Равенство

Майкл Андреев
Художник Наталия Романовская-Степанова "Урожай", холст/масло, 30 х 50 см, 2015 г.
http://proza.ru/avtor/tatusechk

Сначала давайте хорошенько рассмотрим эту картину, а потом займемся "свободой, равенством, братством". Зайдем издалека.

Что замечательного в этой картине, которая на первый взгляд кажется типичной и милой картинкой уходящего лета? Пышная зелень в саду, собран урожай, желтые краски тронули зелень плодовых деревьев, природа излучает благодать и тепло. И еще две огромные бочки, содержащие, по всей видимости, собранный урожай. Вроде бы все на своих местах. Причем здесь равенство?

Все дело в бочках.

Это особенные бочки (точнее, не бочки, а предметы, потому что в живописи любой изображенный художником неодушевленный объект принято называть предметом), и вы, наверное, уже догадались, что предметы эти чем-то наполнены.

Хороший вопрос - чем? Автор картины специально не оставила в окружении оных предметов никаких напоминающих плоды пятен, чтобы не отвлекать наше внимание на материально-съедобное. Это живопись, дорогие друзья - и было бы антихудожественно сказать, что бочки, мол, наполнены яблоками или сливами.

Не надо гадать! Видно и так невооруженным глазом, ЧТО их наполняет. Сперва ответим на простой вопрос: С чего мы, однако, взяли, что они полные, а не пустые? Первый признак - это форма. Они надутые. Это старинные деревянные бочки с обручами, каких уже давно не производят, а не наши современные железные или пластмассовые, чья форма никак не выдает содержание. Картина вряд ли написана с натуры, потому что таких бочек сейчас найти не так просто, однако фантазия художника потребовала: на картине должны быть выпуклые деревянные бочки, чтобы у зрителя не осталось сомнения, что в них что-то есть.

Еще минуту, и мы перейдем к равенству. Просто я хочу заметить, какое это искусство - изобразить не просто форму, а форму, имеющую наполнение! Не ради занудства, а ради истины разрешите мне отметить и второй момент - это цвет. Когда художник изображает отдельно стоящий предмет - камень или парусник в море - то предмет бывает, как правило, светлее по цвету своего окружения. Так сказать, подсвечен слегка, как вспышкой в фотографии. Здесь же наоборот - бочки более темные по сравнению с листвой и травой. Это все меняет.

Именно это создает ощущение наполненности! Именно поэтому я не мог пройти мимо этой картины, и вот уже сейчас возвращаюсь к идее равенства.

Чуть было не забыл сказать, чем они все-таки наполнены. Конечно же - СВЕТОМ. Излучающийся свет заполняет собой темноту - вот, он и заполнил бочки! Они наполнены внутренним светом - это чрезвычайно важно сказать, потому что это не бочки вообще.

Итак, мы имеем два одинаковых по размеру, по форме, по цвету предмета, даже стоящие на одной линии. Правда, у левой бочки побольше обручей, но не в этом суть - они равны по объему, по пространству, которое они занимают на картине. Они равновеликие!

Этот момент сразу делает картину индивидуальной. Обычно художники играют с величиной предметов, избегают их одинаковости, одну бочку сделают обязательно поменьше, посветлее, или отодвинет ее назад, чтобы она оказалась меньше другой, или поставит перед ней, чтобы она частично перекрывала другую и взаимодействовала с ней по свету. Ничего этого здесь нет, и данный факт бросается в глаза - художник отказалась от живописности. Спрашивается, во имя чего?

Отсутствие игры с предметными, однако, не умаляет художественной ценности картины. Вместо этого на первый план выносится другая идея - идея РАВЕНСТВА. Это ж надо было додуматься!

Равенство, оказывается - это две одинаковые бочки, одинаково наполненные до краев! (Французская революция отдыхает!)

Равенство - это не равноправие, не равные возможности, не равное положение людей в обществе, не одинаковый уровень развития, не принадлежность людей к одной группе или категории. Равенство - это вообще не о том.

Равенство - это когда есть двое, ты и я, и мы обоюдно наполняем друг друга светом, который между нами и вокруг нас. Равенство между нами будет лишь при условии, что и ты наполняешься, и я наполняюсь. А не так, что я наполняюсь больше за счет тебя, и не так, что я жертвую все ради тебя, или питаю тебя, или веду тебя за собой. Нет, равенство - это когда мы получаем свет в одинаковой мере, несмотря на то что мы разные и выполняем разные роли.

Посмотрите на эти два дерева слева на картине. В отличие от бочек они не равны, одно толще, другое тоньше. По рождению, по воспитанию, по возрасту мы все не равны. Равенство существует только в духовном наполнении наших душ светом, если мы позволяем этому наполнению идти. Хуже всего, если мы, встречая друг друга вообще никак не наполняемся, или только один из нас наполняется, а другой ищет своего наполнения на стороне.

Нет, не надо на стороне. Мы друзья, и мы находимся вместе в одном саду, и наша задача одинаково наполниться собранным урожаем. Вот в чем идея равенства, вот в чем идея данной картины. И это, наверное, относится ко всем возможным парным отношениям - будь то мужчина и женщина, ученик и учитель, художник и зритель, писатель и читатель, или просто два собеседника, встретившиеся в кафе.

Равенство проявляется в обоюдовыгодном наполнении. И пусть эта картина будет нам напоминанием о том, что мы должны следить за собой и контролировать, чтобы другой тоже был наполнен в такой же мере, как я.