Седьмое небо

Александр Шувалов
 

Глава 1

- Зачем ты лупишь по одному и тому же яйцу десять раз? – возмутился я, лёжа на диванчике, который стоял на кухне.
- Боюсь сильно ударить, - ответила Настя.
- Представь, что перед тобой мяч, и бей по нему ножом!
- По первому яйцу так и сделала. Развалилось пополам, вместе со скорлупой упало в сковородку. А я ладонь правую порезала.
- Ты же левша, ненормальная! Смажь йодом и перевяжи. У тебя же ладони рабочие! Лучше о голову яйцо разбивай.
- Я подержала под холодной водой, кровь остановилась. Чего теперь перевязывать?
- Господи! Простую яичницу приготовить не может. Да тебя замуж никто не возьмёт, когда узнают об этом.
- Между прочим, уже предлагают.
- Это он не видел, как ты яичницу готовишь.
- Он сам завтраки готовит. И говорит, что у меня другие достоинства.
- Интересно, что он имел ввиду?
- Это секрет.
- Кстати, не вздумай выйти замуж до наших матчей в Высшую лигу!
- Почему? Я рожать не собираюсь. А все остальные грехи, кроме курения, вы нам прощаете.
- Знаю я вас. Выскочите сдуру замуж и начнётся: то медовый месяц, то вечер занят, то утром проспала…
- Я его уже предупредила об этом. Со мной такого не будет.
- Ну, смотри. Я предупредил тебя… Чёрт! Четыре дня не хожу на тренировки и уже все замуж собрались.
- Ничего подобного. Только я одна, а остальные локти кусают от зависти.
- Не верю. Сейчас замуж выходить не модно. Все предпочитают любовников.
- И правильно делают. Куда торопиться? – быстро согласилась со мной Настя.
- А ты тогда чего торопишься?

Молчание. Потом убийственный ответ:

- Если я вам скажу, у вас кроме радикулита ещё инфаркт разовьётся.
- Ты это… Только честно! Беременная?
- Вряд ли. Вы не беспокойтесь, это моя проблема… Вот вам и ваша яичница, и кофе в койку. Чего сердитесь?
- Ведь был у меня выбор: парней тренировать или вашего брата. Клюнул, дурак, по молодости на вашу сексапильность, а теперь расхлёбывай.
- С парнями свои проблемы. И не легче наших.
- Их отматерить можно, иной раз и по шее съездишь, до кого не доходит.
- Вы и с нами не очень церемонитесь.
- Это ты привираешь… Чёрт, как неудобно есть лёжа… Только когда играете, могу что-нибудь для вашего же тонуса и сказать. А в разговоре никогда не ругаюсь.
- Ваша правда. Но когда на весь зал вы во время игры кричите что-нибудь непотребное… Нинка сказала, что в первый раз она даже трусы обмочила от страха. Бегала в раздевалку переодеваться.
- Ну ладно, ладно. Это давно было… Вкусно у тебя получилось. Спасибо большое.

Стол стоял рядом с диванчиком, и я, не поднимаясь, поставил на него пустые тарелку и чашку.  Настя в это время доставала из упаковок ампулы и одноразовые шприцы.

- Теперь ещё два укольчика, потом разотру вас вот этой мазью и …
- Мази не перепутай! На ней диклофенак написано, - предупредил я.
- Не бойтесь, не перепутаю.
- И уколы сделай так, чтобы больно не было. Последний раз у тебя хорошо получилось. А Катерина вчера делала, так я подумал, что она меня насквозь проткнула шприцем.
- Что же вы такой трусишка, Сергей свет Александрович? Такой мужчина – вылитый Марлон Брандо, а уколов боитесь.
- Я их не боюсь… Чего мне бояться какой-то иголки? Что, уже набрала в шприц?
- А насчёт моей беременности не беспокойтесь. Рассосётся всё, как ваш радикулит. Сами же говорите, что лучше становится…
- Не говори так, сглазишь. И сплюнь три раза…
- Ну что? Больно было? – спросила Настя.
- А ты уже сделала?
- Сейчас ещё один и всё. Но витамины всегда болезненные. По себе знаю.
- Ты меня разговорами не отвлекай. Дай сосредото… Ой, сволочь такая! Жжёт что-то. Всё?
- Да, всё. Как вы, мужчины, любите говорить: «Вот и всё, а ты боялась. Даже платье не помялось».
- Шутки у тебя пошлые.
- У вас научилась.
- Я так никогда не говорю!
- Бывает. Сами просто не замечаете. Во время игры все мы малость в изменённом сознании.
- Наверное ты права. Ты же у нас психологический заканчиваешь… Вот скажи, за что на меня Безменова обиделась? Смотрит зверем. Я же сказал, что из этого состава я никого удалять не буду. А запасные всегда должны быть.
- Обозвали вы её нехорошим словом при всех.
- Каким?
- Я такие слова вслух не произношу.
- На какую букву?
- На самую обидную для девушки.
- А как иначе!? Две подачи и обе сетку задевали! Это вообще рекорд мира!
- Успокаивайтесь, Сергей Саныч, и отдыхайте… Накормила вас. Полечила. Пойду. Кстати, без вас и ваших подстёгиваний игра у нас хуже стала. Сама вижу.
- Настёна, ещё несколько дней продержи команду. Тебя они слушаются. А там я хоть на коляске сам в зал приеду. Прыгать с вами не собираюсь, а у кого какие промахи, увижу. И главное скажу, что сделать, чтобы их не повторяли…


Глава 2

С женой мы в любви и дружбе прожили ровно три года. Разные люди по характеру, это верно, но недаром же говорят, что противоположности сходятся.
Получается, что поговоркам верить глупо.
В общем жили ни разу не поссорившись, равноправно поделив все заботы по домашнему хозяйству. Отметить «кожаную» годовщину свадьбы, которая должна была свидетельствовать о крепости супружеских отношений (кожа, это не бумага и не ситец!), не успели. Совершенно неожиданно для меня Наташа заявила, что просит у меня прощения, но уходит к другому.

- К кому?

Этот вопрос меня занимал больше всех других. Не почему уходит, а к кому?

Наташа, ещё обучаясь в универе, увлеклась гистологией, занималась в кружке на кафедре биологии. Печатала свои научные статьи в студенческих сборниках. А после окончанию универа её взяли сотрудником на эту кафедру гистологии и доцент предложил ей писать кандидатскую диссертацию. Гистология - такой предмет, когда надо целый день сидеть перед микроскопом и смотреть в окуляр. «Ага, это клетка печени. А вот эта клетка кровеносного сосуда» и т.д. и т.п. С ума от этого студенты не сходили, но что-то увлекательное в этой клеточной мозаике вряд ли кто находил. А вот Наташа нашла. Хуже. Умудрилась влюбиться в доцента (впрочем, ещё молодой и холостой мужик), который и уговорил её вместе работать над кандидатской диссертацией.
До этого момента, я считаю, тоже всё ещё было терпимо. Но, видимо, начались отношения, которые самой гистологии уже не касались. Тогда и раздалась сакраментальная фраза:

- Извини, но я ухожу к другому.

Этого гистологического сморчка я знал, специально ходил в их НИИ посмотреть на «чудо» в брюках. Так себе «ботаник» - ноль без палочки и на полторы головы ниже меня. И насчёт «палочки» я не очень уверен. Со мной Наташа, по её же словам, в оргазме «улетала на Седьмое небо». Что ещё ей не хватало? Разговоров о клеточном строении какого-нибудь органа? Это, конечно, не со мной. Я заканчивал институт физкультуры и спорта и с гистологией знаком только по названию этой медицинской дисциплины. Глубже не вникал. Да мне и не надо было.
Неужели она променяла спокойную и вполне обеспеченную жизнь с нормальным сексом, на жизнь с этим «ботаником»? Мне уже «доложили», что живёт он с матерью в двухкомнатной квартире. В неё Наташа и переехала. Большинство вещей, впрочем, перевезла на квартиру своих родителей, которые были не в меньшем шоке от всего произошедшего, чем я.

