Описание неба в разных произведениях

Анатолий Марасов
Описание неба в разных произведениях

Небо
 (из работы Милетские постулаты)

Небо — результат, результат огня, воды и земли. Но и результат жизни! Оно должно было быть и оно стало. Небо — направление развития, вместе со всем другим оно сориентировано по отношению к тяжести, и оно само ориентирует все, что есть на Земле.
Это бескрайняя свобода! Это ощущение огромности пространства, ограничиваемое, по сути, только нашими органами чувств. Это легкость перемещения и
взгляда, легкость проникновения  действительно создает иллюзию всеобщей свободы.
Небо несет свет, проносит свет, и свет в небе все и решает: сжимается в темноту — ночь, растворяется в сумерках и играет мгновенными и прозрачными линиями — раздвигающими свободное пространство: рождает день.
Небо выпрямляет нас, и будто бы главное у людей и вовсе не на земле, а где-то выше, к которому и не сразу можно подыскать правильные слова. И будто бы главное у нас, людей, действительно что-то от небесного, от свободного, и, наверное, не случайно самое возвышенное и справедливое среди людей связывается с небом...
Небо рождает веру и поддерживает ее, небо рождает сомнения и тревоги и разрешает их, именно небо весь свет вольный обнимает прекрасной и невидимой границей, где дышится легко, где все живое имеет свой смысл и назначение...
Небо есть само бог, а не просто обитель богов, потому что для людей оно буквально формирует эталоны чистоты, эталоны прекрасного, именно небо «стоит» за нашими высоконравственными поступками. Именно небо «помогает» нам обожествлять и свою жизнь, и жизнь вообще — мир. Именно для нас небо, пронзительно голубое или пасмурное и тревожное осенью, отдаленное зимой или начинающееся от земли летом, всегда есть нечто, подчеркивающее значительность всего, что мы ощущаем, и мы сами были вынуждены  духовно тянуться к этой значительности.
Небо резонировало все наши помыслы, усиливало их: то, что «происходило» в нашем внутреннем мире, будто бы проецировалось на мир внешний — воздушный! Интересно, есть ли какие-нибудь аналоги между небом и тем, что составляло наш внутренний мир? Будто бы небо было постоянным свидетелем и ориентиром жизни; физические его константы неотвратимо «направляли» мысли к идее божества. И различные религиозные учения «лишь» оформляли великую идею возвышения и очищения человека, возвышения над всем земным, над собой, очищения от всего низменного.
Трудная история человечества сходна с постройкой общественного здания, где архитектурные и функциональные особенности его совпадают далеко не во всем, но работать и жить в нем, имея голые стены и плоскую крышу, люди согласиться не могут; ибо душа «небесных нив жилица».

Небо
(из работы Человек и Бог)

