Из идей для общества социальной справедливости

Аникеев Александр Борисович
     Всемирный день социальной справедливости был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в специальной резолюции № A/RES/62/10 от 18 декабря 2007 года. Отмечается 20 февраля ежегодно начиная с 2009 года.  В этой резолюции ООН говорится о «необходимости дальнейшего наращивания усилий международного сообщества в области искоренения нищеты, обеспечения полной занятости при  достойной зарплате, равноправия мужчин и женщин, социального благосостояния и социальной справедливости для всех».

     Справедливости ради надо сказать, что лозунгов типа приведённого выше пруд пруди. Многие, кто стремился или стремится к власти хотят, чтобы не было бедных, безработных, все были равны, и кругом процветала  социальная справедливость. Вот только придя к власти быстро забывают о своих обещаниях и не стремятся к тому, чтобы с равным правом на общественно необходимый труд у каждого было равное право иметь от общества необходимое по достойным человека нормам от общего количества производимых социально-коммуникационных благ для достойной трудящегося человека жизни по количеству и квалификации своего труда. При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     А ведь о том, как это можно сделать, Маркс писал ещё более полутора сотен лет назад и страны, которые поняли, как это можно сделать, в первом десятке рейтинга социального благополучия трудящихся разных стран мира.

     А ведь Платон и Аристотель, Томас Мор и Кампанелла, французский и английский мыслители Жан-Жак Руссо и Роберт Оуэн, Маркс, Ленин и другие мыслители предлагали свои методы для решения всех этих проблем. Однако в России Ленин и его партия вместо социально прогрессивного социалистического развития выбрали методы государственного капитализма, даже нигде не упоминая о методах коммунистической экономики через двойственность равенства рабочего времени, как предлагал Маркс.  И Сталин, выбрав всё самое рациональное из государственного капитализма, добился громадных успехов в попытке построении сильного государства.  Затем Хрущёв и Брежнев по инерции продолжили жить по этому же принципу, немного лишь ослабив репрессии к противникам тоталитаризма, но Горбачёв, Ельцин и Путин в 90-х годах прошлого века вернули экономику к частно-капиталистической системе хозяйствования.

     Но чего добилось правительство постсоветской России в развитии социальной справедливости, сменив идеалы государственного капитализма на идеалы частно-собственнического капитализма? Ведь ныне 70% национальных богатств у одного процента россиян, бедными себя считают 40% , а 13% граждан страны живут за чертой бедности. При этом, как показывают опросы разных центров научно-политической мысли и идеологии,  эксперты, принявшие в нём участие, в основном пришли к заключению, что если в ближайшие годы эта тенденция сохранится, то нас ожидают крайне неблагоприятные результаты практически во всех государственных и социальных сферах. Мало улучшилось социальное и экономическое положение трудящихся и в других странах, резко свернувших на путь частнособственнического капитализма без внедрения гарантий по труду даже на социально-бытовые условия жизни.

     Почему же так произошло? Случившееся часто объясняется не экономическим упадком экономики общества, а моральным разложением правящей партийной верхушки и богатейших людей общества, которые всю свою энергию направили на личное обогащение. А на примере их жаждой наживы заразился и почти весь народ России, утратив стремление к социальной справедливости и потребность объединяться для борьбы с несправедливостью. Именно таким образом капитализм вновь вернулся в Россию в самой своей отвратительной для трудящегося народа форме.

     Но каким же должно быть устройство общества социальной справедливости, чтобы оно было настолько прочным, чтобы не было возврата к монополии капитала, к власти денег и к анархии рынка?  Исходя из сказанного выше, во-первых, это общество должно быть без угнетения эксплуатацией. А это значит, что никто не должен обладать такой силой и влиянием, чтобы эксплуатировать других людей для своего обогащения,  жить за счёт других, использовать власть не для блага общества, а в собственных корыстных интересах.

     Во-вторых, в таком обществе должно быть полностью ликвидировано правовое основание неправедного присвоения производимых социальных благ и возможностей, то есть с правом трудиться на благо общества у всех трудящихся и их семей должно быть право на все необходимые средства для жизни по достойным человека нормам от общего количества производимых в обществе и необходимых каждому благ для жизни по количеству и квалификации своего труда! А также и все её природные ресурсы, а также то, что производится народом должно и принадлежать всему народу – земля, политая кровью предков многих поколений, недра, реки и озёра, порты и вся инфраструктура, созданные трудом всего народа – должно служить на пользу всего народа без каких-либо привилегий!