- Серёженька, - говорила мне её мать. – Обычно мужики вот так бесятся, но от Натки я такого не ожидала. Не торопитесь разводиться… Хотя я понимаю, что после всего случившегося нормальная семейная жизнь у вас вряд ли наладится. Это женщины могут прощать такие закидоны, а мужчины…. Не знаю…

Когда похолодало и Наташе потребовались тёплые вещи и шуба, она мне позвонила. Я ответил, что ключи у неё есть и она может приехать за своей одеждой в любое время. Но желательно меня предупреждать об этом, чтобы, придя домой, я не подумал, что там побывали грабители.

Если считать месяцами, то прошло ещё четыре месяца.

У меня уже подобрался хороший состав команды для зональных, а потом и отборочных соревнований. Если всё пройдёт удачно, то можно будет подавать заявку на участие в Высшей лиге «Б».
Но чёрт знает от чего меня вдруг перекосило от радикулита. То ли простудился, последние тренировки проходили в зале, который ещё не начали отапливать. Девчатам во время разминки или игры жарко, а я сижу или стою - мёрзну. Или от стресса? Или от появившегося гастрита, так как питался я уже не дома, а где и когда придётся. Готовить самому себе было лень, а если честно – просто не хотелось. Кухня прочно ассоциировалась с Наташей, которой я всегда помогал в подсобных работах (почистить картошку, порезать луковицу, помыть посуду, закупить нужные продукты и т.п.)
Конечно, события последних месяцев сказывалось не только на раздражительности, которую сразу заметили мои подопечные, но, видимо, и на нервной системе. Но от радикулита никто не помирал. Меня целую неделю кормили и лечили мои «девоньки» (так я их называл, когда был доволен их игрой). Чувствовал себя явно получше. Больше боялся повторения. Поэтому, напугав Настю «коляской», был уверен, что в понедельник явлюсь, не предупреждая никого, на утреннюю тренировку. Посмотрю, как там дела с дисциплиной и справляется ли Настёна со своими обязанностями капитана команды.

Глава 3

Наташа понимала низость своего поступка. Со стороны других – даже неадекватность. Но возрастающее с каждым годом различие интересов и споры по поводу политических событий увеличивали их ещё больше. Причём муж этого не замечал или быстро забывал, продолжая относиться к ней по-прежнему хорошо. А она переживала всё больше и больше, с трудом сдерживая себя, чтобы не сорваться на ссору и крики. Да ещё эти сумасшедшие ночи на «Седьмом небе», после которых она шептала:

- Как же приятно было, Господи!

Последний, разумеется, был здесь совершенно не причём.

Но всё-таки решила, что секс не может служить доминирующей причиной брака, что единение душ – более важный фактор. А когда наконец услышала от Олега, своего научного руководителя: «Я тебя люблю», в тот же вечер без раздумий отдалась ему.
Олег, как интеллигентный человек (вот чего, как она считала не хватало Сергею) настаивал на разводе:

- Ты пойми, Наташенька, мы поступаем нечестно, обманывая твоего мужа. Спать с двумя мужчинами, согласись, не комильфо.

Наташа набиралась решимости ещё месяц. И как-то после завтрака уже одевшись для ухода на работу она и сделала своё объявление о разводе.

Выяснив, к кому уходит жена, Сергей долго молчал потом произнёс:

- Если ты всё хорошо обдумала, то я подпишу все необходимые для развода бумаги. Только уж сама выясняй, что для этого нужно сделать.

Радости Наташи не было предела. Она думала, что он начнёт мешать ей или строить какие-то козни. Конечно, развод его вряд ли устраивал и вообще не был нужен. Налаженный быт ломался, а Сергей не любил революционных перемен. Но насильно мил не будешь. Жизнь с нелюбимым мужем и с нелюбящей женой – обоим плохо.

Вторую радость Наташа испытала буквально через два дня, когда тест на беременность показал, что у неё будет ребёнок. Она планировала дитя на более поздний период, но Олег умилял её своей наивностью в сексуальных отношениях, стесняясь даже при ней надевать презерватив. Она поняла, что он, скорее всего, не всегда это делал. Но был каждый раз такой нежный и милый в постели, гладя и баюкая Наташу как ребёнка. И она смирилась с тем, что ей придётся через семь-восемь месяцев становиться мамой и самой баюкать ребёнка. В конце концов, она не первая и не последняя, которая рожает во время работы. И не слабее других. Не говоря уж о том, что её и его родители всегда окажут необходимую помощь. Например, мать Олега как-то сказала, что если у неё появится внучок или внучка, то она на год переедет к своей сестре в Химки, а приезжать будет, только когда надо будет «посидеть» с ребёнком. Но про ожидаемого наследника Наташа решила пока никому не говорить. Через пару недель проведёт ещё один тест и вот тогда…
Боялась она только одного, что после стольких удач, которые сопровождали её усилия по созданию новой семьи, не случилось бы какой неприятности.  И невольно вспоминала слова Сергея перед очередным волейбольным соревнованием. Он всегда ходил по комнате и бубнил:

- Хорошо, если девчата в первой парти проиграют два очка. Я им устрою головомойку и подниму тонус. Тогда вторую и третью партии они заиграют как звери и выиграют наверняка… Но не больше двух очков. Для стимуляции… Вся жизнь игра. Если сначала плохо, потом обязательно будет хорошо. И наоборот. Если с большим перевесом выиграют первую партию, тогда вторую точно проиграют. И в третьем сете им уже придётся драться до крови за каждое очко.

Наташа смотрела в тёмное окно и ждала Олега. Он должен был прийти поздно, так как сегодня подошла его очередь работать с самым мощным в институте американским электронным микроскопом.

В час ночи её разбудил телефонный звонок Сергея.

- Что случилось? Почему ночью звонишь? – Недовольным голосом спросила Наташа.
- Наталья, у меня офицер из ГИБДД. Тебя разыскать не могут. Ты прописана у родителей, те сказали, что живёшь у меня. Твой Олег попал в аварию. Я сейчас передам полицейскому телефон, а ты продиктуй ему свой адрес. Они заедут за тобой. Ты нужна им для опознания...

Оставшись одна, Наташа прошептала:

- Вот и сменилась белая полоса чёрной. Что делать?  Я осталась одна. Да ещё с будущим ребёнком!


Глава 4

Самым мощным ударом, самой сильной и точной подачей обладала Безменова. При росте в 196 сантиметров и ладонях, шириной с пальмовый лист, она оставалась моей надеждой. Мне и в голову не приходило подыскивать на её место запасного игрока. Впрочем, такого пришлось бы искать по всему городу и вряд ли с успехом.
И вдруг удары её стали слабее (устала девушка, бывает), потом две позорные потери подачи и слёзы на глазах. Только тогда до меня стало доходить, что причина происходящего гораздо серьёзнее.
После тренировки, когда все уходили в раздевалку, крикнул ей:

- Валентина, подойди ко мне. Поговорим.
- Давайте в другой раз, Сергей Саныч. Хорошо?

Это уже был паршивый признак игрока в моей команде.
Я обратился по привычке к своей палочке-выручалочке и капитану команды Настасье. Её и звать не пришлось. После ответа Безменовой она сама вернулась и села рядом со мной. И вопроса от меня не ждала, заговорив первая.

- У неё что-то с правым плечевым суставом. Уже обращалась к травматологу-ортопеду. Я завтра узнаю, у кого она лечится. Вы встретьтесь с ним сами, по телефону он о её болезни говорить не будет. А в разговоре узнаете всё, что вас интересует.

Не знаю, насколько уместно прозвучал мой ответ, учитывая недавнюю трагическую гибель будущего мужа моей жены, но сказал я вполне искренне:

- Спасибо, Настёна, умница! Откуда у женщин только берётся столько проницательности? Если меня задавит машина, будешь вместо меня работать тренером.
- Ни за что! Я не ухожу из команды именно потому, что тренер вы. Сами понимаете, что нам Высшая лига «Б» вряд ли светит, ни тем более Высшая «А». Уйдёт Безменова. Потом ещё кто-нибудь из тех, кто закончит институт и найдёт хорошо оплачиваемую работу… В общем завтра постараюсь все данные сообщить вам на утренней тренировке.