Все мы под небом, уповаем на небо, и небо спускается к нам, мы – в его неоглядной свободе
Тело наше рождено «землёй», а душа – небесная, весь внутренний мир наш – небесный.
Как забываем мы это! постоянно забываем, решая каждодневные задачи, – постоянно пребывая в суете, а по сути, пресмыкаясь… Ведут нас дела! В течении мы, приземлённом, потому и пресмыкаемся… А возвышает нас мысль: только мысль даёт (дарит!) нам крылья, буквально отрывая от ползания (приспособления?)  мысль, как и всё свободное, – небесная…
И что же есть небо (как настойчиво пытался вызнать у меня на Любищевских Чтениях очень известный московский натурфилософ и энциклопедист), ведь по представлениям, например, античных философов, небо огненное и простирается до звёзд, и «душа человека нисходит с огненного Неба в тёмную Землю» (А. Лосев)?
И откуда мысль?
…родина нам – небо.  Можем мы дать определение этому воздушному океану, на дне которого живём? Определение без указующих масштабы собственных размеров и размеров Земли? без упоминания возможностей собственных органов чувств, которые и поставляют нашему уму исходную информацию?
Его горизонты – его прозрачность до неопределённо далёкого и невесомого давления цвета, цвета свободного, цвета голубого или пасмурного, – это уже горизонты твоего внутреннего мира…
Только, вот, как же мы «заземлили» такой подарок – мгновенный по мысленному проникновению (побуждению), по реакции «отдачи» – Словом, делом? Как же мы остались в плену проверенных, хотя и жизненных (житейских) инстинктов?
Небо зовёт нас постоянно. Может быть, и не случайно мы «летаем» в сновидениях, и уж совсем не случайно всё своё возвышенное и святое связываем с небом.
Свет льётся с неба; ясным солнечным днём до горизонта – всюду  огромный свет с высокого неба: и – прозрачность вокруг всех предметов, строений, «просто» над землёй…; в любой другой день также свет вокруг – до дали; а лунные ночи – под волшебным холодно-серебряным светом; а звёздные ночи – освещают только  само небо, отчего оно становится ещё просторнее, становится бесконечным…; а в тёмные же ночи свет где-то рядом – то ли в чём-то сером подле тебя, то ли в просини непонятно отдалённой вышины, то ли в каких-то обрывках света, мелькающих перед глазами…
Свет льётся с неба, и мы естественно собственное светлое связываем с небом: светлое – значит спокойное, радостное, счастливое…
Не случайно и небо для Земли: лёгкое, «воздушное» должно быть на поверхности, над поверхностью; наш свободный внутренний мир как нечто свободное… должно окружать наше бренное тело… Это клише!
Небо дышит землёй, отражает малейшее изменение её состояния: внутренний мир наш немедленно откликается на любое изменение внутри нашего тела. Небо – производное Земли как Целого, а внутренний мир наш? (что именно не «додумывается» в этом рассуждении?...)
Возвратимся к воззрению древних: до каких же границ небо? неужели до звёзд? Но это граница наших органов чувств, а для ума, вооружённого знаниями? Нет ли противоречия, тщательно скрывающегося, между чувствами и разумом?
Великие немые ответы даны нам давно, но разумные вопросы найдут ли ту целостность, в которой мы пребываем?

Небо
(из работы И звук, и свет)

От земли до звезд небо. И небо — где-то, высоко, непредставимо отдалено, или неопределенно низкое, может быть, начинающееся от сырой земли, от тающих сейчас снежных полян... От земли до голубизны, теряющейся в невообразимой вышине, небо, до туч, до серой мглы, задевающей деревья и строения. А в дождь или снегопад что-то первичное, исходное небесное восстанавливается, и то великое время движения и мерного однообразия награда нам: небо с нами, вокруг нас.
И начало всему — в небе: солнце и луна — в небе, все события прежде всего свершаются на небесах — смена освещения, движение туч, тот же дождь или снегопад, холод, времена года... От неба все на земле...
Свет, запахи, звуки — в небе; свет то заливает голубую бездонную громаду, и бесчисленные светлые и желтые ниточки солнечных лучей так и вьются над поверхностью земли, то свет опустошает прозрачностью открытый день — свет отовсюду; запахи, тепло стоят или стекают с цветущих склонов лугов и полей, или растворенно поднимаются вверх в лесу, острые запахи самой земли и прошлогодних листьев.
И звуки, звуки! перебрасывающиеся ночью, или наполняющие ее до краев, звуки, уносимые дневным ветром и светом, звуки, сливающиеся в общий шум или гул — «фоновый», как днем, или кружащийся по горизонту, как ночью... Дивные, таинственные звуки! Звуки всегда рождают тайну! ибо сопровождают явления, сопровождают образы — сопровождают конкретное, а отдельно, сами по себе, звуки провоцируют поиск зрительного источника, оставляют вероятностным его связь со звуком...
Не все мы видим в небе, а слышим все доступное, все вокруг, и потому предположительное, таинственное изначально с нами, изначально от нас самих... Додумывая, замечая наконец неизвестные связи, мы в прекрасном пути всегда. Ордината развития заложена и в самом противоречии между образом и звуком.
А небо — свобода! Без края, без преград, лишь сила неведомая и невидимая возвращает назад, к земле, и сила иная, мгновенная, сколько хватает взгляда и воображения, увлекает вперед, вверх, и та сила зовет, приказывает, просит...
Каким же великим противостоянием ты остановлен! Или — награжден? и воздушное пространство, все в красках, в движениях, в объемах остается для твоего будущего... Да, время на Земле — между небом и поверхностью земли, время, может быть, за небом буквально.
... устанавливает нам небо (с землею) какую-то меру... осознания? самой жизни? пространства? Устанавливает какие-то соотношения... объема? «свежести»? в которых и только рождается наше непонятное Я.
Да,  наше Я в связи с небом:  но как?  в связи со свободой физической, в связи с какими-то соотношениями воздушного пространства: все как?
Устанавливает нам поверхность Земли границы возможностей, определяет точки роста (развития)...
А небо опережает, опережает даже мысли, небо ненасытно, богато небо, свидетель всего небо, небо — цель, небо — высь, небо — настроение, небо — ритм твоей жизни, небо — твоя жизнь, свободное и одухотворенное небо!
Уже духоносное небо.