      И в-третьих, руководители страны должны быть лишены права распоряжаться в личных интересах общенародной собственностью. Из этих трёх условий вытекает, что решающими или базисными отношениями в обществе должно быть отсутствие частной собственности на национальное достояние и основанное на этом равное право каждого на пользование общенародной собственностью!

      По этой теме есть самое удивительное и неизвестное для многих определение коммунизма, данное еще К.Марксом и которое звучит несколько неожиданно для тех, кто мечтает, что человек в этом обществе изживёт инстинкты собственника.   В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» мы читаем: «...коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности и на первых порах коммунизм выступает как общество всеобщей частной собственности!»  То есть упраздняется только та частная собственность, которая не позволяет развиваться социальной справедливости, чтобы у каждого было равное право на пользование общенародной собственностью, в том числе на свою долю от всеобщей частной собственности в виде производимых гражданами общества необходимых каждому благ для жизни по количеству и квалификации своего труда на благо общества!

     Таким образом, Маркс буржуазной справедливости с монополией капитала, властью денег и анархией рынка противопоставляет социалистическую справедливость с монополией законов о социальных гарантиях по труду, что по сути является экспликацией базового принципа правильно понимаемой справедливости - от каждого по способностям, каждому по потребностям достойно способностей в труде!

     То есть когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени – каждый по способностям, каждому по потребностям!

     Другими, основанными на общенародной собственности, правами народа страны и особенностями общества социальной справедливости являются:

- реально реализуемое равное право каждого на общественно необходимый труд должно каждому гарантировать равное право на необходимые блага по количеству и квалификации своего труда, право на отдых и на достойную жизнь в старости;
- возможность непосредственного участия в управлении делами государства согласно конституционного права голоса;
- обеспечение достойного образования, воспитания и медицинское обслуживания за счёт развития общественных средств социального обеспечения;
- приоритет семейных ценностей;
- свобода вероисповедания при отсутствии навязывания какой-либо религии;
- приоритет национальных интересов и ценностей перед частными интересами;
- бережное отношение к природе и рациональное, в интересах народа, использование недр и природных ресурсов;
- защита информации от проникновения чуждой и враждебной идеологии, пропаганды насилия и разврата.

     Отсюда экономическое устройство такого общества социальной справедливости есть сочетание 2-х основных экономических принципов и укладов – социалистического, базирующегося на том, что реально реализуемое равное право каждого на честно и справедливо нормированный труд по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, должно определять и равное право каждого гарантированно иметь необходимые и узаконенные количественные нормы благ в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в обществе количества по узаконенному равенству рабочего времени как равного для всех количества труда по времени! При равном для всех граждан страны доступе к получению необходимого  воспитания, образования, медицинского обслуживания  и к оздоровительному спорту!

     И как бы капиталистического, вышедшего их старого общества, но без монополии капитала, власти денег и анархии рынка, с использованием товарного производства при помощи коллективной и частной собственности на средства производства благ и услуг не входящих в их узаконенные нормы!  То есть при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества и для формирования благоустройства жилья, качества приготовления и потребления блюд питания, а также изготовления одежды по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны!

     При развитии экономики и интеллектуально-духовного развития членов общества гарантии постепенно распространяются и на базовые средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если не устраивают их стандартные или общественные формы.

     Что касается политического устройства, то общество социальной справедливости должно строиться на основе партийного парламентаризма, а законодательным органом является народ страны избравший абсолютным большинством голосов победившую на выборах партию для реализации  своей партийной программы.  Именно поэтому народ должен хорошо знать программы действий разных партий

     Так как общество социальной справедливости состоит из равноправных представителей различных социальных слоёв и групп населения – рабочих, крестьян, инженерно-технических работников, частных собственников, работников науки, просвещения, органов управления, творческой интеллигенции без дифференциации по территориальному признаку и национальности, то их интересы представляют сформированные соответственно каждой группой населения общественные организации, партии и профсоюзы.  Но так как конституционное право и социально-экономические законы едины для всех, государственные службы обеспечения законности и правопорядка тоже одинаково должны защищать все законные права и свободы граждан. А так как все равны перед законом, то при его нарушении все одинаково ответственны перед ним и перед народом своей страны!


