Когда мне было 11

Ася Котляр
Это моя звезда! Соня-Сойбел Михайловна Тараховская.
Наша первая внучка. Сегодня прислали фотографию с новой стрижкой, и я увидела - наша девочка перестала быть Манёней, как я её называла, пока она была маленькой.

Я имею счастье наблюдать Соню в школе - работаю в её классе учителем математики. Это большое счастье, я вам скажу: быть рядом с внучкой даже в школе.

Вообще, дорогие друзья, внуки - это огромное счастье! Особенно, если они живут не совсем рядом с вами, не прямо в вашем доме, но очень близко, на соседней улице. Или через две улицы. Максимум, через три.
За что я благодарна своим детям: видя сумасшедшую активность бабули и рабочую неделю дедули, они позволяют нам общаться с внуками столько, сколько мы можем.
Раньше всё было иначе: в 55 бабушка уходила на пенсию и была предназначена для исполнения своих бабушкинских обязанностей.
Прибавьте 10 (!!!) лет и вы получите уставшую от работы и жизни бабулю, которой лет много, а сил у которой мало.

Жизнь изменилась для нас, для бабушек и дедушек, но и внуки сейчас другие. Совсем другие. Я помню себя в 11 лет (Сонечке сейчас столько). Я ещё не знала, как делаются дети и понятия не имела, как они появляются на свет.
Я играла на ненавистной скрипке (скрипела, как говорил папа) и читала сказки.
Я экономила на обедах, чтобы купить маме подарок на 8 марта, потому что тогда у детей не было карманных денег.
У меня был чёрно-белый телевизор и передача «В гостях у сказки» с тётей Валей в ящике.
Я ходила в школу и сама ездила на автобусе в музыкалку с семи лет.
Зимой я каталась на коньках во дворе нашего дома, потому что папы заливали двор водой, и за час вода замерзала на двадцатиградусном морозе.
В 11 лет я запросто оставалась дома с годовалым братом, и мама не боялась оставлять его со мной.
В 11 лет я ездила в пионерский лагерь «Янтарный берег» по путёвке от папиной работы.
В 11 лет я была пионеркой и гордилась этим.
В 11 лет мне подарили книжку про маленького Ленина, и я участвовала в конкурсе чтецов, заняв почётное 1-е место со стихотворением из этой книжки. Вы будете смеяться, но до сих пор его помню наизусть…
«Как-то в Смольном, в утреннюю пору,
Каблучками лёгкими стуча,
Девушка несла по коридору
На подносе чай для Ильича…»
И пусть бросит в меня камень тот, кто в те годы не учил такие стихи…

В 11 лет я ходила с мамой на демонстрации и гордилась страной, в которой я жила. Потому что меня учили любить свою страну, а о политике в свои 11 лет я и понятия не имела.
В 11 лет мы бегали по дворам и квартирам и собирали макулатуру. Люди спокойно открывали нам двери, потому что не боялись никого и ничего.
В 11 лет я была совсем не такой, как моя внучка.
Иногда мне кажется, что Соне было бы совсем не интересно со мной одиннадцатилетней: она в свои 11 лет - девушка, а я была совсем ребёнком.
Но у нас в 11 лет было то, чего нет у нынешних одиннадцатилетних детей: моё будущее было предопределено, а о войне вообще не было речи. В мои 11 лет всё ещё было очень свежо и больно от потерь: в каждой семье были погибшие. И в 11 лет у меня были свои герои. Такие герои были у всех советских детей.

И не вздумайте меня упрекать в ностальгии: в 11 лет я ощутила на себе все прелести антисемитизма, была не раз бита за то, что я «жидовка» и «жидовская морда».
В 11 лет мама по блату доставала для меня красивые импортные платья, потому что красивую одежду, горошек, майонез и икру можно было достать только по блату.
Ностальгия есть, но она не по тому советскому строю, а по моему милому двору, по нашей детской компании, по поезкам к бабушкам на (в) Украину, по бабушкам, по папе…

Сейчас у меня есть память по тому прекрасному, что было в мои 11 лет, и моя 11-летняя внучка Соня.

Все говорят, что Соня - моя копия. Нет, она сама по себе. Но особенно остро я ощущаю, что она  - моё продолжение, когда мы с ней вместе играем в спектакле одну героиню, Мирку. Она играет 11-летнюю Мирку, а я 60-летнюю.
Спасибо, Господи, за счастье быть бабушкой!
Сонечка, родная моя, я очень тебя лю…

На Сониных 5 лет я подарила ей книгу «Наша Соня. Дневник бабушки».
Это очень весёлая книга. Я везде ходила за Сонькой с клочком бумаги и ручкой.
Если вам будет интересно, добро пожаловать в мир маленькой девочки и её семьи:

http://proza.ru/2021/10/09/1112