О. Браз. Портрет А. П. Чехова

Геннадий Мартынов
      Браз родился в семье мещанина Херсонской губернии. В нынешние времена известного художника  записали бы  в украинцы. Как записали уже  Королева, Репина, Айвазовского, Куинджи и многих других, не спросив их разрешения на эту запись.  Но во-первых, Херсонская губерния не была Украиной в те времена. Она была частью  Малороссии. И потом, Браз не был украинцем. Он был евреем. Полное его имя   — Хаим Иосиф Мендель Эммануил.

     Портрет Чехова, расположенный над текстом, находится в одном из последних залов Третьяковской галереи. Это живописное изображение писателя мы видели  на выходе из музея. Народ в группе, которую я веду по многочисленным залам , устал. Я это вижу. И у меня самого голос  слегка садится. Но у этого портрета сил у меня  прибавляется и голос крепнет. Я спрашиваю моих слушателей, остановившись у картины: «Вы знаете этого человека на картине.»

     Человек смотрит на нас в упор сквозь стекла своего пенсне. Сосредоточенный взгляд пронзает. Он смотрит прямо в душу. Взгляд как бы изучает вас. Объект его изучения – каждый , кто подойдет к изображению человека в пенсне. В этом взгляде глубокий ум и напряженное внимание. Внимание писателя, вступающий с вами в интеллигентный  диалог.  Диалог длится более 120 лет. Живой диалог, пусть и безмолвный. А вы можете представить себе, сколько людей остановилось у этой картины за эти 120 лет. Наших людей и иностранцев тоже.

   Я подвожу иностранцев к портрету. Человек в пенсне известен и за границей. Известен во всем мире. Он часть русского мира и русской цивилизации. Через то, что он создал, иностранец воспринимает Россию конца 19-го века. Воспринимает как живой мир, который включает в себя и многие мировые человеческие ценности. Поэтому его пьесы так известны во всем мире и играются во всех театрах всего мира.

      Антон Павлович Чехов. Трудно понять, в чем магическая притягивающая сила его пьес. Ходят люди по сцене. Пьют чай. Ведут разговоры, чаще всего вроде бы ни о чем. Простые слова. Обычные люди. Но все такие разные, с разными судьбами, которые так несчастливо не складываются. Только в конце действия прорывается. Бедная Соня мечтает о небе в алмазах в другой жизни. Убит Тузенбах завистливым к чужому счастью Солёным и рушится жизнь его невесты. Узнает она про это под бравурную музыку военного оркестра, покидающего город полка. Дворянская семья уезжает из родового гнезда с вишнёвым садом, и забывает в усадьбе служившего этой семье всю жизнь старого лакея. Его забывают, как не очень нужный чемодан.  Трогающие душу истории. Истории понятные и близкие всем людям во всём мире.
               
                *****

   Художник Осип Браз. Его картины хранятся во многих наших художественных музеях. А имя его не так уж известно. И было бы и вовсе неизвестно, если бы не этот портрет. Браз получил сначала художественное образование в детстве  в  Одесской школе живописи. Потом продолжил учиться живописи  в Мюнхене. Затем жил во Франции, в Париже.  В дальнейшем  переселился в Голландию , где изучал современное европейское искусство и творчество художников Голландии. Наконец вернулся в Россию  и работал   в мастерской Репина. В Петербургской Академии Художеств. Словом, вся жизнь в искусстве.

          Он писал портреты. В этом он преуспел лучше всего. Хотя он писал и чудные пейзажи, и натюрморты. Посмотрите, пожалуйста на портрет его  однокурсницы Е.М. Мартыновой. Он  один из лучших.  Он мне очень нравится.  Хотя нравится – это не то слово. Звучит неуместно  при мысли о  том, что нам известна печальная судьба  этой девушки. Она умерла. Умерла молодой от туберкулёза.

   Все мы смертны. Чувство безысходного конца нависает над человеком, наделенного сознанием и душой столько, сколько Бог ему отпустил времени. Всю его жизнь. Но человек в добром здравии и при счастливо складывающихся обстоятельств жизни, беззаботно отодвигает эту мрачную тень над собой, чтобы над ним было только чистое безоблачное небо.  Он так счастливо сохраняет в здоровом теле оптимистический здоровый дух, который он надеется сохранять бесконечно.
 
