Ледоход в Шигонах

Лидия Невская Сызрань
   Весна  с  ледоходом и разливами рек приходит в село дважды.
    Сначала разливается река Уса и родниковая речка Бурочка, а потом талые воды приходят из леса и вновь заливают  огороды и погреба.
   В этом тысяча девятьсот сорок девятом году льдины идут особенно  толстые.
- Айда, мужики, на ледоход смотреть — предлагает дедушка  Федя Корнев, по уличной фамилии Чечурин, поглаживая длинную седую бороду. Говорит он с акцентом, потому что австрияк, австриец, который после первой мировой войны попал в плен, да так и остался на Руси.
- Айда! - соглашается Китов Николай, докуривая папироску.
 Худой туберкулёзник он всегда ходит в шерстяных носках,  в калошах и в чёрных суконных штанах.  Застёгнув  верхнюю пуговицу на рубашке, он заодно проверяет все остальные.  Некоторых пуговиц не хватает, но те, что есть должны быть застёгнуты, особенно на рукавах.
  Данилин дядя Петя, красивый мужчина с закрученными чёрными усами, как у Будённого, и Мухтулов — уличная фамилия, а по - настоящему Растокин дядя Петя,
 Егорушка или просто Горушка - старик с бородой, заядлый картёжник, всегда всех обыгрывает.
К ним тут же присоединяются другие мужики, двое молодых ещё парней, Шнырин и Калягин. Человек двенадцать уже идут вдоль села к оврагу, где чаще всего собираются льдины.
  Ватага мальчишек устремляется вслед за отцами и дедами.

  Идут они  проулком между домами к речке по имени Бурочка, но в быту её все зовут по-простому канава. Слово Канава и есть её имя.
 Затем мужики с детворой переходят через небольшие мостики, что стоят тут и там вдоль берега канавы у каждой бани.
  Бани в селе ставят у воды. Хозяйский дом может стоять на другой улице, а баня обязательно у канавы.
   Мальчишки, перебегая по мостику, переглядываются, вспоминая, как подсматривают тут за бабами в банный день.

  Они специально из клуба после кино идут вдоль канавы, особенно по субботам, когда бани топятся, чтобы подсмотреть за голыми бабами.
    Женщины выбегают из дверей низких бань, окутанные паром, будто привидения, выбегают за холодной водой к родниковой речке или  выносят огромные алюминиевые тазы с бельём и начинают полоскать свои вещи, размахивая  простынями, как белыми флагами, влево и вправо, при этом груди их раскачиваются в такт, завораживая взгляды прохожих.
   Стираются бабы в те же  банные дни на радость любопытным мальчишкам.

В овраге, где стоят три плотины для скота. До обеда коровы и овцы пасутся по лугам вдоль оврага, иногда  доходят до леса, а в самую жару бредут к плотинам,  пьют и стоят по колено в воде, охлаждаются.

  На этих плотинах по весне и получаются ледяные заторы, на которые сельчане любят приходить и смотреть, как налезают друг на друга  льдины.
   Подходит все к оврагу и понимают, что не зря пришли. Действие в самом разгаре.
   Две огромные льдины встают дыбом, не уступая друг другу дорогу.
  Пока они бодаются, как два барана, подплывает к ним третья не менее настырная льдина, и поднимает их на свои рога.
  Талая вода начинает разливаться, затопляя огороды.
- Мужики, сейчас всё затопит. Хватайте жерди с огородов! -
кричит Шнырин Николай молодой милиционер.
  Калягин Витька, тоже молодой парень, бросается к старым поваленным загородкам и выхватывает две длинные жерди себе и милиционеру.
- Иду — кричит он Шнырину.
 Присоединяется к им ещё один мужик, и втроём они спускаются по ледяным и ещё заснеженным склонам оврага к затору  на
 помощь застрявшим льдинам.
  Обрывы высокие и подобраться к ним они так и не смогли.
 Стараясь оттолкнуть своими жердями самую задиристую самозванку и направить её в жерло оврага, мужики понимают, что способствуют ещё большему затору, потому что на место сдвинутой льдины, устремляются новые льдинки, обезумевшие от образовавшегося свободного прохода.

- Возвращайтесь — кричат с берега — сами погибнете.

  Приходится возвращаться мужикам не солоно хлебавши,  а
  льдины прибывают и прибывают, словно корабли идут по руслу оврага, толкаются и разбираются сами с собой.
   Овраг тянется от леса за селом вдоль огородов, что за Новой линией. Эту улицу по документам называют улицей Карла Маркса, но сельчане зовут её по-старому Новой линией.
   
    Параллельная жизнь в селе идёт своим чередом.  Официальные фамилии чередуются уличными,  названия улиц соседствуют с неофициальными, а всё вместе это называется счастьем.

     Мальчишки разбегаются. Недалеко от оврага находится дом Саньки Обрубова и ребята бегут к нему. Мужики, обсуждая случившееся, бредут обратно той же дорогой, что и шли смотреть на ледоход. Пересекают улицу Карла Маркса. Она такая же широкая, как и центральная улица села Советская.  Затем  огородами к канаве,  через мостики и другие огороды, по проулку по своим домам.
  Весна чувствуется в каждом доме. В печках пекутся «жаворонки», печенье в виде птиц.  Ребятня лезет на крыши и  кидает печёных «жаворонков» в снег со словами:
                Жаворонки прилетите,
                Студёну зиму унесите,
               

   Ой, вы жавороночки, жавороночки!
   Летите в поле, несите здоровье:
   Первое - коровье, второе - овечье,
   Третье - человечье!

  Девчонки вслед кричат:

                Весну с дождём,
                Лето с травами,
                Весну с солнышком,
                Лето с зёрнышком.

   С песнями жаворонков в село приходит весна, ледоход, половодье. Сила и красота родной природы!