     Раскроем более развёрнуто экономическое устройство общества социальной справедливости. Социалистические социально-экономические взаимоотношения – это базис, основа всех других отношений.  Эти взаимоотношения основываются на общенародной собственности на недра, земли любого предназначения, реки и озёра, лесные угодья и водоёмы, все крупные и средние предприятия в добывающих отраслях, производстве и первичной обработке сырья, в военно-промышленном комплексе, связи и коммуникаций общества социальной справедливости, дороги, электростанции и линии электропередач, крупные морские и речные порты, аэропорты с международным сообщением и имеющими оборонное значение, и т.д. В общенародной собственности должны находиться также основные средства массовой информации, банки и все структуры, обеспечивающие учёт, контроль и движение материальных ресурсов и денежных средств на всех уровнях.

     Но так как люди  с творческой и предпринимательской жилкой всегда стремятся сами организовывать производство и свою жизнь, то им больше нравятся капиталистические отношения. Однако среди них немало людей которые, ради увеличения своего богатства, начинают оказывать деструктивное влияние на другие сферы развития общества.  Из опыта развития капитализма известно, что капитализм, дойдя до определённого уровня концентрации производства, вместо свободы и демократии несёт угнетение всех сфер деятельности и порабощение тех, кто стоит ниже по уровню жизни.

     По этой причине в обществе социальной справедливости право заниматься частной предпринимательской деятельностью предоставляется только после тщательной проверки бизнес-плана, материальной и финансовой состоятельности претендента на индивидуальную предпринимательскую деятельность, на организацию семейного или коллективного предприятия, (ИП и ИЧП).  Ибо чтобы быть владельцами малых и средних частных предприятий,  ООО,  ЗАО  и ОАО с правом использовать наёмного труда должны быть исключены экономические риски, из-за которых могут пострадать социально-экономические интересы трудящихся. Поэтому интересы трудящихся должны быть приоритетными перед интересами предпринимателей и это должно быть оформлено законодательно.  Чтобы люди работающие в частных организациях производства товаров народного потребления, торговли, общественного питания и по оказанию различных услуг населению имели общие со всеми законные социально-экономические права и свободы без ущемления их законных интересов защищаемых конституцией.

     Но нередко возникает вопрос – как трактовать основополагающие начала, ключевые идеи и положения для определения и выражения сущности конституционного права. Особенно это касается вопроса законодательной власти для социально справедливого общества.

     Поэтому часто подчеркивается обладание принципа конституционного права высшей степенью нормативной обобщенности, повышенной юридической силой, особым регулятивным потенциалом, своеобразным механизмом действия и прочее. Этот принцип конституционного права должен выступать в качестве отправной точки правовой регламентации всех конституционных правоотношений и обусловливают стержневую направленность развития всей системы правового регулирования государственного управления в обществе.

     Если в конституции подчёркивается, что законы в обществе могут меняться только в сторону развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости, то есть без ухудшения общего социально-экономического положения трудящихся и их семей, то закон ухудшающий социально-экономическое положение населения по базовым средствам для жизни или ухудшающий здоровье трудящихся по основным критериям и нормам государственного здравоохранения ратифицирован быть не должен!

     Поэтому социальное государство принимает на себя обязательства осуществлять заботу о благополучии своих граждан и их социальной защищенности, но социальное государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы. Напротив, такое государство увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев, поскольку между этими целями существует определенная связь и противоречие. Тем самым в социальном государстве исправляется формализм таких понятий, как свобода и равноправие, солидарность и взаимовыручка, социальная справедливость и гуманизм.

     В социально справедливом государстве гражданам предоставляется необходимый минимум социальных благ, создаются возможности для материального и духовного развития личности, а также для реализации способностей человека в профессиональной деятельности и в творчестве. Интересная характеристика сущности социально справедливого государства изложена во многих научных трудах начиная с прошлых веков и кончая сегодняшним днём.  А определяется такое государство как идеями по развитию социальной справедливости в обществе, так и нормативными актами по построению такого общества как некоего конституционного строя государства направленного на решение различных социально-экономических проблем.

