самом переносном смысле
куда угодно...

Если нужно абстрактно счастье,
надо настроиться на нотку счастья,
во всем его замечать,
идти по его следу...

Если нужно счастье какое-то конкретное,
например,
побывать в каком-то приятном месте,

надо ощутить нотку этого места,
которая уже везде слышна -
надо только прислушаться -
хотя само место может быть далеко...

Жизнь - это целая симфония,
в ней много оттенков, нюансов,
обертонов, призвуков...

Что-то более ярко, что-то менее,
и чем больше оттенков мы можем улавливать, различать,
тем большими красками жизнь для нас играет,
тем она ярче, выразительнее, интереснее...

Чтобы лучше улавливать обертоны,
нужно всегда во всём искать оттенки,
в том числе в смыслах, чувствах...

Никакое чувство -
никогда не одно,
всегда целая гамма чувств,
гамма красок...

Пусть наша жизнь
будет яркой и выразительной,
как ярки и выразительны
пасхальные яйца -
мы все - они!..

Каждый вносит уникальный оттенок
в Жизнь Всего Мира -

вся Эта Жизнь -
наше коллективное творчество!..

Будем же творить
Прекрасное!..