Утром вручила мне написанный на бумаге номер телефона, фамилию и имя лечащего Безменову травматолога. Фамилия его показалась знакомой, но сам я, Бог пока миловал, к врачам не обращался. Меня всегда «лечили» члены моей команды и с большим эффектом.

Созвонился. Договорились, что я приеду вечером в больницу, где мы и сможем поговорить. Объявил Настасье, что вечернюю тренировку проводит она с моим помощником (он выполнял больше функции завхоза) и показал ей кулак.

- Намёк поняла?
- Не беспокойтесь. Всё будет нормально.

Доктор Николай Безруков оказался моим знакомым, но из школьного возраста. Наши родители дружили, встречались, и, естественно, дети не могли не запомнить друг друга. Этот факт значительно облегчил нашу беседу, потому что мог попасться более щепетильный врач-педант, который сказал бы, что не имеет право рассказывать кому бы то ни было о заболеваниях своих пациентов. Так что мне даже не пришлось придумывать вступление для разговора. Доктор, поздоровавшись, начал его первым:

- Вас интересует Валентина Безменова, я правильно понял?
- Да. И хочу подчеркнуть, что у меня не обывательское любопытство…
- Сергей Александрович – это лишние слова. И потом - мы практически одногодки. Может, как раньше: Николай и Сергей?
- Согласен.
- Так вот. Валентина могла бы стать если не талантливой, то успешной пианисткой. Вы наверняка не знали, что она на фоно свободно берёт две октавы, хотя руки её наверняка видели. Замечу, что больше двух октав могли брать только Лист, Рахманинов и вроде Ван Клайберн. Закончила музыкальную школу, но в консерваторию поступать не стала, перейдя в вашу команду и превратившись в волейболистку. Причина, как ни странно, банальная и нам, мужчинам покажется странной. Валентина не очень симпатичная на лицо. О росте я уж молчу. Какие у неё были клички в школе, вспоминать не буду. К концу школы она уже была где-то под метр девяносто. Ни один мальчик с ней танцевать не соглашался, не говоря уже о «пойти погулять». На предложения вполне серьёзных людей совершенствовать свою игру на фоно она, плача, отвечала: «Мне за ним только сидя на полу удобно играть». В общем девушка замкнулась в себе. Есть такой тип людей-интровертов. И вдруг она обнаружила, что в спортивном зале ей рукоплещут после каждого удара и кричат «Чайка – ура!» После какой-то вашей победы её даже на руках выносили из зала. Это почти слава, согласитесь! Кстати, знаете почему её прозвали «Чайкой», а не «дылдой», как звали до последнего дня в школе? У Валентины Терешковой был позывной «Чайка». Вот почему-то к ней это птичья кличка и прилипла. Самое интересное, что полностью соответствовала как её невероятным прыжкам над сеткой, так, уж извините, и формам лица: острый длинный нос и так далее… А теперь ближе к вашему вопросу, который вы не задали, но я его представляю. У Валентины развивается артроз правого плечевого сустава. Проще: у неё разрушается сам сустав. Она пока может писать, играть на пианино, даже носить не очень тяжёлый портфель. Но «заколачивать гвозди мячом», это, кстати, её выражение, ей категорически противопоказано. Играть под обезболивающими я ей не разрешаю, хотя она и это опробовала. В конечном итоге разрушается суставной хрящ, сустав деформируется и его приходится заменять на титановой процесс. Какие уж там «силовые удары» через сетку! Теперь понимаете? Специальные уколы в сустав я ей делаю, лекарства она принимает, у неё даже диета особая. Но я уже сказал ей, что без операции в ближайший год-два мы не обойдёмся. Да ещё проблема по нашим временам достать импортный титановый протез сустава. И само эндопротезирование стоит где-то около трёхсот тысяч рублей. Впрочем, последнее для их семьи проблема второстепенная. Вот такие дела. Надеюсь, Сергей, ты понимаешь, что эти сведения не должны знать её друзья и даже она сама. Это уже предоставь мне.

От разговора с другом детства я ушёл, разумеется, сильно разочарованным. Что делать? Где искать ей замену?



Глава 5

Созвонился с Безменовой и, стараясь говорить без излишнего драматизма, спросил:

- Ты несколько дней назад обещала со мной поговорить «в другой раз». Помнишь? Можно я к тебе зайду домой? Надолго не задержу. Можем встретиться где-нибудь в сквере или кафе. Я считаю неправильным, если мы с тобой после стольких лет совместной спортивной дружбы расстанемся как малознакомые люди.
- Вы правы, Сергей Саныч. Заходите хоть сейчас. Даже лучше сейчас. Никого дома нет, не придётся знакомиться и раскланиваться. Запоминайте адрес.

Квартира у Безменовой была из тех, которые обычные люди называют «шикарными». Но не буду тратить время и внимание на избыточную роскошь. Человек всегда важнее.

- Снимайте туфли. Мы все ходим босиком, полы у нас всегда тёплые.

Стоя друг против друга без обуви, я зрительно убедился, что мы с ней на самом деле одного роста.

- Я никогда не интересовался, кто из вас какие цветы любит, поэтому купил тебе три розы. В виде символа нашей с тобой встречи в неформальной обстановке. На розы аллергии у тебя нет?
- Нет. Спасибо большое.

Она быстро отвернулась. Бросила через плечо: «Идите за мной». Провела в зал, также не глядя на меня, сказала: «Садитесь на диван, а я сейчас воду налью в вазу». И вышла.
Когда вернулась, заметил, что глаза у Валентины сухие, но ещё красные от слёз.

- Была причина поплакать?
- Была. Я не смогла вспомнить, когда мужчина, не считая, конечно, родных, дарил мне цветы без всякого повода. Я могу организовать чай или кофе. Вы что хотите?
- Я хочу немного посидеть с тобой не на скамье, а вот на этом мягком диване. Можем поговорить, а можем просто помолчать… Ты забыла, когда тебе дарили цветы, а я не могу вспомнить, сколько игр мы выиграли благодаря не только твоим диагональным ударам, но и хитрым «скидкам». Они всегда оказывались неожиданными не только для соперника, но и для меня. От тебя ожидали пушечного выстрела, а ты пальцами легко перекидывала мяч через головы блокирующих, и он буквально падал им на пятки. А у нас два очка в кармане прибавлялось.
- Да, такой «сброс» я всегда готовила и в первой партии редко применяла, чтобы никто от меня его не ждал. Самой нравился эффект от такого приёма. На соревнованиях зрители иногда даже хлопали после этого…

Я подумал, может быть, Валентина в тот момент представила себя раскланивающейся перед аплодирующей публикой после игры на рояле. Как странно складываются судьбы. Воистину: анатомия – это наша судьба. В случае Валентины так и оказалось.

- Ты здорово помогла нашей команде. И ещё. Я хотел извиниться перед тобой. Тренеру не простительно не замечать травм и болячек у игрока. А я такую ошибку допустил. Да ещё обругал тебя. Прости меня за это.
- Проехали. Это всё мелочи. Я уже забыла об этом. А вот то, что вы зашли проститься со мной, я буду помнить очень долго… Можно я вас поцелую?
- О чём речь? Сижу и жду твоего поцелуя.

Валентина улыбнулась и неловко чмокнула меня в щёку.

- А вам спасибо, что эти годы в вашей команде я чувствовала себя… вы не поверите… глупо прозвучит… Я чувствовала, что нужна вам, что вы все цените меня. Мне больше ничего и не надо было…

Она встала и отошла к окну, снова потянувшись рукой с платочком к глазам.

