Как создавался Остров неясных смертей

Олег Яненагорский
Посвящается моему другу Михаилу Михайловичу Рябию

Олег Яненагорский, член Союза писателей России.16 апреля 2023 г.

1 января 2021 года я заболел ковидом. Через месяц был признан здоровым, но еще очень долго «приходил в себя». В начале февраля начал писать рассказ, который незаметно становился «большим рассказом», а потом – «маленькой детективной повестью». Тогда и состоялся телефонный разговор с моим другом, российским литературным критиком и литературоведом Михаилом Рябием. Я рассказал, что «текст рассказа пухнет», персонажи начинают «жить своей жизнь» и даже – по ходу сюжета - «заниматься сексом», хотя изначально этого в моем замысле не было.
«Пиши повесть», - сказал М.М. – хватит тебе только миниатюры и рассказы сочинять. Они мне, конечно, нравятся, но повесть будет «хорошей школой». А я буду первым читателем и критиком».
  Мы договорились, что черновик повести я вышлю не позднее 17 февраля 2021 г. И я начал превращать рассказ в интеллектуальный детектив.
Сюжет повести достаточно простой и ясный: «На тропическом острове в роскошном отеле группа российских туристов остается без телефонной и интернет-связи с внешним миром. И вдруг там начинаются странные смерти среди отдыхающих и отельной обслуги. В ситуации пытается разобраться пенсионер, литератор и начинающий философ Олег Петрович. Вскоре становится ясно – происходят убийства. Но неизвестно кто убивает и, кто станет следующей жертвой? Герои волнуются, а события идут своим непредсказуемым чередом -
практически бесследно из своего номера исчезает одна из туристок - Инна, но тело ее при осмотре острова и пляжа обнаружить не удается…  Потом взрывается катер, на котором пыталась бежать одна из жертв… Убийцу горничной тоже никто не видел…».
 Воспоминания и размышления, разговоры и осмотры тайников – такими способами туристы пытаются проникнуть в тайны происходящего, чтобы обезопасить свои жизни. Ибо пять смертей за шесть дней на маленьком острове – это «не шутки»…
16 февраля 2021 года в 23 часа 59 минут по электронной почте я отправил первую редакцию повести своему другу. Обещание было выполнено – я уложился в оговоренный срок. Пока Михаил Михайлович читал повесть, я разместил ее на своих страницах в соцсетях. Теперь – после переработки придется вычищать старые версии.
В 2021-2022 годах повесть была напечатана в «бумажном варианте» в литературно-художественном журнале «Второй Петербург». За это время два кандидата наук (педагогических и филологических) Александр Гафт и Ирина Савчук написали рецензии на повесть. И я узнал о своем тексте «много нового и интересного».
Пока «Остров» печатался в журнале, я начал собирать материал для второй повести с теми героями. Но 24 февраля 2022 года специальной военной операцией по освобождению Украины от неонацистов в истории России и мира началась новая эпоха. И стало ясно, что первоначальный замысел второй повести с рабочим названием «Злата Прага» надо менять. Действия должны были проходить в Западной Европе и в СССР в тридцатые-сороковые годы ХХ века и в наши дни. Но история Второй мировой войны и борьбы с нацизмом мной теперь воспринимается «по-другому».
В январе 2023 г. я заказал переплет из четырёх журнальных частей и начал «критически читать» текст в целях саморедактирования…
9 марта 2023 г. неожиданно в московской больнице умер М.М.Рябий. Еще накануне мы по телефону обсуждали замысел его новой книги и мои «страдания над редактурой»… Грустно и печально… Поэтому повесть «Остров неясных смертей» посвящается памяти моего друга Михаила Рябия.
Сегодня окончательно отредактированный текс отправил для модерации на платформу ЛитРес. Посмотрим, что получиться…
А рецензии И.Савчук и А.Гафта я опубликую отдельно – они представляют интерес независимо от достоинств и недостатков самой повести «Остров неясных смертей». 

Фото: Михаил Михайлович Рябий, российский литературный критик, литературовед, прозаик и поэт (1954-2023).