     Обеспечивая достойную жизнь человека, социальное государство призвано сделать так, чтобы с законным и равным правом трудиться на благо общества люди имели равное и законное право на необходимые каждому социальные блага по количеству и квалификации труда, а не только по неизвестно как нажитому капиталу, как при капитализме!

     Внедряя в обществе принцип двойственности узаконенного в любом обществе равенства рабочего времени, с равным правом честно и добросовестно трудиться на благо общества по полученной квалификации в каком-либо необходимом обществу труде на его благо, у каждого должно быть равное право иметь от общества и достойные человека узаконенные нормы необходимых каждому благ от их общего производимого в обществе количества!   

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания, изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны независимо от необходимой обществу профессии! На основе внедрения этого принципа в обществе будет формироваться социально справедливое распределение производимых трудящимся народом и необходимых каждому материальных благ и со временем не только исчезнут социально неустроенные слои населения среди честных и добросовестных трудящихся, но и появятся условия для счастливой жизни всех, кто понимает, что для того, чтобы лучше жить, нужно научиться лучше выполнять свои обязанности на рабочем месте в экономике своей страны!

     При этом рынок может сохраняться на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества и исследованию сущности и содержания такого устройства общества уже многие годы уделяется пристальное внимание научным сообществом, в том числе в диссертационных работах, при этом не только юристов, но и экономистов, социологов, философов, политологов и других представителей научного сообщества, что обусловлено многогранностью данного принципа.

     Именно поэтому особое внимание должно уделяться в обществе социальной справедливости семье, поскольку семья – основная ячейка общества и все вступающие в брак должны в обязательном порядке предварительно проходить курсы семейной жизни по планированию семьи и решению проблем в обществе по вопросам демографии, детства, отцовства и материнства.  И поэтому люди должны с полной ответственностью подходить к созданию семьи, к образованию новой ячейки общества и к рождению детей, которые со временем и становятся тем будущим человечества, которое так волнуют пытливые умы.

      В частности, можно с уверенностью говорить как минимум о двух смыслах развития социальной справедливости. Прежде всего, о справедливом выравнивании шансов для всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языковой принадлежности и иных критериев международно-правовых стандартов. Второй аспект социальной справедливости предполагает справедливое распределение благ и доходов, что может быть достигнуто посредством внедрения принципа двойственности равенства рабочего времени, чтобы относительно равное количество труда по времени определяло и относительно равные количественные нормы базовых средств для жизни!

     Изучая принцип социальной справедливости в контексте обеспечения гражданам достойной труда жизни в разных странах мира можно указать на необходимость внедрения именно таких принципов развития социальной справедливости в обществе для обеспечения необходимых каждому и достойных человека социально-бытовых условий жизни для всех честных и добросовестных граждан общества.

     Сведение к минимуму социальных рисков и формирование условий для осуществления самореализации творческого потенциала каждой личности в таком социально-демократическом государстве, этот принцип социальной справедливости вполне может быть реализуем не только в теории, но уже с успехом реализуется в практике развития современных социальных государств.

     Именно этот принцип позволяет формировать как справедливое распределение общественно необходимого труда при его честном и справедливом нормировании по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, так и справедливое распределение необходимых каждому социальных благ, уровня и качества жизни, информации и культурных ценностей. Именно так и только так справедливое распределение труда и благ может гарантироваться обществу на конституционном уровне.

     Таким образом социально-экономические взаимоотношения в обществе социальной справедливости имеют смешанные социально-экономические взаимоотношения, то есть как право на прямое гарантирование достойных человека норм определённых материальных благ, так и на денежное обращение для приобретения необходимого для благополучной жизни, если это производится сверх узаконенных норм для социального благополучия общества. То есть то, что производиться сверх гарантированных норм для социального благополучия общества, может быть на рынке.  Только обеспечивая строгий учёт и контроль производства и потребления на всех уровнях, при формировании материальных ресурсов и бюджета как общества, так и отдельных граждан исключительно в общенародных интересах, можно организовать жизнь в обществе с развитием гуманизма, равноправия и социальной справедливости.