- Мне надо вам, Сергей Александрович, сказать две важные вещи. Я уже говорила с папой. Спонсирование нашего волейбольного фонда он и все остальные спонсоры будут продолжать. Но до тех пор, пока мы не выиграем турнир, который позволяет перейти в Высшую лигу «Б». А что будет дальше – отдельный разговор уже со спонсорами
- Передай ему спасибо от имени всей команды.
- И ещё одно. Я знаю, что вам такие девушки не нравятся, но выбор за вами. Я смотрела недавно дружескую встречу команд педагогического и радиоинститута. Моего роста, но худая до ужаса одна девчонка, вроде Катей её звали, обладает таким же пушечным ударом. Если не сильнее, чем у меня. Тем более, что от неё такой силы никто не ожидает.
- А чем она мне не понравится?
- Она живёт практически на одну стипендию, родители неблагополучные, помощи от них не получает. В общем, если ей предложите нашу зарплату, она на коленках к вам приползёт. Только её найти надо. Она, видимо, в общежитии живёт…
- Откормить её до необходимого предела мы сможем. Чем она плоха?
- Не хочется говорить, что она проститутка, но иногда подрабатывает и так. Подробности я не знаю, всё со слов других людей. Но как она играет, я видела своими глазами. В этом плане за неё я ручаюсь. А уж сможете ли вы её приручить как всех нас к дисциплине, не знаю. Это уже ваша работа…

Стали прощаться.

- Удачи тебе и до свидания! Заходи к нам в зал.
- Нет. Не буду.
- Почему?
- Вы когда-нибудь любили?
- Влюблялся. Как без этого?
- Я не про влюблённость. Любили кого-нибудь по-настоящему?
- Любил, - ответил я после маленькой задержки.
- Расстались?
- Да.
- Хотели бы её периодически видеть с другим мужчиной?
- Нет, - ответил я уже твёрже.
- Вот и я о том же. Любила всех вас и по всем буду страшно скучать. Но в зал наш больше не приду.


Глава 6

Катю я нашёл довольно быстро. В общежитии студентов пединститута спросил у первой попавшейся девушки:

- Извините. Я ищу одну студентку. Она очень хорошо играет в волейбол и очень высокая.
- И худая как щепка? – уточнила собеседница.
- Говорят, что-то вроде этого.
- Идите за мной.

Поднялся за ней на второй этаж.

- Вы постойте здесь. Я посмотрю, она у себя?

Заглянула в одну из комнат.

- Катюха, тебя какой-то мужик ищет?
- Что, кого-то на минет потянуло? – раздался голос в ответ.
- Очень приличный дядька. Выйди.
- Скажи ему: «Сейчас».

Я уже пожалел, что пришёл. Может по мячу она и сильно бьёт, но такую профурсетку включать в команду? Как бы боком мне не вышло.

Словно услышав мои мысли, девушка вышла из двери боком. Остановилась. Явно что-то хотела сказать, но быстро сообразила, что посетитель не простой. По одному моему росту поняла, что я связан с волейболом. Что пришёл для разговора. И что «дядька приличный». В общем: рыбак рыбака видит издалека.
За эти же секунды я разглядывал её. Действительно худющая, но жилистая. А главное, чего я никак не ожидал, очень смазливая. Слово красивая к ней не подходило, но оторвать лицо от громадных глаз на удлинённом лице с впалыми щеками было трудно.

- Здравствуйте, Екатерина. Я хотел с вами поговорить. Мы могли бы выйти во двор? Там я видел скамейки.
- Здравствуйте. Можно и выйти. Сейчас, что-нибудь накину на себя.

Чёрная футболка с принтом зловещего черепа, джинсы с дырами на коленях, сверху надела ярко-красный кардиган. На ногах – грязные кеды. Когда остановились на крыльце, оглядывая двор в поисках свободной скамейки, повернулся к ней лицом. Она также повернулась ко мне.

- У меня 189 сантиметров, - ответила она на вопрос, который я не успел задать.

То, что девица не глупая и сообразительная это хорошо. Но и плохо, легко сможет и меня обмануть. Я-то привык своим девушкам доверять. А тут – кто знает? Но бесполезно и устраивать проверку на искренность. Спорт быстро покажет, who is who.

- Меня зовут Сергей Александрович.
- Знаю. Слышала о вас и видела пару раз на соревнованиях.
- Задам несколько вопросов, чтобы не терять время. Не возражаешь?
- Нет. Спрашивайте, что хотите.
- Тебе сколько лет?
- По паспорту двадцать два. На самом деле - двадцать четыре.
- Замужем? Беременности нет?
- В этом плане всё чисто.
- Судимости были?
- Нет. А с паспортами – это мамкины уловки меня омолодить, когда первый паспорт получала. Там, где росла, такой трюк можно было провернуть.
- Как учишься?
- Средне. Четвёртый курс иняза: английский и французский. Не смогли предусмотреть, что китайский быстрее пригодится.
- У сетки уверенно играешь?
- Не жаловались.
- Вам за игру доплачивают?
- Какие у нас игры? По договорённостям. Надо проиграть, проиграем, надо выиграть, выиграем. Устроитель в конце кинет игрокам по 500 рублей, капитану – «штуку» и на всех - пару ящиков пива.
- Ко мне в команду не хочешь перейти? Получать будешь не пиво, а официальную зарплату, которая будет, если я правильно осведомлён о вашей стипендии, раз в 7-8 больше.
- Надеюсь это не жестокая шутка?
- Нет. Но никакой уверенности в том, что я тебя смогу принять, у меня пока нет.
- Почему? Я что-то кому-то должна…?
- Нет, ты никому ничего не должна. Тебе надо будет пройти полное медицинское и лабораторное обследование в спортивном диспансере. Это для тебя будет бесплатно. Но если найдут какое-нибудь хроническое или венерическое заболевание, или даже намёк на них, наше общение на этом закончится.
- Нет у меня никаких болезней. Не дура пятнадцатилетняя. Обследуйте. Я готова.
- Особо не надейся. По голосу – куришь много. А как должны работать лёгкие в течение минимума часа непрерывной игры, ты должна представлять.
- Считайте, что курить уже бросила.
- Последний вопрос. Как будешь улаживать дела с занятиями? У меня две тренировки в день по три часа каждая. И все на измор.
- Возьму академ.
- С ним не торопись, пока мы не решим с тобой все другие вопросы. Я даже советую продолжать самостоятельно учёбу. У меня некоторые так делают, но решать тебе. Дело в том, что команду нашу содержат солидные спонсоры и требования соответственные. Я отвечаю за твою игровую подготовку, но за всё остальное отвечаешь сама. Любой скандал, привод в полицию, безнравственный поступок и ты вылетаешь из команды. Дисциплина в общем почти армейская. Приспособишься?
- Почему-то многие думают, что жить дисциплинированно по определённому распорядку плохо, а безалаберная богема с пьянками – это кайф.
- Если так уверена в себе, спорить не буду. Когда начнём обследование?
- Хоть завтра. У нас в общаге второй день горячей воды нет. Но сегодня найду, где ванну принять. Какие документы с собой брать?
- Завтра только паспорт. Если всё нормально и будут оформлять официально, могут попросить всякие ИНН, страховой полис и прочее. У тебя они есть?
- Как у всех студентов. Что раздали, то у меня есть. Что в кадрах не давали, того нет.
- Ладно. Начнём, а там видно будет. Телефон свой скажи.

Екатерина продиктовала. Я отошёл в сторону, позвонил в спортивный диспансер. Узнал, когда и к кому ей обращаться. Вернулся к новой знакомой.

- Екатерина, завтра…
- Простите, что перебила, Сергей Александрович, зовите меня Катей. У вас в команде есть одна Екатерина. Чтобы не путались.
- Откуда знаешь?
- Я же говорила, что смотрела, как ваша команда играет. А на стадионе видела и как тренируетесь. У вас действительно жёстко всё поставлено. Но судя по тому, что говорят девчата, вы не вредный и честный человек. Для любого тренера этого более, чем достаточно.
- Договорились. Завтра я подъеду ко входу в общежитие к трём часам. Буду на улице. Не заставляй себя ждать.
- Не заставлю. Лишь бы ваших врачей проскочить. Я вас не разочарую, вот увидите...


