Л. Герш. Эти свободные бабочки. 11. 04. 2023

Ольга Немежикова
КАКАЯ РАЗНИЦА, С КЕМ

Дипломный спектакль студентов 3-го курса СГИИ, театральный факультет: «Эти свободные бабочки» (11.04.2023) по пьесе Л. Герша.

Режиссёр-педагог — заслуженный артист РФ, доцент кафедры мастерства актёра А. И. Пашнин.

Если от соседства с Джил Теннер (Мария Бахарева) нормы традиционной морали искрят, то рядом с Ральфом Остином (Роман Васильев) они горят синим пламенем. Не зря Л. Герш пафосной репликой Ральфа, озвучившей название пьесы, в которой Джил утверждена на роль небольшую, но с хорошей «адской» сценой, подчеркнул знаковый тезис субкультуры хиппи, этих свободных бабочек: «Какая разница, с кем!» Весь спектакль не что иное, как ненавязчивый, но убедительный антитезис, который разворачивается с первой встречи Дональда Бейкера (Никита Алтабасов) и Джил.

Тема любви интересует обоих. Но если Джил активно практикует, то Дон до сих пор был активным теоретиком. И когда Джил рассказала о своём скоропостижном разводе, Дон сразу поинтересовался её чувствами. Да, Джил любила Джека, но любила по-своему: она не способна быть ни обязанной, ни привязанной. Дон сказал, что понимает её, хотя у него на эти вещи иной взгляд. На что Джил ответила: «Значит, всё-таки не понимаешь».

Однако когда миссис Бейкер (Маргарита Турабова) воскликнула, что мысль о браке Джил и в голову не могла прийти, та её огорошила: «Почему не могла? Могла...» Вот тут с миссис Бейкер, действительно, едва не случилась истерика, потому что ради сына она готова разрезать себя на куски, в чём мы ни на йоту не сомневаемся! Сердце рвётся, глядя на страдания этой матери.

Любовь Дона дошла до весьма высокого градуса после длительного опоздания Джил к ужину и её появления с Ральфом. Образ режиссёра небродвейского спектакля настолько яркий, что рука не поднимается отнести его к ролям второго плана. Однако образ этот совсем не затмил Дона в глазах Джил, на что она, безусловно, сильно рассчитывала. Всё получилось так грустно… Джил неподдельно страдала.

Хотя Ральф «показался грандиозно»! Он был спокоен, самоуверен, не выходил из личных рамок приличия. Ну не его проблема, если не всякая публика «мыслит по-настоящему». Он работает для тех, кто идёт «сдохнуть от счастья» зрелищ обнажённых сцен и реплик, от которых людей, к жизни неподготовленных, да, может прошить оторопь. (Дон, услышав на ухо три «прощальных» слова, которые в агонии будет кричать и кричать Джил, голая катаясь по сцене, вздрогнул так, словно по его телу пробежал паук.) Ральф на своём месте, он занят делом, а сюда заскочил забрать пташку. И чем скорее кончится это досадное знакомство с каким-то слепым и его узколобой мамашей, тем лучше.

Дон тонко чувствует происходящее. Нет сомнения — его опять бросили… Что ж… Как бы Джил ни настаивала, он не будет касаться этого Ральфа, тем более, его лица: жест отрицания был выразительным и категоричным. В слепом юноше есть внутренняя сила. Безусловно, его адаптация к жизни уступает сопернику, но чувство собственного достоинства на уровне более чем конкурентоспособном. Сочувствовать Дону можно, но не жалеть. Он сам себя пожалеет, когда останется один.

Это не может не беспокоить Джил. Безусловно, её решение уехать с Ральфом родилось из беседы с миссис Бейкер. Джил в который раз нашла доходчивый способ показать Дональду свою систему ценностей. В контексте данного спектакля Джил, конечно, хотела как лучше: избавить Дона от страданий.

Ральф в стороне тоже не остался. Пташка должна поторапливаться, и он, сам того не подозревая, продемонстрировал это требование в картинке для слепого самой наглядной. А когда Джил ударилась в жалкие оправдания, Ральф запросто её подставил: ведь сама предложила к нему переехать (считай, напросилась). Джил явно не ожидала таких граблей: «Тот случай, когда сам понимаешь, что делаешь дикую глупость, но уже не остановиться».

Впрочем… Девушке не откажешь ни в сообразительности, ни в смелости реакций. Джил от глупого замужества ушла, от хиппи ушла, от мамы ушла и от Ральфа ушла — к Дону вернулась. Получается, разница есть!