     Коммунистическим отношениям в обществе социальной справедливости отведена не менее важная роль. Для человека будущего нет порабощающего разделения труда, противоположности умственного и физического труда, для него труд есть первая жизненная потребность для того, чтобы иметь всё необходимое для жизни достойной труда. В таком обществе наука становится непосредственной движущей силой развития общества для всестороннего развития каждого человека, а это в свою очередь является условием развития и процветания общества в целом.

     Укрепление национального единства в обществе на основе воспитания любви к Отечеству, высокой культуры и духовности, а также другие постулаты коммунистических отношений регулируют те сферы жизнедеятельности, где не должно быть места конкуренции и борьба за выживание в классовом обществе превращается в борьбу разумной сущности человека с его животной сущностью.  Законы социально справедливого государство должны обеспечивать нормальные для  всех граждан условия в части удовлетворения социально-коммуникационных потребностей, воспитания и образования, выявления и развития способностей, медицинского и социального обслуживания населения!

     А значит у всех должны быть равные права и одинаковый доступ к общенародному достоянию в виде производимых средств для жизни и культурного наследия общества,  что в той или иной мере являются переработанными природными ресурсами страны.  А к ним относятся все природные богатства территории страны проживания при обеспечении полной занятости её населения в равное для всех рабочее время необходимое для социально-коммуникационного благополучия всего общества!


     PS.  Есть такое мнение, что деньги в капиталистическом обществе это как бы кровь общественной экономики, а кровь должна постоянно очищаться от разных вредных примесей, чтобы не нанести вред всему организму.  Те органы — в которые притекает мало крови начинают хуже работать и в конце концов отмирают. Притекает слишком много — сосуды не выдерживают, происходит кровоизлияние и орган портится. Экономное правительство часто стремится пережать сосуды общества вместо того, чтобы разобраться, какой орган общества испорчен жаждой наживы и не позволяет нормально развиваться другим органам.

    Деньги это эквивалент результатов человеческого труда по преобразованию природных ресурсов в необходимые средства для жизни!  А значит там, где деньги не позволяют людям нормально развиваться, деньги необходимо заменить на сами результаты труда! А сделать это можно только в виде законных социальных гарантий от общего количества производимых народом социальных благ количеством и качеством по количеству и квалификации труда каждого трудоспособного члена общества!   

     Косвенно об этом есть и в российском издании «КАПИТАЛА»  Маркса  на стр. 88 – 89, но ни Ленин, ни большевики его партии почему-то этого не заметили.


     «Деньги — кровь бедняков, кровь которую пьют богатые, убивая — даже не замечая этого — бедняков».   Леон Блуа (11 июля 1846, Нотр-Дам де Санилак, Дордонь — 3 ноября 1917, Бур-ла-Рен, О-де-Сен) — французский писатель и мыслитель-мистик.

     Так получилось, что когда он был болен, а издатель не смог вовремя выплатить гонорар, два ребенка Блуа умерли от голода и не было денег даже на их похороны.

     А теперь, что такое капитализм?  Смысл капитализма в накоплении капитала, т.е. сбор крови бедняков и её консервация в богатстве власть и богатство имущих.

     При социализме, когда развитие экономики и членов общества позволяет там, где деньги мешают развитию социальной справедливости, заменить их на сами результаты труда в виде законных социальных гарантий от общего количества производимых народом социальных благ количеством и качеством по количеству и квалификации труда каждого трудоспособного члена общества, бедных среди честных и добросовестных трудящихся быть не должно!   

     Вот и всё! Какие ещё нужны доказательства преимущества социализма над капитализмом?


     Поэтому общество с коммунистическими принципами развития будет возможно только там, где трудящийся народ хорошо сплочён и организован для построения такого общества, где с правом честно и добросовестно трудиться на благо общества по своим способностям, народом страны будет принят Закон, который определит каждому право не только на достойные человека нормы социально-бытовых благ от их производимого в обществе количества по количеству и квалификации своего труда, но и право пользоваться всеми необходимыми средствами коммуникации! А это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! А на рынке лишь их конечный устройства, если не устаивают их стандартные или общественные формы и то, что производится сверх норм необходимых для социально-коммуникационного благополучия общества.

     И именно поэтому в обществе и должны быть службы обеспечения законности и правопорядка!

     При всех других общественных законах это УТОПИЯ, ибо разные идиоты при любых законах всегда и везде были, особенно где получали распространение наркосодержащие вещества.