Глава 7

Осмотры врачей Катя «проскочила», но мне отдельно к официальному «положительному заключению» о её здоровье приложили записку в заклеенном конверте. Кардиолог отмечал некоторые изменения в сердечной мышце, которые появляются, как правило, только с возрастом. Чтобы мне было понятнее, в скобках дописал: «изношенное сердце». Массивные физические нагрузки в первые месяцы не желательны. Терапевт рекомендовала отдых с усиленным питанием и приложила соответствующую диету.
Я долго размышлял, прежде чем принять окончательное решение. По привычке обратился за советом к Анастасии. Капитан в команде играет большую роль. После окончания вечерней тренировки спросил:

- Ты домой?
- Да.
- На машине?
- Разумеется.
- Поговорить с тобой надо. Хорошо бы на свежем воздухе, но не под дождём. Есть такие места у нас?
- Сейчас доставлю. Ужин планируется?
- Вот сказала и сразу есть захотелось. Да, планируется. Чтобы там хоть чебурек какой оказался.
- Гастрит себе ещё не нажили?
- Переживу…

Она рванула куда-то на край города. А я подумал, что при каждом трудном случае всегда советуюсь с ней. Вот такая бы жена была у меня…

- Что-то мысли о еде навели меня на легкомысленный разговор. Задам тебе несколько вопросов психологического характера. Ты смогла бы выйти за меня замуж, а?
- Относительно замужества, не знаю. А жить с вами вместе трудностей не составило.
- А моя жена не смогла со мной ужиться. Вот представь: я смотрю по телеку волейбольные соревнования, а тебе они осточертели, и ты хочешь посмотреть какой-нибудь фильм. И живём мы не во дворце с десятью телевизорами. Что будешь делать?
- Я люблю смотреть фильмы по компу. Нахожу, какой мне хочется, закрываю дверь в свою комнату и смотрю. Ещё какие трудности у вас в семейной жизни случались?
- Кухню ненавижу. Готовить не люблю, хотя, когда прижмёт, могу и картошку пожарить. Жена тоже готовить не любила и получалось у неё не очень вкусно. Кстати, и ты готовить не можешь.
- Да, готовить я не люблю, это верно. Но научиться – два раза плюнуть. Особенно когда самой есть хочется. Дело в том, что в этой процедуре таится большая психологическая сила. Представьте: женщина кормит мужчину. Он ей благодарен? Безусловно. А как он её может отблагодарить? Подарки, внимание и секс. Многим этого вполне достаточно… Вы не сказали «бывшая» жена. Ещё не развелись?
- Мне не до этого сейчас. А она о чём думает, не знаю.
- Думаю, не трудно догадаться, о чём она думает… У вас все вопросы? А то уже подъезжаем… Выходим. Быстро бегите под тот навес. Я сейчас подойду.

Место оказалось для меня незнакомым. Но действительно удобное. Добротная крыша сверху, с одной стороны - стена ресторана, с другой отгораживали от улицы высокие кусты, за ними стояли деревья. Так что даже шум близкой дороги не мешал.
Настя отлучилась «попудрить носик», а я, забыв о предыдущем разговоре, выстраивал в голове вопросы, касающиеся Кати. Беседа в общем-то намечалась серьёзная. Я знал, что окончательное решение останется за мной. Знал, что Настя, почувствовав, куда клонится моё желание, не станет спорить. Но всё, что думает сама по этому поводу, выскажет, даст советы. А мне больше ничего и не надо.

Вернулась. Следом за ней шла официантка с меню.
Выбрали себе блюда.

- Давай сначала по-быстрому поедим, а потом я тебе скажу, какая у меня проблема, - предложил я. - Впрочем, это проблема всей команды, почему я к тебе и обратился.
- Хорошо. Только предлагаю поесть в нормальном темпе, а не в быстром.
- Уговорила. Поздно вернёшься, родители не возмутятся?
- Что значит детей у вас нет. Обращаетесь с нами, как с детьми. У нас самой молодой уже двадцать два стукнуло. И мне давно не восемнадцать, живу отдельно от родителей.
- Ты права. Есть у меня такой недостаток – комплекс неудовлетворённого родителя.

Когда съели первые блюда, я стал рассказывать о Кате. Настя слушала внимательно, не перебивая. Попутно оба неторопливо клевали салатики. Внезапно перебила:

- Извините. Вы же не за рулём. Если хотите выпить, здесь есть неплохое вино. Оно, как женщина, кому-то нравится, кому-то не очень. Дело вкуса. Хотите попробовать? С бокалом в руке вам легче будет мои доводы выслушивать.
- Давай, попробую. Сейчас позову официантку.
- Не надо. Здесь под столешницей есть специальная кнопка. Вон она уже идёт. Я сама закажу… Натуленька, молодому человеку бокал домашнего вина. Грамм двести.
- Сейчас сделаю, - послушно ответила та и исчезла в зале ресторана.
- Ты здесь завсегдатай?
- Да. Заезжаю иногда с друзьями или нашими девчатами. Сразу скажу, вина им заказываю по сто грамм. На фоне обильной еды это капля в море. А теперь продолжайте.
- Мне осталось только прочитать тебе рекомендацию главного врача, о которой сама Катя не знает. Я согласен с его советами. Но они не очень реальны для нас. Понимаю, что торопиться нам некуда, переходные турниры начнутся после Нового года. Но чтобы ей по-настоящему сыграться с командой нужно несколько месяцев. Характерец у этой Кати Адлер стервозный. Одна фамилия чего стоит. Со мной прикидывалась цыплёнком, но на деле может оказаться орлицей… Как угадать? Не говоря уже о том, что я не могу отправить её в какой-нибудь Дом отдыха для усиленного питания. Нравятся мне в ней две черты: как мне показалось искреннее желание попасть в нашу команду и её… не ум, а проницательность, понимание с полуслова. Оба качества имеют свои плюсы и минусы. Попасть в нашу команду мечтает любая девчонка, которая пару раз ударила по мячу. А за проницательностью может скрываться хитрость и какие-то свои ещё непонятные мне цели… Dixi.
- У этого dixi есть мудрое продолжение: et animam meam salvavi. То бишь, сказал и тем спас свою душу. Душу не спасёте, что случится с ней, ответ вам держать. Вы должны знать программы тренировок для спортсменов, перенесших травмы, болезни так далее. Если, конечно, в институте ходили на лекции, а не по девкам хаживали. Вот ближайшие две-три недели по такой программе её и тренируйте.
- В принципе это возможно. Играть не больше одной партии. Тренировки не заканчивать раньше других, чтобы не противопоставлять её всем, а пусть потихоньку бегает или разминку делает. На усиленное питание я ей на первое время свои деньги дам. И чтобы ела только то, что написала врач. За две недели определимся, я думаю. Потом повторно покажу её кардиологу. Если будет положительный сдвиг, возьму в команду. Если нет, то нет.
- Вот сами на все свои вопросы и ответили.
- Не совсем. Кто за ней уследит? Она живёт в такой общаге, где раньше двух ночи спать никто не ложится. Понимаешь, какая там обстановочка? Когда я зашёл туда, сочли, что я пришёл искать, кто бы мне минет сделал. Если там её оставить, нечего время и деньги на неё тратить. Всё будет впустую. Я же не поселю её у себя.
- Кстати, это лучший вариант, всё время была бы на ваших глазах. Но она совратит вас если не на второй день, то на третий, могу поспорить. А это не есть хорошо, так как моментально разболтает, чтобы поднять свой авторитет. Все всё узнают. И уж тут вашему авторитету в наших глазах наступит полный кердык. Надо что-то другое придумать. Мои предложения такие. Скажите, что она, как раньше все другие члены команды, должна пройти обследование психолога. Я проверю её по нескольким личностным тестам, и мы будем хотя бы иметь представление о её личности: истеричка, психопатка, склонна к лживости. Или все отклонения в её поведении в рамках акцентуации личности. Дальше. У нас в фонде есть какая-то сумма, я не помню, на непредвиденные расходы. Я свяжу вас завтра с моим отцом, чтобы просьба исходила от тренера, а не от меня. Скажете, что нам необходимо устроить на две недели в их Дом отдыха свою спортсменку. Детали я ему поведаю в частной обстановке. При заводе есть такой, но безусловно нужен звонок «сверху». Без роскоши, но в лесопарке рядом с городом, ходит свой автобус. Наверняка там должен быть если не врач, то фельдшер. Съездите и поговорите с ним, чтобы за ней не то, чтобы следили, но уделили повышенное внимание: поведению и диете. Там в основном рабочий люд, тусоваться особо будет не с кем. Тем более, что после завтрака будет уезжать в город на тренировку. А после вечерней тренировки сразу назад в Дом отдыха. Весёлого мало, но если выдержит, значит хочет попасть в нашу команду. Вот тогда покажете её снова кардиологу и всё решите сами.
- На Дом отдыха деньги могут дать, а на еду – вряд ли. Скажут: слишком жирно будет.
- С обедом вопрос решу я, организую его здесь. Не забудьте мне выписать, чем ей там полагается питаться и чего нельзя. Этот ресторан принадлежит отцу. Я попрошу, чтобы одну нашу спортсменку кормили здесь обедами две недели бесплатно. Так что ей и денег никаких особо давайте, чтобы лишнего соблазна у неё не возникало. Только на проезд и всё. Какие ещё вопросы остаются?
- На первом месте – забрать её из общаги.
- Завтра утром до тренировки я вам позвоню и скажу, как решился вопрос с Домом отдыха и её обедами. А дальше вы уж сами… Куда ваша машина делась?
- При разводе жена попросила ей оставить. Я и отдал.
- Ох, и добрый вы человек. Мой «Хюндайчик» водить сможете?
- Думаю, что смогу.
- Завтра оформлю на вас доверенность. У меня вторая машина есть. Вы её отвезёте сами в Дом отдыха, поговорите с врачом или кто там будет за него. В столовую на обед в первый раз тоже отвезу её я. Дальше пусть сама преодолевает трудности. Вот свой характер и покажет. Глядишь и без психологического обследования через несколько дней всё станет ясно, что она за птица… Ну, что? По домам?
- По домам. Спасибо тебе за советы и помощь.