         Но этот дух так трудно сохранить в своём сознании особенно тогда, когда болезнь отчетливо дает тебе знать, что есть пределы твоему существованию, и пределы эти не так уж далеки.  Весь её облик на картине Браза  проникнут  печалью и страданием.  Стоит на мгновение остановится перед портретом и вы замираете в неподвижности, находясь во власти этого изображения.

      Есть и другой её портрет, написанный другим художником. Он был исполнен известным художником  Сомовым.  Когда-то  большой этот портрет   висел в Третьяковке на проходе в залы древнерусской живописи.  Он называется «Дама в голубом» - самый известный в творчестве Сомова. Он знал свою модель куда как лучше, чем Осип Браз. И она его знала тоже и даже была неравнодушна к нему.  Непременно найдите  в Интернете и посмотрите.

   Даму в голубом  звали Елизавета Михайловна  Мартынова. И тот факт, что эта  Дама носила мою фамилию, рождает во мне чуть ли не родственные чувства к ней. Художник Сомов знал её уж как хорошо. Они учились вместе живописи в Академии художеств в Петербурге. Говорят, она была одним из увлечений художника. Хотя… Это как сказать. Потому как он имел ту самую неправильную ориентацию, о которой так много говорят в наши времена.

     Да, женщина красива. А этот факт так противоречит известному изречению, которое так любят цитировать теперь , мало что в нем понимая. «Красота спасёт мир». В этом случае красота не спасла. Умерла начинающая художница. Во взгляде  безысходная и плохо скрытая тоска. Предчувствие гибели.  Через четыре года этой дамы не станет.  Туберкулёз - болезнь в те времена практически неизлечимая. Болезнь коварная, протекающая с нарастающим упорством с редкими короткими ремиссиями. Болезнь снедающая медленно не только тело,  но и душу тоже.  Смертельный недуг  отчетливо дает знать, что наступает предел  существованию, и этот  предел  не так уж далек.  Вот это я и вижу в глазах у Дамы в голубом.
 
    Мартынова   послужила моделью и для других художников. Вот и Браз тоже писал с неё  портрет.  На его портрете в образе Мартыновой  грусти и печали даже ещё и больше.   
               
                *****

     Творение Браза  приобрёл Третьяков. И вот после этого он заказал Бразу портрет Чехова.  Он убедился в его живописном мастерстве и сделал ему почётный заказ.

     Однажды собирателя картин русских художников Третьякова посетила замечательная идея - собрать в своей галерее портреты самых знаменитых личностей его эпохи. Показать, так сказать, лицо своего времени, в лице, простите за каламбур, самых известных её представителей. Цвет нашей культуры, создававшими то, что мы называем русский мир.
 
   Третьяков заказывал портреты самым лучшим, по его мнению,  художникам. Благодаря этой инициативе в залах Третьяковки мы увидим портреты Некрасова, Шевченко, Прахова, Антакольского, Гончарова, Васильева и др. Ну и как в этом ряду не оказаться портрету Чехова, уже известному всему миру писателя и драматурга.

     Он был написан в 1897—1898 и стал известен как единственный законченный прижизненный портрет писателя. Ему было 38 лет. Чехов  позировал Бразу два раза в день. А это не простой труд.  Сидят двое. Один против другого. У одного кисти в руках и мольберт. Он время от времени всматривается изучающе в лицо своей модели и старается воспроизвести не просто черты лица, но и познать характер своего визави и передать его живописными средствами. И модель знает про всё это и старается принять естественное выражение своего лица.  Да, портрет пишется не просто. Вот, к примеру, В. Серов творил «Девочку с персиками» не один месяц. Долго, но ведь и шедевр создал. 
     Вот и Браз писал портрет долго. Писал и переписывал. Искал нужное выражение на лице. Говорят, что это Левитан уговорил своего друга, Чехова, для позирования. И вот Осип, в полном осознании своей ответственности, приехал  в Мелихово.  А  Антон Павлович сначала оказался на редкость "неусидчивой моделью". А потом и вовсе должен был ехать в Ниццу. Он был болен. А тогда было одно средство лечения от этой болезни. Перемена климата. Крым, Ялта или Ницца. Чехов поехал на Лазурный берег. Художник был вынужден ехать вслед за ним.

      П. Третьяков согласился покрыть художнику расходы. Вопрос о цене не стоял. В марте 1898 года они оба приехали в Ниццу. Уже тепло. 

