Старые письма

Марина Саран
  Увы,  эра эпистолярного жанра канула в прошлое!  А помните…  Получаешь долгожданный конверт, на обратной стороне которого старательно выведено: «Лети с приветом, вернись с ответом». Жадно пробежав глазами  письмо, садишься сочинять ответ,  порой делясь с адресатом  самым сокровенным.   
  Письма были спутниками нашей жизни, внешней и внутренней,  они  давали возможность  общаться на расстоянии,   помогали разобраться в себе.
  Письма не выбрасывали – их хранили, бережно перевязав  красной атласной ленточкой или сложив в красивую коробку из-под конфет. 
   Пришли иные времена, но  иногда  случается невероятное: ты находишь пачку старых писем и садишься их читать…
 
«27.11.82
 Здравствуй, дорогая Наташа! С огромным приветом  к тебе солдат Валерий. Сегодня получил твоё письмо, за которое огромное спасибо.  Я знаешь как обрадовался!  Наташка, если бы ты только знала, как это здорово  -  получать  письма из дома, из родного посёлка,  когда ты находишься на таком огромном расстоянии!
   Немного расскажу о себе.  Ты спрашиваешь,  как тут , в Польше. Ну, в Польше – как в Польше:  льют дожди и больше велосипедов, чем машин. Но, если  честно,  то я и сам ничего про эту проклятую страну не знаю. Дальше нашего военного городка я нигде не был и вряд ли буду.  Завтра у нас праздник – День Присяги, и я буду уже настоящим солдатом.
  Ты пишешь про дискотеку… У нас она тоже есть, только совсем другая: это наряд в столовую, где легко и плавно скользят  тарелки. Муторная это штука – всю ночь мыть посуду! Недавно испытал всю прелесть этого занятия.
  То, что ты будешь поступать в институт,  - это очень хорошо. Я себя ругаю часто, что из-за собственной лени не учился толком в школе. Приеду домой – постараюсь эту ошибку исправить.  В письме тоже, наверное, наделал ошибок – ты уж извини меня.  Очень рад, что оставил тебе бобины с записями и  ты увлеклась рок-музыкой.  Передавай привет всей нашей компашке. Так бы с вами сейчас и посидел, сбацал что-нибудь на гитаре! Пусть пишут мне почаще, очень жду! Если можешь, пришли мне какие-нибудь фотки, ты же у нас мастер  этого дела!
 Нежно тебя целую, дорогая  Наташа! До свидания!
  Валерий.
ПНР (Польская народная республика)».

15.04.83
« Привет из Шуи! Здравствуй, подружка! Спасибо за фотографии. Жду ещё. Действительно, как посмотрела на Веру Васильевну,  посмеялась и вспомнила время, когда мы учились  в школе.  Чего только мы  на её уроках ни вытворяли!  Парни и кошек в класс приносили, и птиц,  кнопки подкладывали ей на стул, майских жуков выпускали…
   Наташ, а когда у вас расширенное заседание Политклуба про панков будет? Если в субботу, то я смогу прийти. Хочется, вообще-то, посмотреть. У  нас в институте тоже есть радио. Только у нас никого не пропесочивают, слава Богу, а часто включают на переменах хорошую музыку. Сегодня вот слушали с девчонками на большой перемене Джо Дассена, «Весёлых ребят», «Зодиак» (новый диск). Сидели в коридоре и балдели!
  Да, размечталась ты насчёт Первого мая!  Как бы не пришлось зимнее пальто надевать. Конечно, неплохо было бы сходить в лес , посидеть у костра, поесть печёной картошки…  Ну, ладно, там видно будет.
  На прошлый выходной я приехала домой только в воскресенье утром, так как в субботу вечером мы ходили в Дом офицеров на фильм известного  итальянского режиссёра  Федерико Феллини «Репетиция оркестра». А ходили мы потому, что нам сказали: «Какие же вы филологи, если не будете знать фильмы звёзд мировой режиссуры?»  Вообще-то, фильм смотреть можно, но, честно говоря, Наташ, я его не совсем поняла.
  На неделе ходили мы ещё на фильм «Грачи» в «Родину» и на продолжение венгерского фильма «Пришло время любить» - «Люби- люби, но не теряй головы». Дома в воскресенье случайно попала на  танцы. Посмотрела – тебя нет. Может, ты в субботу ходила? Или некогда сейчас?
  В этот раз я опять приеду утром в воскресенье,  потому что у нас будет коммунистический субботник, а потом Вечер отдыха в институте, где мы, то есть «Синяя блуза», выступаем. На вечер мы пригласили наших подшефных – солдат из воинской части.
  Вчера были на концерте ленинградского барда Альфреда Тальковского. Он в основном пел песни Александра Дольского и  собственного сочинения. А гитара у него, Наташ, чёткая, концертная!  Концерт всем  понравился, и мне в том числе.  Весь вечер было хорошее настроение. Сейчас пытаемся достать билеты на «Красную гвоздику», не знаю, получится ли что.
  Да, Наташ, а как тебе понравились мои ответы на твою анкету? Зачем она тебе (если не секрет)? Ну, всё. До свидания. Пиши. Жду!     Марина»
 
