1. 4 Три основных фазы клинописи

Лариса Болотова
«В ассиро-вавилонском письме… некоторые клинообразные знаки имели характер пиктографический, другие – алфавитный, третьи обозначали целые слоги, одним словом, превратились в фонетические символы. Существование столь разнообразных элементов натолкнуло лингвистов на мысль, что эта запутанная система письма являлась результатом длительного и медленного развития. Отдельные элементы, добавляемые поколениями многих эпох, накладывались друг на друга, как слои на стволе дуба.

Клинообразное письмо претерпело три основных фазы своей эволюции. В IV тысячелетии до н.э. пользовались пиктографическим. Основывалось оно на том, что рисовали более или менее реалистически данный предмет. Со временем писцы стали стремиться упростить задачу и сокращали рисунок до самых необходимых контуров, так что он становился схематичным, трудным для чтения знаком. Это были только условные символы, которые … мог прочесть только  тот, кто выучил их значение на память.

Мы уже знаем, что в Месопотамии писали палочками на влажных глиняных табличках. Начертать округлые и волнообразные линии – задача не лёгкая, поэтому скорость письма в значительной степени тормозилась. Это привело к тому, что некоторое время спустя линии рисунка стали прямыми, а вместо округлостей появились углы. Таким образом, возникло линейно-иероглифическое письмо. Когда, к примеру, древний писец записывал на табличке слово «бык», он использовал символ, состоящий из нескольких чёрточек…

Наконец, с целью дальнейшего облегчения техники письма, прямые чёрточки перестали соединять друг с другом и выдавливали их таким образом, что каждый знак складывался из группы отдельных линий. Так как писец, касаясь влажной поверхности глины, вначале погружал палочку глубже, а саму линию вёл уже с меньшим усилием, черточки стали приобретать форму клиньев.

Одновременно с переходом от пиктографического письма к клинописи совершалась гораздо более важная внутренняя эволюция. Символы, с помощью которых первоначально воспроизводили изображения предметов, отрывались от своего содержания и становились исключительно фонетическими знаками, представляющими в одних случаях целые слоги, а в других отдельные звуки».

                Когда возникла речь человека, до возникновения письма или с возникновением письма? Если до письма, то, что она собой представляла, отдельные звуки или отдельные слова? Похоже это на то, как ребёнок учиться писать слова, которые уже способен говорить? Если это было так, то пиктографического письма бы не было, а было бы сразу алфавитное. Так ли это? Возможно, у людей вначале было образное мышление и поэтому в письме они рисовали образы объектов. Так ребёнок способен рисовать образы до того, как смог говорить словами. Но словам его обучают взрослые!

«Ассирологи, делая первые попытки расшифровать ассиро-вавилонские надписи, столкнулись с загадкой, казавшейся неразрешимой. Совершено нелогичная путаница картинных, силлабических и алфавитных элементов не только затруднила их  дешифровку, но и вызвала законный вопрос: как вообще могло возникнуть такое письмо. Смешно было предполагать, что кто-то сознательно старался осложнить и запутать его чтение. Ответ на этот вопрос оказался простым; отдельные элементы ассиро-вавилонского письма наросли точно так же, как нарастают культурные слои земли со следами деятельности людей разных эпох и цивилизаций. В период, когда это письмо находилось в фазе развития фонетических знаков, древние каллиграфы, то ли из-за своего консерватизма, а может, из каких-то других соображений, сохранили в нём некоторые, освящённые традицией давнишние картинные символы, представляющие собой реликты старины».

Источник информации книга «Когда Солнце было Богом» Зенона Косидовского (стр. 38).