    Я был в Ялте и в  Ницце я тоже был. Да ещё  и не раз. И не  могу не сказать, что наша Ялта никак не хуже Ниццы во всех отношениях. А я бы даже  сказал, что Ялта гораздо живописней города на Лазурном Берегу.
 
      В  Ницце Осип решил писать портрет заново.   Антон Павлович согласился позировать только по утрам и не более 10 дней. Болезнь давала о себе знать.
 
   Наконец портрет написан.  Портрет Чехову не сказать, чтобы понравился. Рассматривать свое собственное изображение – это напрягает. Иной раз увидишь то, что ты сам хотел бы со всей тщательностью скрыть. А тут нате, смотрите все, кому не лень. И судите. А зачем мне это нужно? Тем более что портрет будет не его собственность, а выстелен на всеобщее обозрение в самой известной галерее.
 
   А Чехов был скромным человеком. Был, как скажут сегодня,  интровертом.   О законченной работе со свойственным ему юмором Чехов в письме высказался так: «Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену».

     А я вот не согласен с Антон Павловичем. Мне он нравится. Портрет.  И не только мне. До сих пор Чехов воспринимается таким, каким его увидел художник.   Бенуа особо отмечал, что будущие поколения будут благодарить автора  именно за этот портрет. Для нас всех он станет и стал уже объективным изображением писателя. А нам всем нужно соотносить творения автора с тем, что он создал.

                *****

      А что было потом? А потом через несколько лет умер Чехов.  Нобелевскую премию не дали ему при жизни. А чему удивляться, когда и Толстому тоже  не дали. А дали в том году какому-то французскому поэту, которого вряд ли знаю сегодня даже в родном отечестве. Да Толстой и сам  не принял бы эту премию.

   Эта  премия давно уже сама себя дискредитировала. Шесть российских писателей удостоились этой литературной наградой. И почти все диссидентствовали. То есть были противниками режима . Это был самый весомый аргумент в выборе лауреата. Если не так давно  дали «престижную» премию никому не ведомой Алексеевич - едва скрытой русофобке- то о какой престижности тут можно говорить.
   
   Чехова не стало 15 июля 1904 года в Баденвейлере, маленьком немецком городке. Через четыре года после смерти писателя  сюда приехали  его родные, друзья, почитатели и воздвигли памятник в центре города. Бронзовый Чехов смотрел со склона горы Бургберг на долину Рейна и соседний Эльзас.

    Но в 1914 году грянула Первая мировая война, и бронзовый Чехов был отправлен на переплавку.

     Это сегодня художник Браз не так чтобы очень известен. А в то время до революции  у него была не плохая репутация как хорошего портретиста. Его почитали как одного из лучших художников   России.  Нередко заказы поступали даже из такой закрытой и чопорной среды, какой был царствующий Императорский Дом. В 1905 г. Браз выполнил "Портрет Императора Николая II". Царь изображен в темно-зеленом полковничьем мундире Преображенского полка, с лентой ордена Андрея Первозванного через плечо.

  Мы не знаем этого портрета. Портреты "высочайших особ" не было принято экспонировать. Великосветская знать также не любила отдавать их на какие-либо выставки
               
                *****

  А как сложилась судьба самого художника.   Счастливой её никак не назовёшь. Его арестовали в 1924 году.  Нет, он принял революцию и её идеи. Он не был противником режима. А ведь  революция 1917 года в России сломала немало судеб среди представителей русской интеллигенции.  Не обошла она  стороной и художника с его семьей. Хотя сразу после революции его личная и творческая судьба складывалась весьма благополучно. Он работал в Эрмитаже реставратором, хранителем и заведующим отдела голландской живописи, а вначале 1920-х был преподавателем во ВХУТЕИНе.

          Черные времена для Осипа Браза и его семьи наступили в 1924 году, когда художник был арестован по ряду ложных обвинений. Ему инкриминировали скупку произведений искусства с целью дальнейшего вывоза за границу, а также разглашение сведений о предстоящей продаже ценностей Эрмитажа и шпионаже.
 
    Его  обвинили в скупке произведений искусства с целью дальнейшего вывоза их за границу, ну и для солидности обвинения ещё и в шпионаже. Ранее он ходил в посольство Германии "по делам жены". Органам ОГПУ не было нужды предъявлять доказательства, а потому всю коллекцию Браза национализировали, а его самого  после различных тюремных и пересыльных мытарств летом 1924 года доставили на барже на Соловецкие острова.