Глава 8

Похоронив Олега с помощью друзей из их НИИ, Наташа быстрее, чем ожидала, «пришла в себя». Её не самые лёгкие проблемы требовали быстрого решения. И посоветоваться было не с кем. Сергей на похороны не пришёл. Впрочем, а почему он должен был приходить? Но слабенькая надежда на это у неё была… Что ж, примет к сведению.
Какие у неё возможности?

Итак, вариант первый. Наташа не делает аборт. С ребёнком на руках и без мужа о кандидатской и вообще об относительно благополучной жизни можно забыть. Она, конечно, вернётся к родителям, но первые два года до яслей дешевле отсидеть и кормить ребёнка самой, чем кого-то нанимать. Таких денег у неё нет, родители сами живут от зарплаты до зарплаты. «Рено Логан», который оставил ей Сергей, требует серьёзного ремонта, ездить на нём нельзя. Так что если она отнесёт документы на развод, уже подписанные Сергеем, и которые ещё лежат у неё в столе, то лишится даже эфемерной поддержки бывшего мужа.

Вариант второй. Для аборта требуется согласие отца-мужа. Отдаст документы на развод, не надо будет обращаться к Сергею с просьбой: нет мужа, нет и проблемы. Но и она остаётся ни с чем (см. вариант №1).

Вариант третий. Сергей возражает против аборта. Тогда она, и это естественно, переезжает к мужу. Отношения лучше, чем были не станут, но перед ним постоянно будет вертеться пока ещё вполне привлекательная женщина, которую он когда-то сильно любил. У него не было и наверняка не появилась привычка бегать по чужим бабам. Затащит её в постель в первую же неделю. Впрочем, зачем затаскивать? Кровать у них одна на двоих была и осталась. А приобретённые рефлексы ещё никто не отменял. Так что как бы не сложились отношения, она попробует дотянуть до родов и родить. В деньгах он вряд ли её будет ограничивать, так что она сможет довольно быстро снова привести себя в привлекательное для него состояние. И через полтора месяца - кто знает? – может быть она снова улетит на «Седьмое небо». То, что Наташа всегда больше привлекала Сергея физически, она знала твёрдо. Она - его тип сексуальной женщины, воплощающий миниатюрность, изящность и страстность, а не те потные дылды, которые окружают его каждый день на тренировках.

Вариант четвёртый. Он её разлюбил. Он её не простил. Не очень желательный, но возможный вариант. Однако попробуй развестись с женой, у которой на руках формально твой (!) ещё грудной ребёнок. Такую судебную канитель Сергей вряд ли выдержит да и не согласится на неё.

Вроде все варианты проанализировала.
Резюме. Надо стремиться к третьему варианту. Для серьёзного разговора надо встречаться. Не он ли ей последний год чуть ли не еженощно талдычил о том, что им пора завести настоящую семью с ребёнком. Вот и получай семью: жена плюс ребёнок. Всё, как ты сам хотел. Ну а дальше… А дальше посмотрим…

Наука наукой, а на практике всё получилось не так как задумала. Вместо «серьёзного разговора» Сергей попросту приехал к ней домой и чуть ли не силой забрал заявление на развод и все сопутствующие бумаги.

- Не поедешь со мной в ЗАГС - твоё дело. Там в паспорте поставили бы штамп о разводе и снова – свободная женщина. Жизнь у тебя не заканчивается, а только началась. Ты её попыталась «улучшить», но, как видишь, счастье лучше не трогать, а оберегать. У тебя не получилось…


Глава 9

Я надеялся, что у Кати «инкубационный» период пройдёт без нарушений, но всё равно волновался.
Представил команде нового игрока:

- Катя будет диагональным нападающим. Практически заменит нам Валентину Безменову. Во всяком случае, я на это надеюсь. Сразу предупреждаю, что играть она первое время будет в полсилы. И прошу всех отнестись к ней по-дружески. Было бы неплохо, если бы вы пожали руки друг другу.

Ритуал знакомства внешне прошёл безукоризненно. Ну, а что будет дальше, во многом зависит от самой Кати.

- На её костюм пока не отвлекаемся, не всё сразу. Будет и у неё форма с номером.
- У нас на складе у Михалыча запасные есть формы, - напомнила мне Настя. – Не отвлекаться нам будет трудно. Любопытный прикид у Катюши.

На Кати красовалась футболка, но уже не с черепом, а с вызывающей надписью на английском языке, потёртые женские спортивные брюки и отнюдь не волейбольные кроссовки. Впрочем, чистые.

- Сейчас позвоню ему, - ответил Сергей, признавая привычную правоту капитана команды. – А сейчас всем - общая разминка.

Очень уж ему хотелось посмотреть на Катю в игре. Даже первая партия, а больше он ей играть сразу и не позволит, о многом ему скажет. В частности, о характере и о дисциплине. Наверняка сама Катя захочет показать, на что она способна. Поэтому после разминки объявил:

- Играем одну партию. Расстановка обычная для тренировки, но Катя стоит на месте Безменовой. – И добавил: - Играем в полсилы. Все слышали? В полсилы. Начали по свистку. Мяч на правой стороне.

Сел по центру сбоку. Перед собой положил на столик тонометр для измерения давления и секундомер.

Пошла обычная игра. Перемещаясь по часовой стрелке, Катя оказалась на «своём месте»: впереди справа. Нормальный пас для удара. Ну-ка!

Катя прыгнула легко, учитывая штаны и свои «килограммовые» кроссовки, ударила тоже не со всей силы, но резко и точно выделив того игрока, который ей был, видимо, не симпатичен. Удар пришёлся метра на полтора перед либеро, то есть перед Настей. Принять и отбить такой удар не велик подвиг, но на колени при этом упадёшь. Вот оно что! Катя поставила на колени капитана. Ну-ну.
Удар хороший, но конфликты предсказуемы. Посмотрим, что ещё она умеет.

