Дух и духовность согласно Библии

Геннадий Гумилевский
Слово ДУХ в Библии встречается сразу же самом начале её: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и ДУХ Божий носился над водою" (Бытиё глава 1:1,2)". А также сказано, что человек в своём составе тройственен "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1-ое Послание Фессал. 5:23.)

Согласно Википедии: “Духовность есть совокупность проявлений духа в мире и в человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

Однако, слова ДУХ и ДУХОВНОЕ существовали за несколько тысяч лет раньше от образовавших от них слова ДУХОВНОСТЬ. Причиной же того, что в социологии, культурологии и публицистике стали употреблять слово ДУХОВНОСТЬ к обозначению у человека положительных качеств в нравственности и морали можно назвать христианскую мораль, которая исповедовалась основами  христианства. В первую очередь мы должны говорить о Нагорной проповеди.
В Библии нет слова ДУХОВНОСТЬ, но есть слова со словом ДУХОВНЫЙ (1Кор.14-16) и др.

Нагорная проповедь- проповедь Христа, в которой выражена сущность новозаветного нравственного закона (нравственного учения) и его отличие от ветхозаветного. Нагорная проповедь была произнесена Спасителем на холме близ Капернаума в Галилее.  Содержание проповеди излагается в Евангелии от Матфея гл. 5,6,7  и в других Евангелиях. Эти изречения касаются нравственной жизни человека и его поведения. Слово ДУХОВНОСТЬ родилось и обрело своё существование среди людей только благодаря христианства, однако потеряло своё истинное значение, согласно Библии, что будет изложено ниже.       

Понятие «духовность» производно от «духа». Этим термином в русском языке издавна обозначается то, что противоположно субстанциальной основе бытия - «материи».
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение духовности: «Духовность - состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий... все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».
«В словаре русского языка» С.И. Ожегова «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

В педагогических справочниках духовность рассматривается в трех аспектах: 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск его нравственных абсолютов; 3)с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Необходимо также отметить следующее: анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, что термин «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской.
Это вполне объяснимо, так как даже этимологически слова «дух», «душа» восходят к слову «дыхание» - признаку, непосредственно отличающему жизнь от смерти, что позволяет религиозному осмыслению человеческого бытия связывать «дух» с бессмертным и божественным.

В христианской традиции духовность противопоставляется душевности - совокупности всего того, что не выходит за пределы психологических процессов. В отличие от «душевного» «духовное» очищено от замаскированных импульсов своеволия, себялюбия, чувственности, агрессивности. Поэтому духовность в христианской этике связывается с внутренней чистотой и умиротворенностью, со скромностью и послушанием.

Необходимо также отметить следующее: анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, что термин «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской. Это вполне объяснимо, так как даже этимологически слова «дух», «душа» восходят к слову «дыхание» - признаку, непосредственно отличающему жизнь от смерти, что позволяет религиозному осмыслению человеческого бытия связывать «дух» с бессмертным и божественным.
В христианской традиции духовность противопоставляется душевности- совокупности всего того, что не выходит за пределы психологических процессов.

В соответствии с воззрениями таких ученых, как Н.Бердяев, С.Булгаков,  В.Вернадский, В.Зеньковский, Ж.Пиаже, К.Роджерс, В.Соловьев, С.Франк, Р.Штейнер, сущность человека никогда не сводилась только к биологической и социальной сторонам, но всегда наполнялась также и духовным содержанием. В «Философской энциклопедии» (1967) духовность толкуется как явление, противоположное физической сущности человека, как его мыслительная деятельность. В «Толковом словаре» русского языка духовность определяется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Анализируя наследие отечественных философов второй половины XIX - начала XX века, В.И. Додонов приходит к выводу, что в понятие нравственность философы-мыслители вкладывали глубокую человечность, видели самоотдачу, бескорыстие. П.А. Флоренский писал: «Человек обогащает себя, когда отдает себя другому». В оценке нравственности у философов есть общая черта и в тоже время некоторые специфические подходы. Они видели в нравственности прежде всего религиозную основу. Нравственность, утверждали они, должна быть религиозной, высшая нравственность - это церковь. Нравственность они рассматривали не как нечто застывшее, а как такое свойство человеческой души, которое все время находится в движении и развитии.” Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3409               

Понятие духовности согласно Библии
“Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нём судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов” (1Кор.14-16). И вот об этом небольшая статья.    

Душевный человек, это тот, кто не мыслит духовно, он больше прислушивается велению своей души, своим чувствам. Этот человек не возрожден (не Рождён свыше, Духом (Иоанна 3-я глава), его интересы находятся в пределах вещей этой жизни, и он материальные интересы ставит на первое место в своих приоритетах. Такой человек в решении всех вопросов полагается на человеческую мудрость. Он живет в угоду себе и желаниям своего не возрожденного сердца. Поэтому он не способен оценить и понять то, что от Бога.

План спасения, чудное откровение любви Божией в его глазах безумие. Он не может различить светскую философию от духовной истины, поскольку мудрость Божия доступна пониманию только теми, кто позволяет себе быть наученными Святым Духом...
Душевный человек не может понять глубину Божьей премудрости. Это удел духовных. Духовный человек проверяет, просеивает и тщательно взвешивает всё, что попадает в поле его зрения. Будучи руководим Духом Божиим, он из всего делает правильные выводы. Душевный же человек не может понять принципы, чувства, мысли надежды и радости духовного человека, ибо не возрожденное сердце не в состоянии оценить то, что исходит от Духа Божия”. Александр Серков http://www.bible.com.ua/answers/r/36/320167         

Так что же такое слово ДУХ, от которого произошли слова ДУХОВНЫЙ и ДУХОВНОСТЬ. Словом дух открывается нам с самого начала Библия (Бытиё 1:2). В Библии слово «дух» встречается 312 раза. Однако, главным для этой статьи являются слова Господа в третьей главе Апостола Иоанна: “Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Рождённое от плоти есть плоть, а РОЖДЁННОЕ от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа (Стихи 3,6,7,8).

Рождение свыше не связано условием имеет человек совершенство или нет. Рождение свыше есть не усовершенствование человека, а изменение его духа человеческого, но душа и тело его не меняется. Человек получает в себя при этом Духа Божьего и это происходит при признании своим Богом Иисуса Христа по вере и любовью к Нему. В этом и есть духовное совершенство. Ведь совершенство может быть разное: физическое (рост, мускулатура и др.), совершенствование по специальности, совершенство душевное, но Рождение свыше подразумевает только духовное совершенство, только когда в человеке поселяется Бог в его духе Своим Божьим Духом и человек рождается новым.

Главное в человеке дух а не душа и тело. Каков Дух человека- таков он и сам перед Богом и людьми. Рождённый свыше человек есть совершенно новый человек, он становится таким, которым его хочет иметь Бог, а поэтому Господь и говорит всем людям через Никодима: ДОЛЖНЫ вы родиться свыше! Это есть только короткий отрывок из статьи о Рождении свыше http://proza.ru/2022/11/07/276               
Называть человека ДУХОВНЫМ можно ТОЛЬКО при условии его Рождения свыше.