    По судебному приговору он получил три года заключения с отбыванием срока в лагере особого назначения на Соловках. Вся коллекция живописи и скульптуры, собранная художником к тому времени, была национализирована. Он пошёл по уголовной статье.

     Итак СЛОН. Или Соловецкий лагерь особого назначения. Первый лагерь в система ГУЛАГа. имеет мрачноватую репутацию. Скажите Соловки и сразу в сознании ассоциативно приходят картины и описания казематов, узники, страдания, вертухаи, расстрелы и прочие безобразия революционного времени. И только это. И объяснять ничего не надо. А между тем объяснить кое-что надо.
 
                *****

     А начать историю надо задолго до того, как О.Браз попал на Соловки. Скажем, с февраля 1656 года, когда  в Успенском соборе Кремля  была торжественно провозглашена анафема на тех, кто совершает крестное знамение двумя перстами, а  не тремя в соответствии с реформами патриарха Никона. Все, кто против реформ – отлучены от церкви и прокляты. Их назвали староверами или раскольниками. И начался великий раскол, репрессии и гонения. По сути, религиозная война.

     Первым восстал Соловецкий монастырь. Мы-то знаем этот монастырь только как место  первого лагеря Гулага. А у него есть и другая история. История про то, как церковь преследовала и казнила своих даже и не противников, а инакомыслящих, то есть тех же диссидентов. Давила так жестоко и бесчеловечно, что куда там большевикам.

  В 1657 году в монастырь прислали новые служебные книги, а монахи и насельники монастыря отказались от них, и продолжали проводить богослужение по старым книгам.  Да ещё и стали писать челобитные в защиту старых богослужебных чинов.
   Состоялся Большой Московский Собор. Он предал анафеме даже и не вероотступников, а старообрядцев. И послали в монастырь нового настоятеля Иосифа, дабы он там порядок навел. А упрямцы монахи не только его не приняли, а прогнали взашей новоявленного настоятеля, как еретика. И избрали своего архимандрита Никанора. А это уж совсем серьезно. Сиё действие уже подпадало под определение бунт.

    И как следствие ответный и предсказуемый шаг со стороны правящей власти. Было послано войско для усмирения непослушных монахов. Монастырь был осажден. Сначала осада велась как-то слабо, вяло и нерешительно. Всё надеялись, что одумаются строптивые монахи.  Но со временем ситуация все более ожесточалась. В ход пошли пушки.

   Осада шла долго и упорно.  В течении нескольких лет. Наконец монастырь был взят. А потом … А потом начались казни. Лютые и жуткие.  На следующий же день. Сидельцам - монахам рубили головы, их сжигали, их вешали на деревьях, а ещё и топили в прорубях. А ещё и вешали железными крюками под ребро. И так вот они умирали. А за что? А только за то, что они хотели, как и прежде,  креститься двумя перстами и ходить крестным ходом по солнцу. И об этом нам надо тоже помнить, когда нам говорят о Соловках.

    А потом монастырь стал ещё и тюрьмой. Задолго до большевиков.  Крепость на острове в очень студёном море. Не сбежишь. Кого ссылали в эту монастырь-тюрьму? Тех же раскольников, а ещё скопцов, расстриг, пьяниц, вольнодумцев.  Монастырь стяжал себе славу жесткой тюрьмы задолго до СЛОНа.

           И вот тут мне хотелось бы  порассуждать на одну не очень удобную тему, которую так не любят нынешние церковники. Они обижаются на большевиков за грубое обращение с ними во время революции, за все гонения и притеснения, которое они все претерпели. В Суздале я видел современную икону, изображавшую отъявленных, богомерзких богоотступников   в буденовках в виде дьяволов, творящих всякие безобразия.

       Я долго рассматривал все эти безобразия, дивясь жесткой, изобретательной, живописной фантазии неизвестного художника. И при этом я думал вот о чем. Так и лезла в голову одна мысль. Богопротивная мысль: А сами-то как? А сами что творили в те  времена с теми же старообрядцами?

      Мы знаем о монастыре  только то, что Соловки стали первым  лагерем  политзаключённых, которые не захотели принять новую веру, предложенную большевиками. То есть коммунистическую веру. Много нам рассказали ужасов про жизнь несчастных  на этом острове в Белом море. Даже и огромный камень привезли с этого острова и установили на Лубянке перед известным зданием. В назидание. И там время от времени собираются у серого гранитного  камня, чтобы зачитать списки репрессированных в известные годы.