В свою очередь Катя вышла на подачу мяча. Обычный дриблинг… Впрочем, не совсем обычный: быстро стуча по мячу, она, сосредотачиваясь, смотрела не на мяч, а вперёд, на площадку соперника, словно выбирала очередную «жертву» для своего «выстрела». Я считал про себя до восьми: в это время удар должен быть нанесён или объявлю «Потеря подачи».
На седьмой секунде Катя в прыжке вперёд нанесла сильный удар, чего не должна была делать при игре в полсилы.
Мяч полетел в дальний левый угол, рискуя вылететь в аут. Ирина, закрывающая эту часть площадки, тоже так решила, не стала принимать мяч, а уклонилась в сторону.
Мяч ударился прямо перед чертой или задев черту. Я со своего места этот момент разглядеть не смог. Мяч улетел к стене, а Ирина крикнула:

- Черта задета.
- Нет! - сразу ответила Катя. – Чистый эйс!
- Разговоры и споры прекратить, - моментально вмешался я. - Катя, я сказал играть в полсилы. Не люблю, когда мои распоряжения не выполняются. Мяч на левую сторону. Минутный перерыв, но все остаются на местах.

Я пересёк площадку и взгромоздился на стремянку для судьи, которая стояла на другой стороне волейбольной площадки. Отсюда отлично видно все ограничительные линии. Иначе споров не избежать.

- Катя, информация лично для тебя, о ней все другие игроки знают. Каждое нарушение моего распоряжения я отмечаю в своей тетради минусом. Дисциплинарные нарушения отмечаю тоже минусом. Если минусов набирается излишне много, предлагаю игроку перейти в другую команду. Пока твоей фамилии в тетради нет. Но, надеюсь, она там скоро появится наравне с другими членами команды. Я понятно выразился?

- Да.

Недовольства или возмущения в ответе я не уловил. Это хорошо. Может и сыграемся, хотя нервов с ней потрепать придётся немало.

Дальше игра шла ровно, но бесцветно с переменным преимуществом. К концу периода сторона, на которой играла Катя, проигрывала одно очко. Она стояла у сетки и когда связующий принял мяч и посмотрел на неё, она показала ему рукой вверх. Он понял правильно и подал ей мяч для удара выше, чем обычно. Соперники моментально подпрыгнули, выставив руки над сеткой, в попытке блокировать ожидаемый удар. Поторопились в своём прыжке на полсекунды, забыв, что человек не может висеть в воздухе. А Катя взмыла вверх над их блоком гораздо выше, чем в этом была необходимость (явно демонстрировала свой прыжок лично для меня) и, не нарушая объявленного правила играть вполсилы, тихо ударила по мячу. Тот практически вертикально упал за спинами блокировщиков.

- Ничья, - объявил я. - Перерыв десять минут. Катя ко мне. Вернее, к тому столику.
- Ничьих в волейболе не бывает, - вполголоса возразила Света, которая играла в одной команде с Катей.
- Одно очко снял с вас из-за Кати, которая нарушила моё указание.

Светлана была права. Играют до победы с преимуществом в два очка. Но на тренировках можно позволить себе то, что необходимо тренеру. Мне для начала была необходима в психологическом отношении именно ничья. А теперь мне необходимо измерить артериальное давление и пульс у Кати.

Посадил её перед собой. Дыхание частое. Это естественно.

- Курить бросила?
- Как обещала.
- Тяжело переносится?
- Леденцы сосу. Уже легче. Тяжелее от пищи, которую приходится съедать.
- Утром взвешивалась? Сколько набрала?
- Три кг.
- Доктор рекомендовал пять.
- Если хотите, чтобы я так высоко прыгала, лучше остановиться на трёх.
- Сбросить всегда успеешь… Показания у тебя в пределах нормы. Сейчас у всех девчат и пульс повышен, и давление. Но тебе сегодня играть больше не придётся. Если только в конце ещё партию. Посмотрим. Часы есть?
- На телефоне.
- Сейчас выходишь из зала и... Ты в куртке пришла?
- Да.
- Надень её и застегнись. Не хватало простудиться. Выходишь на стадион и быстрым шагом, но не бегом, ходишь кругами по травке, думаешь о своей жизни, о будущем и о вечном. Каждые полчаса подходишь ко мне для измерений. А играла ты хорошо… Тебя выпишут скоро из Дома отдыха. Одну комнату в общаге для себя найти сможешь?
- Такие есть только на этаже у парней. Но вы запретили совершать непотребные поступки. А даром, разумеется, никто не уступит.
- Когда выпишут, снова идём к кардиологу. Если отметит улучшение, сразу включаю официально тебя в команду и ты получаешь аванс. А с деньгами всегда легче решать различные проблемы. И ещё. Постарайся со всеми поддерживать благожелательные отношения, включая капитана. К твоему сведению, она сделала для того, чтобы ты попала в нашу команду больше, чем я.
- Да?
- Представь себе – да!


Глава 10
 
А затем восемь месяцев ежедневных тренировок, о которых рассказывать нечего. Команда явно сыгралась, но опытный глаз сразу бы определил, что есть в основном составе только три-четыре сильных игрока, а остальные все – среднего уровня. И частота тренировок уже ничего у них не меняла.
Начались отборные соревнования двенадцати команд, заявленных в Высшую лигу «Б». Первые восемь матчей мы выиграли. Но самые сильные команды были впереди. Когда до финальной встречи осталось четыре команды, мы начали проигрывать…
Вполне закономерно. Они были сильнее нас и лучше подготовлены. Обижаться было не на кого. Мы вылетели из списка претендентов.
Девчата после окончания матча приняли душ, переоделись, причесались. Большинство девушек не захотели оставаться в спортивных костюмах и захватили с собой платья.
Затем все собрались на ступеньках Дворца спорта. Образовали кружок: в середине спортивные сумки, вокруг восемь высоких и привлекающих внимание прохожих девушек. Ждали меня. Все понимали, что больше не будет никаких тренировок и, может быть, даже встреч.
Со мной же беседовал один из членов судейской коллегии. Узнал фамилии двух девушек, записал их в свой блокнот:

- После окончания соревнований они могут обратиться ко мне. У нас есть планы по формированию отдельной, так сказать «запасной команды», которая всегда была бы у нас перед глазами. Они будут на нашем обеспечении, а у нас появится возможность при необходимости замены сразу брать игрока не со стороны, обосновываясь только характеристикой его тренера, а такого, какого мы видим сами и знаем, в какой он форме.

Я поблагодарил его, простился и вышел к своей команде. Удивился, что на всех лицах улыбки – только что отсмеялись.

- По поводу чего смех, девоньки?

Ирина, перебивая других, начала рассказывать:

- Ой, что сейчас было! Разве нас можно оставлять одних, Сергей Александрович? Бросили бедных девочек на съедение?
- Что же всё-таки случилось? – спросил я.
- Буквально десять минут назад к Кате подваливает прилично одетый мэн и спрашивает, не желает ли она принять участие в городском показе мод? Один проход по подиуму и сто баксов в кармане. Пять раз прошлась в разных платьях – 500 баксов. Катька чуть в обморок не упала.
- Ты особенно-то не привирай, - заметила Катя. – Никуда я не падала.
- Мне интересно, Катюша, что ты ответила? – спросил я.
- На хорошем французском я ответила, что ещё не решила, какой у меня будет следующий шаг в жизни. Этот крендель, разумеется, ни шиша не понял. Уровень его модельного предприятия сразу стал мне ясен. Повторила ему ту же фразу на английском. Тут он залопотал вполне понятно: мол, им нужна в группу моделей одна очень высокая девушка и я как раз та самая вешалка, на которую можно вешать их тряпьё. Оставил мне свою визитку. Но были у меня подружки из таких, примерно, модельных контор. Основная работа у них заключалась в участии в корпоративах и эскорте папиков. Платили им, правда, хорошо.
- И что ты решила?
- Ничего не решила.
- Ты пропустила интересный эпизод, - снова вмешалась Ирина. – Катька в конце говорит ему на ломанном русском языке: «У вас, мистер Твистер, такой плохой английский, что лучше продолжать разговор на вашем русском». Мы все чуть не померли со смеху… Ну, ладно. Мы все стоим и ждём, что решили вы.
- Ничего хорошего, девоньки. Должен сказать, что благодарен вам всем. Вы отработали по полной программе и показали всё на что способны. Но встретились команды сильнее нашей. В спорте это закономерно.
- Мы расходимся по старым норам? – спросила Катя.
- Кузнецовой и тебе предложили после соревнований обратиться к одному из судей. Вот его визитки. Они формируют запасную команду, обеспечивают вас всем кроме жилья. Им нужны только москвички, чтобы всё время были на глазах, тренировки не интенсивные, но некоторым хитростям они научат, прибавится опыт в игре с мастерами. Опять же на глазах у них всегда будете. Можно сказать, попадёте в кастинг топ-волейболисток.
- А вы с нами?
- Нет. Моя скромная личность им не требуется. Устроюсь в спортивную школу тренером.
- Тогда я пас, - ответила Кузнецова. - Мне теперь только бы сдать госэкзамены и уже есть предложение о хорошей работе в Министерстве связи. Кстати, если у них есть волейбольная команда, вам позвонить? Может быть, они захотят известного тренера. Мы всё-таки до четверть финала дошли!
- Пока ничего определённого тебе сказать не могу. Но спасибо. Твоему звонку всегда буду рад.

