Великая Суббота - день надежды

Елена Светлова 2
Среди великопостных дней для многих особняком стоит Великая Суббота. Обычно все стараются причаститься на Тайной Вечери в Великий Четверг, а вечером – послушать 12 Евангелий, в Великую Пятницу все христиане хотят быть рядом со Христом во время Его страданий, после Распятия происходит погребение, после которого многие верующие покидают храм до Пасхальной ночи, когда прозвучит радостный возглас «Христос Воскресе». По этой причине Великая Суббота часто проходит мимо прихожан.
Почему так важна Великая Суббота? Все знают подробно текст Евангелия о Страданиях Иисуса Христа, знают, что происходило после Его Воскресения, но между ними тоже были события, которым посвящена Великая Суббота.
Как известно из Евангелия, после того как Иисус Христос был распят и умер на Кресте, Его тело было снято Его учениками - Иосифом Аримафейским и Никодимом. Они смазали тело Господа особым составом, обвили плащаницей и положили в новом гробе в саду, привалили камень ко входу (глава 19 Евангелия от Иоанна). Таким образом, они обеспечили Иисусу покой от внешних глаз, особенно от первосвященников и фарисеев, которые и предали Его на смерть. Примечательно, что именно Иосиф и Никодим занимаются этим, а не апостолы или жёны-мироносицы, и не Богородица, они как бы временно отошли на второй план. Но всё промыслительно: у каждого свои задачи в посмертной участи Господа, которые они исполнили в точности.
Итак, Иисус Христос во гробе, как будто бы ничего не происходит, поэтому Великая Суббота и называется Днём покоя, который дан всем для того, чтобы поразмышлять над Великим постом, вглядеться в свою душу. К этому располагает и длинное богослужение – служится литургия Василия Великого, на которой поётся древний гимн: «Да молчит всякая плоть человеча…». Молчание и безмолвие как будто бы воцарились в мире в этот день и ещё неизвестность – нам не дано знать, что же происходило во гробе, где находился Спаситель. Это великая тайна, но не все тайны Нового Завета, в частности, Евангелия нужно разгадывать. Великая Суббота – день покоя ещё и потому, что при сотворении мира Бог отдыхал в субботу после того, как создал мир.
Также на литургии читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, которые посвящены Страстям, Смерти, Воскресению Иисуса Христа. Такое чтение неспроста: считается, что, пребывая во гробе, Христос сошёл во ад, откуда вывел души праведников Ветхого Завета, начиная от Адама и Евы. Об этом говорил сам Спаситель своим ученикам, сравнивая Себя с пророком Ионой, который был во чреве кита трое суток. Именно схождение Иисуса во ад «разорвало узы» Ветхого Завета, воцарился Новый Завет, главной в котором стала заповедь о любви, которую Иисус Христос завещал Своим ученикам и всем нам. Иисус победил грешный мир, ад низвергся, всем обещан рай.
Любовь, Вера важны для нас, но есть ещё Надежда, которая неразрывно связана с Великой Субботой. Слово «надежда» состоит из двух слов «надо ждать», именно это главная мысль Великой Субботы. И ждут, и верят: и ученики, и жёны-мироносицы, и Пресвятая Дева Мария, и другие люди, разделяющие учение Иисуса Христа, которым Он предсказывал своё трёхдневное Воскресение.
Надежда – это всегда колебания души от отчаяния к радости об исполнении желаемого. В таком состоянии пребывали: Богородица, апостолы, жёны-мироносицы, да и пребывают все в своей повседневной жизни – от тьмы к свету. Такие же черты характерны и для богослужения Великой Субботы – печальные мотивы соседствуют с ожиданием Пасхального ликования. В ходе литургии священники меняют облачение с тёмного на светлое. А после окончания службы первая весть предстоящей Пасхи – начинается освящение яиц, куличей и другой снеди.
Великая Суббота важна, потому что между тягостью Страстей и Пасхальным Воскресением должен быть промежуток времени, чтобы остановиться и задуматься: правильно ли прошёл Великий пост, получится ли вместить Пасхальную радость. Кроме того, состояние ожидание перемен к лучшему часто сопровождает многих людей, хочется верить и надеяться, что все они встретятся с той Пасхальной радостью, «которую никто не отнимет у них».