    А я себя спрашиваю, а куда надо бы поставить другой камень с того же острова, как надгробный камень жертв гонений на старообрядцев. А их были тысячи замученных, растерзанных самым бесчеловечным способами. Где этот надгробный камень. Нет его. Стёрлось из памяти это горестное событие. 
               
*****

     Итак,   Осип Браз попал в СЛОН летом 1924 года.
Браза  поместили в особую роту, поручив работу, связанную с архитектурой.  Он же художник.
 Ежедневно его посылали делать зарисовки соловецкого лагеря, в частности сцены из жизни заключенных и наброски видов исторических церквей и монастыря. Тяжело переживая свое положение «придворного художника», Браз вынужден был подчиняться инструкциям начальства, изображая Соловки «потемкинской деревней». Его зарисовки предназначались для изданий, пропагандирующих жизнь в лагерях и тюрьмах.

     Но художнику помогли.  Благодаря ходатайствам ленинградских художественных обществ и влиятельных друзей - Игоря Грабаря и Максимилиана Волошина, Осипа Браза спустя два года, досрочно освобождают из Соловецкого лагеря. Правда,  без права проживания в центральных городах. Таким образом, художник был отправлен в ссылку в Новгород, где занимался разработкой фондов и реставрацией памятников. А в свободное время писал акварельные пейзажи и устраивал персональные выставки. То есть был при деле.

    А у него была семья. О. Браз женился  на  художнице - дочери германских подданных еврейского происхождения  Она была приёмной дочерью крупного немецкого предпринимателя. Объединенные общими интересами и творчеством, супруги жили вполне счастливо. Лола родила Осипу двоих сыновей.

     Однако после ареста мужа настали нелегкие времена, женщина вынуждена была покинуть Россию, дабы спасти своих детей. На то время от плохого питания и после перенесённой простуды  у одного из мальчиков открылся туберкулез. И Лола, в надежде вылечить сына, увозит детей в Германию к своим родственникам.

   Но мальчик умер в годы заключения отца в лагере. В начале 1928 г. о тяжкой болезни второго сына Дмитрия отчаявшаяся жена сообщила уже в Ленинград. Художник добился разрешения на временный выезд за границу . Но приехал в Германию лишь затем, чтобы закрыть глаза младшему ребенку.

     Вы можете представить себе состояние отца. На его глазах уходит в небытие его родное дитя.  Туберкулез, или чахотка, как говорили тогда, - болезнь коварная, медленная, незаметно двигает вас к печальному концу. И спасения нет. Она не поражает вас одним ударом. Уход в мир иной происходит медленно и неукротимо.
 
   Чахотка  поражала тогда людей всех сословий и состояний без разбору. Умер от чахотки гениальный художник – пейзажист Васильев в 23 года. Умерла от той же болезни императрица, жена Александра второго в Зимнем дворце. И самого Чехова болезнь тоже не обошла стороной. Он, как известно, был врачом.  Первые признаки этого недуга появились у него  в то время, когда он жил в Москве в доме похожем на комод на Садово-Кудринской  улице. И зная всю опасность, которой он подвергался, он отправляется на Остров Сахалин. Непостижимо.
               
                *****

    Убитые горем супруги Браз, перебрались в Париж.  В Россию он больше не вернулся.  В Париже некогда он уже провел несколько лет. Он успешно ведет антикварную деятельность. Он вновь собирает хорошую коллекцию произведений искусств. Он занимается и живописью и даже выставляется. И тут новый удар. Умерла жена Лола. Умерла от туберкулёза. Просто проклятие повисшее над этой семьёй
 
    Перенесенные тяготы не могли не сказаться на здоровье художника тоже.  Ну почему столько несчастий одному.  В 1936 г. в начале ноября, он поехал к знакомым на дачу в пригороде Парижа. Внезапный инфаркт настиг Браза своим роковым приступом прямо в такси. Вот и всё.
 
     Смерть одного из известнейших русских живописцев не вызвала большого отклика. Прочувствованный некролог старому другу-художнику поместил в эмигрантских "Последних новостях" только  Александр Бенуа. Незамеченной эта смерть оказалась и в России.

Наследие ушло непонятно куда. Судьба многих картин художника О. Браза остается неизвестной и по сей день.