Наводнение

Олег Сенатов
Новый фильм Ивана Твердовского  «Наводнение» ( Россия, 2022) можно смотреть двумя разными способами.
Первым – непосредственно; тогда он предстает, как драма, в которой в тревожной внешней атмосфере становятся непреодолимы темные  силы человеческого подсознания, приводящие ко все разрешающей катастрофе.
Если зритель – не синефил, посмотревший две первые экранизации этого рассказа Замятина, то для того, чтобы воспринять фильм другим способом, ему нужно, не медля, перечитать первоисточник. И тогда ему станет очевидно, сколь широка область выражения архетипического сюжета, лежащего в основе замятинского «Наводнения».
Автор фильма сменил эпоху: время действия из 1920-х перенесено в 2010-е; вместо петербургской окраины местом действия выбран загородный спортлагерь; действующими лицами, вместо питерских  пролетариев, являются ученики и преподаватели спортшколы; вместо топора орудием убийства выбран шланг; место Невы, вышедшей из берегов заняли  бассейны с хлорированной водой; инвариантны лишь человеческие страсти и психозы, да знаки Судьбы: Твердовский перенес из рассказа  в фильм пушечные выстрелы, извещающие жителей города о подъеме невской воды.
                Апрель 2023 г.