О мондегринах и недопонимании

Михаил Тимофеевич
Есть такое умный термин – мондегрин. Это, когда какие-то слова или выражения на слух воспринимаются иначе, чем изначально подразумевалось. По-русски мы это явление называем проще – ослышка. Из тех, что часто упоминают можно вспомнить, например, «Трое в лодке, нищета и собаки» (так кто-то воспринял на слух название книжки Джерома). Особенно часто, конечно, такое происходит с песнями: «Арлекино, Арлекино, есть одна нога на всех», «Шумелка-мышь, деревья гнулись…» итд.
 
Чаще всего, разумеется, подобные ослышки бывают у детей из-за недостаточности словарного запаса. У Андрея Макаревича есть автобиографическая книга «Самовца», в начале которой он объясняет происхождение этого названия. Автор вспоминает, что в детстве отец любил сажать его на колени и говорить: «Молодец – против овец, а против молодца сам овца». Понять смысл этой поговорки мальчик не мог и в его голове рождалась невероятная картина. Макаревич описывает её так:
 
«А видел я бескрайнее туманное поле – поле предстоящей битвы. Слева располагалось русское войско – на конях, в островерхих шлемах, как в фильме «Александр Невский». Справа до горизонта мрачно теснились овцы. От человеческого воинства отделялся и выезжал вперед Молодец – витязь-богатырь вроде Микулы Селяниновича. Навстречу ему из стада овец выдвигался их предводитель – мощное и свирепое животное: Сам Овца. Они медленно сближались. Поединок Молодца и Самого Овцы определял исход всей дальнейшей битвы. Картина получалась грозная и торжественная».

Понятно, что, когда в разговоре какое-то слово или выражение воспринимается слушателем совершенно не так, как ожидает говорящий – возникает недопонимание. В голове у нашего собеседника может сложиться совершенно удивительная картина, мало похожая на то, о чём мы ему рассказываем.
 
Приведу один пример. У меня есть знакомый, который всегда улыбается и прямо-таки излучает оптимизм. Рядом с моей мрачноватой физиономией это особенно заметно. Помню как-то летом на мой дежурный вопрос «как дела?» - он, как всегда лучезарно улыбаясь, ответил, что сейчас в отпуске, наслаждается тишиной и покоем, так как жена в коме. Я, конечно, по началу немного ошалел – даже для его безгранично позитивного отношения к жизни это выглядело как-то запредельно. Но потом, наконец, до меня дошло, что речь идёт о Сыктывкаре – столице Республики Коми. Его супруга была оттуда родом и поехала навестить своих близких. Кстати, потом он мне признался, что это довольно распространённая ослышка и с ней часто сталкиваются те, кто живёт в этой республике.
 
Бывают нелепые недопонимания и в случае, когда люди понимают под одним и тем же словом совершенно разные вещи. Для иллюстрации приведу одну подлинную историю, которая случилась лет десять назад.

Я был в гостях у старых друзей. Это была семейная пара – мои ровесники. По-моему, это был День рождения кого-то из них или ещё какой-то праздник. По крайней мере, народу было много. Как это часто бывает в таких случаях, некоторые гости были нашими общими знакомыми, а кого-то я видел впервые. После того, как были произнесены традиционные в таких случаях тосты и поздравления, начался обычный застольный разговор. Кто-то делился успехами детей в музыкальной школе, кто-то хвастался удачной покупкой автомобиля, кто-то жаловался на начальство. Короче, всё было, как обычно.

Среди тех гостей, которых я видел впервые, была одна семейная пара. Как я понял, они недавно вернулись из Таиланда, где провели отпуск. Муж был не очень разговорчив, а жена подробно и красочно рассказывала всем, как они замечательно отдохнули. Она была в полном восторге и от страны, и от отеля, и вообще от всего. Она очень эмоционально рассказывала что-то о ценах, о местной кухне, о море.

Признаюсь, что меня довольно быстро утомляют рассказы малознакомых людей, которые часто выслушиваешь, будучи в гостях. О том, какие успехи делает их чадо в деле освоения скрипки, как прошёл сбор урожая на садовом участке или подробное описание того, как кто-то провёл очередной отпуск. Думаю, что среди тех, кто читает эти строки, найдётся тот, кто меня понимает. Я было уже немного заскучал, но, дабы произвести впечатление воспитанного человека - усиленно делал вид, что с огромным интересом слушаю, о том, какие блюда изведала эта семья в Таиланде и какие там цены на рынке.

