Глазами русской учительницы

Надежда Дмитриева 5
 Давно я хотела написать эти воспоминания, да все откладывала на потом. А это потом никак не наступало. И все равно мне хочется поделиться моими мыслями вслух.
Работала я заведующей детским садом, всю душу свою маленькую, женскую вкладывала в работу. Но как только приняла по слезной просьбе двух бывших заведующих детскими садами на меня посыпался поток клеветы в разные организации. Приезжали ревизоры, многочисленные проверки и не находили криминал. Но меня все это тревожило, как на пороховой бочке жила. И я поделилась этими тревогами нашим директорам школ. Мы, руководители школ и детских садов на собрания собирались в Лазаревское РОНО, ехали в основном на машине одного из директоров школ. Часто за мной заезжал директор школы Оганес Киракосович из поселка Якорная Щель. В машине уже сидели директор школы аула Большой Кичмай Шабан Сафижевич  Нагучев. Оба они ветераны Великой Отечественной войны, оба смело сражались с фашистами. Оганес Киракосович вернулся с фронта после госпиталя без ноги, на протезе ходил.
 Шабан Сафижевич был тяжело ранен в бою при защите Кавказа недалеко в горах от города Моздок Северной Осетии. Оба ветерана награждены достойно орденами Красной Звезды и медалями за освобождение Кавказа!
Три дня Шабан лежал без сознания, санитары посчитали его убитым, лежал на земле весь в крови. Поспешили родителям послать похоронку. На третий день санитары стали подбирать убитых, потянули за рукав шинели Шабана, а он застонал! Живой! Его быстро перенесли в полевой госпиталь, военные хирурги сделали операцию, дастали  хирурги из горла Шабана железный  осколок от разорвавшегося снаряда, обработали, перевязали все раны. Два месяца он не мог говорить и писать. А как только поднялся, сразу же письмо родителям написал: "Мама, я живой!"
Радость была необыкновенная во всем ауле! Женщины его оплакивали целый месяц, а вдруг такая радость! Живой! Скоро вернется домой! Он вернулся после ранения и возглавил работу в школе аула Большой Кичмай, больше сорока лет работал директором школы в своем родном ауле. Так совпало, что по возрасту Шабану Сафижевичу можно было уходить на пенсию, но он любил свою работу и всю жизнь жил интересами школы. Кто - то стал на него тоже писать доносы клеветой. Завуч его школы подал заявление о увольнении. Мне было странно, как можно было писать клевету и всякие жалобы на таких настоящих героев, Защитников Отечества!
Шабан Сафижевич пригласил меня на работу завучем школы и вести уроки истории.
-Тебя здесь никто никогда не обидит! -заверил меня Шабан Сафижевич. И эта была правда ! Меня хорошо приняли учителя, дети , родители.
В первые дни сентября Шабан Сафижевич предложил мне пройтись по аулу, надо было проведать больного учителя -Ветерана труда.
-Я хочу, чтобы тебя все увидели со мной рядом  и поняли мое покровительство тебе!
 Мы идем с Шабаном Сафижевичем по центральной улице аула и на нас со всех домов, со всех окошек, со всех калиток смотрят люди. Все они при встрече с Шабаном Сафижевичем низко кланяются ему в пояс! Какое глубокое уважение! Смеется ветеран Великой Отечественной войны: " А у нас адыгов обычай такой- все друг друга встречают приветствием и вставание и поклоном". Мы идем и он показывает мне святыню аула!
Большое развесистое дерево тополь в обхвате несколько человек могут обнять дерево.
- Мы поклоняемся этому дереву, как святыне, это остались отголоски от язычества.
Очень давно во время сильного дождя молния попала в дерево и убила его, в это время от дождя бежал Мишауст Гвашев с поднятой кверху лопатой. Молния около дерева убила и Мишауста. Как оплакивали аульчане тело молодого мужчины,а мулла сказал о его смерти, что он попал сразу в рай к Аллаху!
Люди боялись гнева Аллаха, что они нагрешили, что Аллах за грехи отнял у них святое дерево и все ждали гнева Пророка. Но ранней весной, там, где стояло мертвое дерево показался маленький росточек от дерева! Как обрадовались люди! Сразу же загородили это святое место и поливали в самую жару , берегли свою святыню! В ауле в каждом дворе много коз. Утром целое стадо собирает пастух и ведет стадо в горы, а вечером все козы возвращаются домой. Но теперь священное дерево загорожено и ни одна коза не отщиплет с него ни одного листочка!
Весь аул в холодное время года топился дровами, но ни одного куска от священного убитого молнией дерева не взял никто!
Много интересного для себя я открывала в ауле. Здесь живет трудолюбивый народ, чаеводы. Весной ранней собирают вручную чайные листочки и сдают  в чайсовхоз. На больших плантациях растет красивый вечно-зеленый Краснодарский чай!
Семьи живут своим трудом и никаких разводов среди адыгский семей нет.
Действует обряд воровства невесты до сих пор! И когда на трассе в городе едет целая колонна легковых машин с зелеными адыгским знаменами, а на них 12 золотых стрел, да еще с криками радости стреляют молодые парни адыги вверх - все знают, что это украли адыгскую невесту! Скоро будет свадьба! На свадьбу приходят всем миром и готовятся для всех много мяса из молодых бычков, много кукурузной каши- мамалыга с подливой, много всяких напитков!
Дружно живут адыги, в уважении к старшим, помогают друг другу строить дом бескорыстно. Десять лет пролетело моей работы в школе аула Большой Кичмай , как одно мгновенье! Меня в ауле никто никогда не обидел и никаких жалоб на меня не было никогда! Только доброе отношение и добрая память осталась навсегда!