Сталинградская битва 4

Андрей Грачев 2
Бои в небе Сталинграда продолжались. Однако их нельзя было сравнить по накалу с боями августа и сентября. Тем не менее, немцы за это время понесли некоторые весьма существенные потери.

Так, 3 октября погиб командир 2 отряда JG3 Эрвин Штразники, имевший 41 победу на счету. Произошло это так. В район Кузьмичи ушла группа 812-го иап на задание по разведке. Внезапно её атаковали бф-109, но атака оказалась неудачной: советские пилоты вовремя врага заметили и успели среагировать. Затем немцы приняли бой на виражах, причём бой шёл с набором высоты: очевидно, немцы хотели затянуть советских пилотов повыше, где бф-109 имел все преимущества. Сделать им это не удалось: лётчики Ефремов Андрей Андреевич и Баранов Виктор Гаврилович в конце концов сбили ведущего немецкой группы. JG3 потеряла, таким образом, ещё одного сильного аса.

7 октября при атаке одиночного Пе-2 из состава 270-й бад был сбит стрелком лейтенант Хельмут Розе из 3 отряда JG3 и попал в плен. На счету этого аса было 11 побед.

21 октября был сложный день как для немцев, так и для советских пилотов. Был сбит и погиб командир 237-го иап Мордвинов Михаил Дмитриевич. Но и немцам досталось. В том бою лётчики 237-го иап атаковали хе-111, во время этой атаки были сами атакованы истребителями сопровождения. Был сбит Мордвинов. Его напарник Ривкин Борис Миронович, уйдя от атаки, сам атаковал бф-109 и подбил его. Ему позже записали его как сбитый. Скорее всего, наземные части видели падение самолёта Мордвинова, а не бф-109. Тем не менее, Ривкин не промахнулся. В его прицел попал уже упомянутый нами выше лейтенант Вильгельм Лемке из 8 отряда JG3. Он вышел из боя, дотянул до аэродрома, но при посадке его самолёт разбился, сам ас отделался синяками. Кроме того, в тот же день на вынужденной посадке разбил самолёт унтерофицер Хайнц Баум из 2 отряда JG3, имевший 15 побед на счету, но сам тоже отделался легко. Потеря эта записана как небоевая, но, скорее всего, немцы слукавили.

28 октября разбился в аварии во время пробного полёта оберфельдфебель Бертольд Грассмук из 2 отряда JG52, имевший на счету 65 побед. Потеря эта была небоевая.

10 ноября JG3 лишилась очередного своего видного аса. Был сбит лейтенант Людвиг Хэфнер из 3 отряда, имевший 52 победы на счету. Хэфнер решил в тот день предпринять визит на Советский аэродром в надежде сбить самолёт, ищущий на посадку. Как раз в это время в районе аэродрома вела учебный бой четверка "Яков" 273-го иап. Их Хэфнер и атаковал. Был подбит самолёт Полканова, он совершил посадку, но Хэфнер решил его добить, атаковал самолёт уже на земле, сжёг его и ранил лётчика.

Наказание последовало незамедлительно. Хэфнер, видимо, совсем забыл про вторую пару "Яков", а они его атаковали, имея теперь преимущество по высоте. Причём оба пилота были очень опытные. Глазов Николай Елизарович атаковал ведомого, тот смог уйти от атаки и ушёл на свою территории, а Ячменев Иван Иванович с одной атаки отправил на землю Хэфнера.

Как видим, причиной гибели аса была его самоуверенность: надо было обладать просто удивительной беспечностью, чтобы, имея за спиной пару вражеских истребителей, заняться уничтожением подбитого самолёта на земле. Ведомый тоже был хорош: тыл не прикрыл, вовремя аса не предупредил да ещё и с удивительной наглостью заявил, что Хэфнера, дескать, сбили огнём МЗА. Эти постоянные попытки списать собственную нерасторопность на ЗА мы видим со стороны немцев просто постоянно.

Как можно заметить, потери JG3 были в основном следствием беспечности её асов. Случаи с Ольрогге, Диргартом, Штразники - яркое подтверждение этому. Часто эскадра теряла асов по причине беспечности их ведомых. В этом плане эскадре было далеко до JG52 с хорошей организацией боя и отсутствием глупого риска. На Западном фронте ярко проявились недостатки эскадры: если JG53 и JG77, будучи переброшены на Запад, показали себя достойно, то JG3 полностью провалилась.

19 ноября началось контрнаступление. Теперь район боевых действий был сразу же расширен, однако в целом эта операция не сопровождалась особенным всплеском боевой активности по вполне понятным причинам: погода была не самой благоприятной. Потери, однако, JG3 нести продолжала. Так, 24 ноября в районе Пронина был подбит фельдфебель Отто Грубер из 2 отряда JG3, имевший 26 побед на счету. Он получил тяжелое ранение, но смог посадить самолёт на брюхо. Произошло это при атаке на "Илы". Победу эту одержал пилот 866-го иап Середин Владимир Алексеевич из группы сопровождения.

29 числа сбит был и командир 2 отряда, оберлейтенант Детлеф Ровер, имевший 30 побед на счету. Он был ранен и выбыл надолго, его самолёт разбился при вынужденной. Он тоже сбит был при атаке на "Илы", причём снова в бою с тем же 866-м иап. На сей раз отличился Сырцев Дмитрий Дмитриевич, который был ведущим группы сопровождения.

В декабре бои приняли более ожесточённый характер. 11 декабря в районе Обливской после серии ожесточённых боев 288-я иад не досчиталась восьми истребителей, причём, как отмечено в отчётах, вражеских истребителей уничтожить не удалось. Противостояли советским пилотам асы JG52, несравненно более организованной эскадры, чем JG3. Так, целых три победы заявил Герхард Баркхорн. Дважды отличился хауптманн Йоханнес Штайнхофф, командир второй группы. В конце боя аса якобы зацепила ЗА, он совершил вынужденную посадку, после которой самолёт был списан. Самонадеянного немецкого аса, на самом деле, в очередной раз подбили советские пилоты. Отличился ведущий советского звена из 866-го иап Чучвага Иван Иванович. Хотя самолёт вражеского аса был фактически сбит, победу Чучваге не засчитали. Тем более группа Чучваги была практически уничтожена.

А на следующий день уже в районе Сталинграда (западнее Абганерово) был сбит и погиб при атаке на Пе-2 фельдфебель Хайнц Баум из 2 отряда JG3, имевший на счету 31 победу (по другим данным, 28 побед). Пе-2 заявок на сбитые не оформляли, однако по месту и обстоятельствам нет подходящих заявок и от истребителей. Может быть, пилоты Пе-2 просто не заметили сбитый ими бф-109. А может, история была немного иной. Тройка 13-го иап сопровождала "Дуглас", в районе западнее Зеты бф-109 попытались атаковать его. Лётчик Прошин Василий Андреевич, который работал инструктором в авиаучилище и проходил боевую стажировку в полку, успел увернуться от атаки, после чего атаковавший его бф-109 обстрелял "Дуглас". Однако Прошин успел среагировать и сбил немца. Впрочем, ведущий звена, Игнатьев Михаил Тимофеевич, тоже претендовал в том бою на победу. В итоге каждому пилоту засчитали по победе. В принципе, место, где произошёл этот бой, недалеко от места, где погиб Баум, и нельзя полностью исключить версию, что Баум был сбит именно в этом бою.