Но тут меня неожиданно удивило одно открытие – как я понял из её рассказа, они потащили на отдых в Юго-Восточную Азию ещё и своего кота. Впрочем, у богатых свои привычки, подумал я, а может просто питомца было некуда девать и пришлось вести его так далеко.

Всё бы ничего, но она вдруг стала рассказывать о том, как они отправились на морскую прогулку на катере, чтобы понырять с аквалангами и насладиться созерцанием красот подводного мира. Женщина с восторгом вспоминала этот замечательный эпизод в её жизни. Делилась с нами тем, как там всё было хорошо организовано. Проблема возникла, по её словам, только с котом. Оказалось, что на него очень трудно подобрать маску для плавания. Я сначала подумал было, что это шутка, но Ольга Сергеевна (так звали ту женщину) начала на полном серьёзе рассказывать, что тот с младенчества очень любил наблюдать за рыбками, так как у них дома был ещё и аквариум. Они во многом и поехали то на эту морскую прогулку из-за кота, чтобы ему потом было что вспомнить – ведь это был его первый серьёзные выезд так далеко от дома, да ещё и с возможностью полюбоваться подводным миром.
 
Конечно, мне и до этого приходилось встречать, мягко говоря, странных людей, помешанных на своих домашних питомцах. Знал, например, одну даму, которая могла буквально часами разговаривать со своей сиамской кошкой. Причём уверяла, что та очень любит, когда она ей рассказывает что-то новенькое. Впрочем, все мы немного странноватые, если посмотреть со стороны. Я и сам наверняка с точки зрения многих, как говорится «с прибабахом», но, чтобы тащить кота в другое полушарие, напялить на него маску и плавать с ним бок о бок в океане, разглядывая рыб – это было уже что-то совершенно запредельное.
 
Потом Ольга Сергеевна сообщила, что инструктору всё-таки удалось подобрать подходящую маску и подтянуть её так, чтобы вода нигде не просачивалась. Поскольку, по её словам, кот чувствовал себя в воде не очень уверенно, хотя и старался не показывать вида, Ольга Сергеевна попросила одного из инструкторов по дайвингу, который был в катере, постоянно находится рядом с ним и, если что подстраховать. Да и коту, по её словам, так будет спокойнее. Я пытался рисовать в своём не очень богатом воображении эту бредово-апокалиптическую картину, где кот в маске плывёт по морским волнам, опустив морду под воду, чтобы лучше видеть рыбок, а инструктор двигается параллельно с ним, давая ему какие-то неведомые мне команды.
 
Собственно меня озадачила даже не столько эта странная история с обучением кота дайвингу в Таиланде, сколько то, что все гости слушали всю эту дичь, как будто это вполне обыденная история и сами они тоже время от времени возят своих котов, собак или не знаю кто там у них ещё есть - по всему миру, то ныряя вместе с ними под воду, то спускаясь с гор, прикрепив к их лапам какие-нибудь специальные лыжи.

Особенно меня поразило, что даже хозяева дома, которых я давно знал, как очень рассудительных и здравомыслящих людей, тоже спокойно всё это слушали. Иногда даже дополняли этот странный рассказ, чем-то вроде: «ну кот у вас такой смелый» или «он всегда был очень любознателен». Я старался молчать, чтобы не прослыть бестактным и не нанести людям каким-нибудь своим нелепым вопросом глубокую душевную травму (кто их разберёт этих любителей животных!). Одним словом – старался помалкивать и держаться в тени.
 
Впрочем, через какое-то время я всё-таки обратил на себя всеобщее внимание, когда внезапно расхохотался. Смеха я не смог сдержать, когда наконец понял, что к чему. Оказывается, вся эта история была про их сына, которого звали Костя. Они его почему-то с детства звали между собой Котиком, а потом и Котом. Все их знакомые (за столом, как оказалось только мы были не из их числа) тоже об этом знали, да и сами часто называли его Котом, так как ни сам Костя, ни родители не обижались и уже давно к этому привыкли.
 
Понятно, что мой неожиданный смех привлёк ко мне всеобщее внимание, но после того, как я разъяснил, как долго не мог понять, зачем они так мучили бедное животное – смеялись уже все вместе. Кстати, люди оказались очень приятными, а с Котом мы потом познакомились. Он и правда оказался очень любознательным и смелым пацаном.