16.06.83
«Здравствуй , сестрёнка!
  Давно тебе не писала, наконец, решилась. Новостей много, но вопросов ещё больше.   Как ты живёшь?  Как здоровье? Как идут экзамены? Наверное, отлично? Как родители? Куда собираешься вырваться из дома? Как дела на любовной почве? Напишу о себе.  Живу хорошо, как никогда.  Жизнь у меня сейчас весёлая, и всё же немного  грустно расставаться со школой, с одноклассниками,  с родителями, с детством…  Ведь нам уже 17.  Впереди много всего интересного,  а сейчас … пока экзамены. Четыре уже сдала: сочинение – 4/4, математика – 5, литература – 5, физика – 4.  Восемнадцатого  сдаём химию, 22-го – историю, 25-го – немецкий, а потом… Прощай, школа!
   Всем классом после Последнего  звонка, 25 мая,  ходили на речку Солоницу, хорошо отдохнули. Вечерами  катаемся на мотоциклах с  Колькой Б., Вовкой С. , Серёжкой Ш.   и Мишкой  И.  Я опять помирилась с  Вовкой и теперь нас водой не разольёшь.  Днём раза два приедет ко мне  и вечером тоже. Если же мы с ним поругаемся, он едет  «разбиваться». Весь, бедный, покалечился: и руки, и ноги – но пока живёт, он ведь у меня каскадёр! Его мальчишки «смертником» зовут, он гоняет,  как сумасшедший.    Все девчонки у нас рвутся научиться водить мотоциклы, даже иногда происходит смена власти:  не мальчишки девчонок катают, а наоборот. Я пока  не желаю впереди ездить – мне и сзади недурно.
  Готовимся к выпускному. Заказала шить платье. У меня шёлковое сиреневого цвета, лёгкое, всё просвечивает,  нужно ещё чехол шить.  Родителей совсем разорила. В марте брали   кредит : купили  телевизор «Рекорд – 340»,  папе – чёрный кримпленовый костюм,  мне – демисезонное пальто  за 170 рублей. Ещё купили тёлку Машу за 120 рублей, беленькая такая. И маленькая кошка у нас появилась, тоже Машка. Целый зверинец теперь в доме: кошка Машка, кот Дымок, тёлка Маша, поросёнок Колька, пёс  Казбек.  На день рождения сшила себе вечернее атласное платье. Купила босоножки. Учиться поеду –  сколько всего надо? Хочу поступать в Шуйский педагогический институт  на факультет дошкольного воспитания, но это ещё неточно.
  Если время будет в июле,  приезжай, хотя я, конечно, уже и не надеюсь. Ты, наверно, не больно-то и соскучилась там  с кавалерами (шучу!). 5 июня собирались все у нас, справляли мой  день рождения.  Так было здорово!  Ленка Д. играла на гитаре, а мы пели, да как! У нас как раз гости были, так всем очень понравилось.  Потом пошли гулять в лес, там танцевали «цыганочку», пели частушки, а вечером рванули в кино!   Хорошо время провели.
  После выпускного  планируем идти всем классом в двухдневный поход  на Уводь, но это уж как погода позволит. Сейчас у нас класс  стал ещё лучше, дружнее. Видно, что никому не хочется расставаться с друзьями. А уж как мы экзамены сдаём – это прямо смех! Один сдал – все шпаргалки другому. Да и у вас, наверное, тоже.
   Сейчас ужасно хочу вельветовые брюки (можно и без «фирмы"), так, на мотоцикле кататься и вообще – в брюках же удобнее! Вчера ездили в Каликино, деревня такая недалеко от нашего посёлка. Там ходили в «дом дураков» (он там раньше был). Осталось белое каменное здание, правда, всё уже развалилось. Вот мы его и обследовали да чуть-чуть не провалились.  Сегодня поедем в церковь в Иванцеве.
  Сестрёнка,  заканчиваю своё письмо. Желаю сдать оставшиеся экзамены на «пять», здоровья тебе, счастья, успехов в дальнейшей жизни. Летом, может быть, еще и свидимся! Пиши! Жду!
Целую! Всем привет!  Твоя сестра Надя»

12.07.84
«Здравствуй, Наташа! Рыбка моя!
  Ты, наверное, дома, как я думаю, потому что дня два назад я встретила Жанку Л. со Светкой К., но поговорить толком не успели:  было поздно, и подошёл мой троллейбус. Но они сказали, что с фольклорной практики  вы вернулись, и у вас там такое было! Ну-ка, расскажи, что у вас  стряслось.
   А у меня всё вот как получилось. В лагерь я не поехала, а направили меня работать в детсад воспитателем. Вот так и работаю, только очень далеко ездить – Пустошь Бор.
  Я работаю подменным воспитателем на двух старших группах, по 9 часов. Заканчиваю в 7 вечера и , приехав домой поздно, только успеваю поужинать и немного почитать. Так что видишь, у меня ещё и калым. А дети – ай-ай. Зовусь Ирина Николаевна, стараюсь быть построже, но ведь дети есть дети и баловать всё равно никогда не перестанут. А вообще, как мне один «товарищ» намекнул, я «совсем не злая и молодая». А они думали, что придёт  пожилая и злая. Дети виснут, но этого нельзя допускать воспитателю, правда? В тихий час у меня дисциплина и тишина. Самое лучшее время моего рабочего дня, только этой тишины надо добиться.
  Один раз я своих баловников наказала за то, что один друг плевался. И говорю маленькой девочке: «Скажи-ка, Леночка, мальчишкам – плеваться можно или нельзя?»  А она, видимо, хотела за мной повторить, а получилось такое, что я чуть с лавки не упала: «Плеваться можно и нельзя!» Вот так и живём.
   А ты, Наташа, как? Когда в стройотряд?  Пиши мне и оттуда напиши. Очень-очень жду ответа!
PS Скучаю одна, все разъехались, хорошо, что работа отвлекает. Ещё сейчас мышьяк в зубу, завтра пойду нерв удалять. Вообще надо все зубы лечить – 5 дыр!
До свидания. Ира»