О мировоззрении

Алексей Добров
  Добрым людям – доброго здравия, доброго мира и взаимопонимания с близкими и ближними своими!

  Почему же мы говорим на одном языке, а друг друга часто не понимаем? Не столько даже в силу различия пониманий одного и того же слова, сколько в силу уверенности, что все понимают это избитое слово одинаково – мол, «как понимаю я сейчас – правильно, хотя сам я раньше понимал иначе, но ведь я тогда был глупым, а сейчас я умный, знаю. Уж что-что, а такие-то простые словарные понятия я точно знаю. Если же кто-то понимает иначе, чем я-умный сейчас, то он, мягко говоря, невежда». Примерно такие мысли посещают практически каждого, в том числе и меня, особенно в связи с первой реакцией на что-то противоречащее моим взглядам – это естественно, речь только о скорости осознания этой эмоции и перевода её в чувство понимания более высокого уровня. При этом я раньше не понимал, что вызываемые понятием образы у каждого свои, сугубо индивидуальные и единственные, оригинальные. Считать свои представления единственно правильными – это разновидность эгоцентризма, которая в известной степени присуща и мне. Особенно ярко он проявляется у меня именно в общении, хотя писать помогает:  когда приходящая мне идея представляется очень важной, нужной – я вдохновляюсь и выкладываюсь, чтобы изложить её и донести нуждающимся.
 
  Недавно у философа Андрея Баумейстера увидел такую схему анализа мировоззрения.
1.Предрассудочные представления – т.е. неосмысленные. Ходовые мифы, нарративы. Если вдруг обнаруживаю, что руковожусь одним из них, то задаюсь вопросом:  откуда он пришёл, кем, как и зачем создан, кому служит, какие чувства вызывает, в какое состояние меня вводит, ограничивает ли меня. Если принимаю его на каких-то условиях – он становится осознанным.
2.Осознанные, обдуманные взгляды, представление об истории понятия, этимологии слова. Представления как результат собственного анализа. Причём важна здесь не столько правильность, сколько усилия по выработке этих представлений. 
3.Метафоры данного понятия – ассоциации, аналогии, символы, пароли.
4.Осознание влияния этих пониманий на свою жизнь – на мысли, состояния, выборы, действия, образ жизни.

  Например, слово добро. Попробуем разобрать его по этой схеме.
1.Добро – это… первое, что приходит вам в голову? Какое чувство вызывает? Хорошее ли, плохое, почему? Откуда оно взялось? Чему служит, какие чувства вызывает, в какое состояние вводит?
  Ходовые мифы: добро борется со злом, добро должно быть с кулаками, мы должны делать добро, не делай добра – не получишь и зла, добро всегда побеждает, добро проигрывает злу, потому что хуже организовано… что ещё?

  Следствия руководства мифом о борьбе:  дерусь со злым, считая себя добрым, а со стороны видно, что дерутся два злых, хотя каждый считает себя добрым, а противника – злым. О военных конфликтах не будем, это чревато, лучше на примере супружеских конфликтов – «муж и жена – одна сатана». Когда хорошо знаешь, понимаешь обе стороны и сочувствуешь им, не можешь однозначно принять ни одной.
2. Результаты выработки помогающих мне жить представлений о добре я представил на 400-х страницах книги «Добро – наше всё». В ней есть и проект теста, отражающего эти представления.
3. Добро – это сила или слабость – с чем ассоциируется? Есть ли у вас символы добра, окружают ли они вас? В чём их видите, творите ли их сами? Какие ключевые слова, личные пароли, ситуации, воспоминания, поступки окружающих вводят вас в доброе расположение духа? Это желаемое состояние зову для себя добрым, но, находясь в нём, могу и давать отпор не озлясь. В данном случае доброе оно потому, что позволяет защитить себя или кого-то даже насилием, если других средств не хватило.   
4.Как обычно вы думаете о ближних – доброжелательно или недоброжелательно? Обычно вы в добром состоянии или в злом? Часто ли конфликтуете? Есть ли внутренние конфликты? Чем продиктованы выборы – добром или …? Можно ли образ жизни назвать добрым? Тест в книге пока состоит из 48-ми вопросов.
 
  Практически при любых личных проблемах – взаимоотношений, самочувствия, выбора – один из лучших способов решения и профилактики, способов самопознания и самосовершенствования, развития личностного и духовного, одним словом, способов быть счастливее – это работа со своим мировоззрением. Начинается она с осознания своих или каким-то образом встроенных нам представлений об устройстве мира, взглядов на жизнь, принципов, оценок, мотивов и так далее.
  Чтобы постепенно осознавать свою «дорожную карту жизни», свою программу, очищать её от «вирусов» («бесов») или изолировать их, оставляя вне системной программы, сосредоточиваясь на нужных алгоритмах и состояниях.
  С этой целью, например, можно вести дневник с подробным разбором значимых ситуаций, своих позиций в них, негативных чувств и мыслей. Можно вести и дневник читателя как по ходу чтения, записывая приходящие мысли, так и после, обдумывая прочитанное и выписанное, делая выводы. Этот дневник в силу избирательности восприятия обязательно отразит наше состояние и мировоззрение, поможет осознать его и упорядочить, развивать, совершенствовать. Можно пытаться писать эссе на темы жизненных ценностей, главных понятий. Можно наблюдать за собой, начиная с ощущений тела, эмоций и мыслечувств, мотивов.  Об одном своём способе – составлении сборника афоризмов, цитат, притч я рассказал в главе «Афоризмотерапия и самопрограммирование».   
  Надеюсь, это пригодится не только любителям работы с афоризмами, но и активно ищущим смысл, познающим себя и мир умом и сердцем, воспитателям, родителям, тем сознательным добрым людям, кому это интересно и кто понимает необходимость и эффективность усилий такого рода. Да, думание энергозатратно, к тому же нам как бы встроены так называемые психзащиты, запрещающие думать на определённые темы, особенно тему добра как духовного блага, как чистого счастья. Отсюда и «лень», «прокрастинация». Особенно сложно взломать эти защиты. С одной стороны, нужно уловить желание обдумать что-то, с другой – зафиксировать момент «запрещающей» это делать мысли, например, «сейчас некогда», «это лишнее» и т.п., совершить усилие, преодолеть вирусный запрет и записать хоть пару строк, чтобы потом продолжить. Как мне представляется, именно о таких усилиях говорил Николай Заболоцкий в своём знаменитом стихотворении «Не позволяй душе лениться!»

Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться.
И день и ночь, и день и ночь!                (ночью иногда лучше)
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
при свете утренней звезды.
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
с тебя без жалости сорвёт.

  Успехов вам в деле обуздания своей души, а прежде обуздания неких духов в себе как раз ради свободы своей души, чтобы она могла следовать лучшим своим желаниям.
  Желаю вам, чтобы каждое усилие на этом пути не только было успешным, благодарным, но и благодатным непосредственно, радостным само по себе. Один из видов счастья подобен «мышечной радости» отдохнувшего тела, работающего в полную силу. «Мыслительные мышцы», если их постоянно тренировать, тоже позволяют испытывать особое удовольствие – счастье доброго труда ума ради счастья чистого сердца в наивысшем его состоянии.
  Счастья вам доброго!

ЗЫ:  есть одноимённый ролик на канале «Правда Добра»