небо—внутренний мир
(из работы Отблески воображаемой диссертации)

Небо — это прежде всего "вольный свет"
Это голубая или серая физическая свобода, обнимающая землю, и только потому видна нам поверхность земли: "светло светлая и красно украшенная земля" потому, что есть небо;
И небо — мгновенно для взгляда, неохватно как свобода, бесконечно для богатства красок...
Все наши помыслы, все принципы, все мысли тайные — сквозь небо! сквозь незамечаемое небо вся жизнь наша, переполненная заботами и суетой, потому что слышим и видим, чувствуем друг друга и остальной мир "через" прозрачный воздух, воздух цвета земных предметов, воздух, где цвет рождается в огромных толщах взвешенных частиц: то солнечные лучи играют невесомыми цветовыми и световыми громадами, а воспринимаем мы небо лишь как данность, воспринимаем других людей, вообще всё внешнее как собственное дыхание: в представлениях наших, понятиях — всё то же небо, всё то же внешнее, но отражённое, запечатленное, — сокровенное для осознания в самых глубинных своих связях
не замечается нами в себе, в своем внутреннем мире "небо как собственная отражённая сущность", живём тем, что важно для себя, близких, живём реальным и придуманным — таким же реальным по воздействию на нас и других
Живём или стараемся жить только тем, что непосредственно отвечает нашим запросам...
И "природа" наших отношений отрывается от природы вокруг, абсолютизируется, противопоставляется всей остальной.
Даже полностью "объясняется" чем-то несводимым к биологии и физике ...
Между тем, и небо, и все остальное внешнее — не понято нами, не понята, точнее — не принята, допустим, природа света, природа мгновений и вечности, не понята (не оценена) природа микромира... Между тем, природа внутреннего мира, уязвимого или неприступного, также парадоксальна, и лишь приоткрывается своими глубинами—в немногих строчках или намёках...
Да, наши оценки духовные прямо не "вытекают" из природы открытых воздушных пространств над немыслимо прекрасной землёй, и как будто разрыв между духовным и природным непреодолим. Но "так" ли мы понимаем природу? Вот как написал А.А. Любищев в статье "Основной постулат этики": следует жить согласно природе человека, т.е., "согласно разуму": нужно поступать так, чтобы способствовать "победе духа над материей", т.е. тем самым это означает "жить согласно истинному смыслу природы"...
Значит, в природе — и дух, и материя?
Как же все это выразить по отношению к небу и внутреннему миру?
Как же внутренней мир наш, т.е. сознание, память..., т.е. "чисто" психическое, человеческое соотносится с "чисто" физическим — небом?
* * *
а выразить это можно, только имея в виду, что "человек" потенциально существовал задолго до своего реального воплощения.
Условия неба и вызвали к жизни нас.
...великий мир и не знает ни физики, ни "психики", ни других отдельных наук:
Он есть всё и сразу