Важное в практической поэтике - 5

Сергей Сметанин
Теперь самая суть того, что должно представлять собой поэтическое творчество. Прав ли был А.С. Пушкин, когда говорил, что первое художественное средство поэта — инверсия (перестановка)?

Да, на мой взгляд, он был совершенно прав. Любой поэт, начиная новое произведение, мысленно набрасывает один или несколько стихов на подходящую, складывающуюся сама собой, либо готовую метрическую схему. Он подбирает слова так или этак, всячески переставляя их, пока они не устроятся в размер идеально. Это и есть инверсия.

Конечно, в этом ему помогает знание родного языка, прямое или подсознательное понимание того, что в основе поэзии лежит эстетическое освоение действительности, то есть изображение её так или иначе очеловеченной (антропоморфной).

Это значит, что слова для стихотворения нужны не какие попало, а ритмически подходящие, соразмерные, а также способные отозваться в читателе самым родным и близким образом.

Так в упомянутом ранее произведении «Узник» автор меняет местоимение «нам» в обороте «…пора нам, пора!» на обращение «брат» и получается щемящее «…пора, брат, пора!». Не каждый обратит внимание на то, что в этом варианте возникает аллитерация «ра» — «ра» — «ра», но красота этого звукового повтора безусловно действует на восприятие положительно (работает, как принято сейчас говорить).
Можно обратить внимание и на такое любимое Пушкиным поэтическое средство, как анафора: «…крылом…»«Кровавую…», «…клюёт…», «…клюёт…», «… криком …» или троекратное «Туда, где…»

Очевидно, что они возникли в результате сознательной перестановки (инверсии).

(Продолжение следует)