Агата Кристи. Мышеловка. 06. 04. 2023

Ольга Немежикова
ТРИ МЫШКИ ИЗ МЫШЕЛОВКИ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: детектив «Мышеловка» (06.04.2023) по пьесе Агаты Кристи.

Режиссёр-педагог: художественный руководитель курса, заслуженная артистка РФ, профессор И. Б. Калиновская.

Приятно, когда артисты удивляют и радуют новыми гранями таланта. Тогда воссозданные ими старые добрые образы словно шагают в спектакль из особой двери, настолько эти персонажи воспринимаются неожиданно и свежо!

Кристофер Рен (Борислав Носатов), первый постоялец супругов Рэлстонов (Алёна Хорошая, Филипп Ярушин) — человек не только с внешними странностями. Лёгкость — его черта. Он легко двигается, легко врёт, легко любит приятную жизнь; словно бабочка, порхает с места на место. Его будто сдувает скрытым ветром, а он цепляется за предметы, проявляя любопытство, чтобы не унесло непонятно куда. Кристофер игрив как котёнок и специалист на себя наговаривать: «Шутка сумасшедшего. Это-то и делает всё восхитительно жутким!» При этом так дурацки хихикает, что на самом деле становится не по себе.

Но в чём-то юноша вполне нормален и даже пример для подражания. В нём чувствуется оригинальный склад ума и тяга к искусству. Он любит предметы интерьера и прекрасный кулинар — ему на самом деле интересно колдовать над плитой в состоянии, не иначе, вдохновения!

Кристоферу нравятся детские страшилки и убийства из газет. Но стоит молодому человеку испугаться всерьёз, как разум отказывает ему. Анализировать он не способен — только бежать. Смерть матери нанесла Кристоферу глубокую психологическую травму, воспринятую крайне инфантильно — словно мама не умерла, а предательски бросила своего мальчика. Похоже, он сам не догадывается, что в своих скитаниях лихорадочно ищет маму. Кристоферу повезло: в патовой для него ситуации его умело поддержала Молли.

Настоящего имени Кристофера Рена мы так и не узнаем. Впрочем, в пансионе не скрывают своё имя только хозяева, да бывшая судья миссис Бойл (Алина Ярушина).

Полная противоположность Кристоферу — эффектная мисс Кейсуэлл (Екатерина Мишина), девушка в платье для верховой езды («Бедные низшие классы закусили удила!») с металлической тростью. Этой штукой она непринуждённо жонглирует и, чувствуется, запросто может применить данный аксессуар мужского гардероба не только для шарма.

Мисс Кейсуэлл демонстративно независима: на кресле перед камином сидит по-мужски, ей плевать на приличия. Она из тех, кто совершенно не интересуется ни обстановкой, ни людьми — у мисс Кейсуэлл своя жизнь, своя проблема, о которой она не намерена распространяться. В то же время во всём её уверенном облике присутствует ощущение, что ей просто необходимо держать в руках металлическую трость как атрибут самообороны. Трость неотделима от её образа как пережиток детских кошмаров. Жизнь позволила Кэт затянуть открытую рану, но рубец… Она вся — этот рубец. Однако агрессии в мисс Кейсуэлл не ощущается: не трогайте меня, и я к вам не полезу, — словно говорит её облик.

Если беспечный Кристофер Рен, глядя на что угодно, к примеру, на снег, на минутку может легко забыть обо всём, то мисс Кейсуэлл не забывает. Она думает. На вопрос Кристофера о предмете её размышлений она запросто выдаёт ёмкую поэтическую тираду, которая вполне образы для романа: «Обледенелый кувшин в спальне, обмороженные и кровоточащие руки, одно тонкое дырявое одеяло и ребёнок, дрожащий от голода и страха». Возможно, мисс Кейсуэлл не пошутила и она на самом деле писательница.

Мисс Кейсуэлл кажется холодной, ничем не прошибёшь, и вдруг — искренняя нежность к больному брату Джорджи (Кирилл Черных), несчастному преступнику. Мгновенное перевоплощение в сестрёнку Кэт оказалось неожиданным и очень трогательным.

Мистер Паравичини (Александр Оленцов) — самая загадочная, пикантная и бесполезная для пансиона «Монксуэлл-Мэнор», но не пьесы фигура, которую принесло снегопадом.

Мистер Паравичини — любитель замутить атмосферу тайной, приколист и вполне рассудочный аналитик. Он, вообще, то ли из преисподней, то ли транзитом в рай. После его восторженных восклицаний наступает даже не пауза, а провал сознания — все вокруг ошеломлены, а бедняжка Молли просто не знает, как реагировать, потому что мистер Паравичини манерно млеет от одного вида хозяйки гостиницы, при этом нимало не смущаясь присутствием Джайлза.

Само появление мистера Паравичини с его румянами и утрированными усами вносит элемент театральности; всякий выход его бравурен; он любит вещать. Говорит многозначительно и непонятно, цыганским набором намёков и общих фраз. Мало того, он почему-то хочет выглядеть старше. Тот случай, когда ждёшь, чтобы персонаж раскрылся, но мистер Паравичини такого удовольствия по воле автора нам не доставит.

Подобно Кристоферу Рену, мистеру Паравичини тоже свойственна лёгкость, но иного рода. Он — актёр по жизни, живёт в образе. Чью роль он так раскованно играет, можно только догадываться. Возможно, эта игра — его слабость и фишка, от которых другим вреда никакого — чего в нём нет, так это навязчивости. Меру мистер Паравичини знает и соблюдает в каких-то своих, неизвестных окружающим, интересах.

В снежной мышеловке лишь он и майор Меткаф (Николай Братищев) всерьёз не боятся убийцы. Похоже, в пансионе «Монксуэлл-Мэнор» мистер Паравичини славно развлёкся, смакуя предложенные обстоятельства — ведь должен был там хоть кто-то как следует отдохнуть!