- Без вас мы там будем чужими, - поддержала её Таня. – Мне лишь бы в общагу свою не возвращаться. Только-только успела в нормального человека превратиться. Но я, пожалуй, пожертвую моральным кодексом и погужуюсь немного с этим кренделем на подиуме. Мне бы на однокомнатную комнатушку где-нибудь на окраине ещё денежек добрать. Тогда можно возвращаться в институт и закончить его наконец-то.

У всех были свои планы. Но некоторые молчали и с тоской смотрели на меня. Безработных среди них, разумеется, не было: кто ещё учился, кто уже работал. Другими словами, не пропадут, но вернутся к старой своей жизни. И лишатся такого тесного и дружеского для многих трёхлетнего общения.

- Девоньки мои. Я сейчас вернусь в зал. Там будет очередная игра. Мне надо посмотреть, как играют суперменки и ещё учиться самому. Давайте я вас всех расцелую.
- Правильнее, Сергей Саныч, «супервуменки».
- Принял к сведению.

Раздался голос Насти:

- Девчата, поцелуи Сергея Саныча для нас, конечно, самая большая награда. Но нас содержал особый фонд. И там, не знаю точно сколько, но остались деньги, которые принадлежат команде. Минимум по тысчонки с лишним на каждую достанется. Я в ближайшие пару дней свяжусь с бухгалтером. Телефоны у меня ваши есть. И всем переведу по одинаковой сумме. Согласны?

- Согласны, - хором ответили все. – Мелочь, а приятно.
- Да. После тех зарплат, которые мы получали благодаря Сергею Александровичу, это действительно мелочь. Так может быть поступим по-другому, выступила Катя. -  Настя, обращаюсь к тебе, как капитану, и ко всем остальным. А может мы купим какой-нибудь особенный сувенир для нашего тренера? Только такой, чтобы и через двадцать лет, он посмотрел на него и вспомнил нас всех. А?
- Ты – гений, Катюха, - констатировала Настя. - Соберёмся отдельно, подумаем, купим и подарим. Так как деньги общие, давайте голосовать. Кто «За»?

Все подняли руки и уставились на меня. И, чёрт бы их всех побрал, у меня даже слезы выступили. Тоже намотался за эти дни, наволновался, команду, получается, хорошо подготовить не смог, а тут ещё с подарком...

- Это не обязательно, - дрогнувшим голосом заметил я. – Не надо… Спасибо вам всем! Я вернусь в зал. Там уже игра началась. Не забудьте, в семь вечера все встречаемся в ресторане на прощальный ужин.

Развернулся и побежал по лестнице в вестибюль дворца.


Глава 11 и последняя

Через два дня Настя сказала мне:

- Если ты оформил развод, и я перестала быть твоей подопечной ученицей, не пора ли нам пожить вместе и наверстать упущенное? Твоя тренерская этика останется незапятнанной никакими сплетнями. Только жить будем у меня, хорошо? И комнат больше, и дачное место, и машины у каждого есть. Так что к этому дому привязаны не будем. Периодически и к тебе надо будет заезжать, проверять, всё ли там в порядке. А дальше посмотрим, как жизнь сложится.
Разумеется, я согласился.

***

Ещё через полгода к нам домой, предварительно позвонив, приехала мать моей бывшей жены Наташи Вера Георгиевна. Она занесла на руках в коридор малюсенькую девчонку, поставила её рядом с собой и объявила:

- Видите, стоять уже может. И ходить, если за ручку держать. Зовут её Александра Олеговна Сахранова. Это, Серёжа, дочка твоей бывшей жены. Мы её все зовём Сашенькой. Фамилия у неё твоя, потому как Наташа фамилию свою не меняла. Она полгода кормила её, а потом… тосковала – уж не знаю по кому из вас больше – покончила с собой… Какие-то реактивы на работе ядовитые выпила… Если захочешь узнать, где её могилка, я расскажу. Мы с мужем, сколько могли тянули, няньку даже нанимали. Но тяжело нам стало. Муж после смерти Наташи перенёс инфаркт, и я боюсь его нагружать. И сама ещё работаю. Вот принесла девочку к тебе. Знаю, что она тебе никаким боком не родная. Возьмёшь, хорошо. Не возьмёшь, отдам, наверное, в Дом ребёнка. Мне уже не по силам двоих тянуть: и девочку, и больного мужа.

Я присел на корточки перед малюткой. Она испуганно посмотрела на меня, но не заплакала.

- Если она не боится такого большого дядю, то, думаю, уживёмся. А ты что скажешь, Настёна?
- Такую малютку грех отдавать совсем чужим людям. Из дома ребёнка попадёт в Детский дом, а кто оттуда выходит, мы знаем… Справимся! – объявила Настя.
- Должны, - согласился я.
- Тогда, - спросила Настя у Веры Георгиевны, - давайте договоримся, когда к вам лучше заехать за её вещами?
- А я всё привезла. Серёжа, будь добр. Такси перед вашими воротами стоит. Чемодан в багажнике. Принеси, пожалуйста.

Настя взяла девочку на руки:

- Ну что, Сашенька. Будешь жить у нас?

Наконец-то девочка улыбнулась, что-то пролепетала и ухватила Настёну за нос.

- Вот и славно. Мой нос теперь будет у тебя самой любимой игрушкой. Надо же, как сердцем чувствовала, и поступила в магистратуру по детской психологии. – Обернулась к Вере Георгиевне: - Вы уходите потихоньку. Без прощаний. Так лучше. Сергей проводи её и чемодан захватишь заодно. Да свидания и спасибо за внучку. Не забывайте о ней. Когда захотите увидеть, позвоните, кто-нибудь из нас всегда привезёт вас сюда.

***

В спальне на комоде у нас стояли настольные часы в простом деревянном корпусе. Цифры римские. Четыре стрелки. Четвёртая – для будильника. Когда он был включён и время совпадало с указанным этой стрелкой, раздавался тихий свисток судьи, после которого следовала такая аудиозапись: «Сергей Александрович, доброго утра вам желают Анастасия, Екатерина, Ирина, Катя Адлер, Нина, Светлана и присоединившаяся к ним Валя Безменова».

***

Я устроился работать тренером с женской командой по волейболу в Школе олимпийского резерва. Зарплата не очень, но девчата подобрались талантливые и я уже увереннее себя чувствовал в женском коллективе. И порой думал: «Всё-таки не с одной, так с другой командой, но в Высшую лигу «Б» пробьюсь. Будет и у меня моё «Седьмое небо».

***

Прошло пятнадцать лет.

- Настя, когда мы избавимся от этого старья? – пробурчал муж. -  Маня, Таня, какой-то Серёжа! И весь перечень имён я должен выслушивать до самого конца! А там ещё Анастасия звучит. Это не про тебя?
- С ума сошёл, Мишаня? Нет, конечно. Мне эти часы когда-то в комиссионке понравились именно этой необычной аудиозаписью. Вот и купила.
- И зачем тебе слушать по утрам эту белиберду?
- Привыкла за эти годы, - ответила Настя.

И невольно вспомнила тренера Сергея Александровича, с которым у них совместная жизнь так и не сложилась. Вспомнила и девчат из своей команды. И эти часы, которые при расставании с Сергеем она оставила у себя.

***

2023 г.