Возможности малых трасс

Ильмир Шакиров
Возможности малых трасс
Удивительно, сколько возможностей для картингистов,  может предоставить обыкновенная асфальтовая площадка размером 60х60метров. Обычно такие площадки применяются в муниципальных секциях картинга, и по обыкновению, там практикуется «фигурка» (слалом), сиречь фигурное вождение, либо выкладывается «затыканная» донельзя трасса, точнее подобие, ибо ширина всего ничего, радиуса минимальны, и карты, на такой площадке, обычно плетутся за первым до прямого участка. Короткая, она же малая трасса, предназначена для «прокатных» картов, у которых соотношение (передаточное) как раз рассчитано на короткие прямые, то есть динамику.
Неудивительно, что многие профи и полупрофи картинга презрительно относятся к площадкам  для начинающих. (ну что там можно получить?). однако следует помнить о неправильном применении. И здесь как раз тот случай, когда малую трассу выкладывают так, чтобы «потише» ездили.
Среди адептов картинга, способных «выложить» трассу (продумать, эскизировать, воплотить (выложить), имеются два основных направления, школы если хотите, проектирования трасс.
Первые -любители «затыков», и вторые – поборники принципа «трасса должна обеспечивать максимальную пропускную способность».
Любители пробок, а она, несомненно, образуется на таких «затычных» трасса, это выходцы из «коробочников», картов с моторами от мотоциклов Минск Восход и прочих вымирающих динозавров эпохи совка. Ну, тут собственно и понятно, ТТХ картов не предназначены для «ходовых» трасс. Редкий Минск или Восход доходит до конца заезда.
Любители «свободной» трассы, это, если взять политическую терминологию, своего рода либералы -западники, позаимствовавшие с «буржуйского Запада» весьма технологически сложные карты, наукоемкие технологии, и термин «гоночный инженер» (настройщик систем карта, шасси в основном). Естественно, что «западники» с презрением смотрят на кондовую Русь, точнее на площадки для картинга.
Надо отметить, что автор следует принципу «золотой середины». От гадского Запада несомненно стоит заимствовать нужное, как например артельные картодромы, со своими КБ и школами, которые начинают отбор детей аж с 4 лет. В меру стоит взять технологии картинга, которые еще в 90е превосходили совок.
Но и стоит, однако «лепить» чтото свое, кондоворусское. Ведь уверяют же, у России свой особенный путь. Как мне кажется, нам это удалось созданием этакого эрзац карта, бюджетного и надежного.

Для начала мы распределили абстрактную массу картов  (образно лес) на конкретные классы по сложности обслуживания и управления, выявили группы населения со своими «хотелками» (приоритетами), и вернулись к системе лиг профессиональности занятий (отношения) картингом.
Как только мы увидели, что абстрактный лес картинга, оказывается состоит из елок, осин, берез и прочих кустарников, - коробочников и безкоробочников, прокатных и спортивных картов, то обнаружили, что между прокатными картами (для начинающих) -лига школьная /дворовая /начинающие, и спортивными картами -лига профессионал, существует огромная пропасть.
Карты прокатные, Римо или Патриот с движками Хонда 160,200,270 относительно медленны для, например, средненьких трасс с «прямушкой» до 100 метров и общей длинной до 700. Их скорость около 40. Сравните это с 96 км у МИНИ Парилла ИАМЕ 60сс (спортивный карт).
То есть, ТТХ «прокатных» картов, УТК1 А0-2 в нашей классификации, несоизмеримы с ТТХ УТК4 С1-3 (Микро, Мини, Супер Мини). Но это полбеды. УТК1 не требуют большого обслуживания, но и что-то кардинально изменить в настройках шасси (хотя бы) невозможно, поскольку этот класс «дивизион Стандарт», то это значительные ограничения в творчестве. Ничего нельзя.
Спорткарты, хоть и стоят на вершине технологического Олимпа, но также недоступны для развития навыков конструктора. Слишком дороги в эксплуатации и слишком «шифруются» тамошние тренера-механики. Ну сие и понятно, это их хлеб. В общем, средневековые цеховые мастера. Небожители. Элитарный класс в общем то. Тоже «стандарт» и превратился в гонку технологий*. Шасси отстраивают, но до настроек шасси любителям долгий путь наката года в три.
Эти категории картов А и С, обусловили и соответствующий контингент. Бюджетники и «богатые буратино». Но, поскольку усилиями либерал-демократов у нас появился так называемый средний класс, со своими подклассами, то для него не оказалось доступных картов. Бюджетных по затратам и быстрых почти как «спортивные», и развивающих навыки начального конструирования.
Решение нашлось быстро. Многие продвинутые картинг секции начали устанавливать моторы с прокатных картов на спортивные шасси. Они были достаточно дешевые и позволяли ездить, ездить, ездить…тренироваться то есть. Можно было делать то да се с мотором, шасси, в общем самореализоваться, что запрещалось ранее номенклатурой при совке, а теперь различными картинговыми комитетами метрополии.
(ну. При совке это понятно, держать и не пущать. Сейчас москвабаду выгодно чтобы вы покупали дорогие заграничные карты и деталюшки. Ничего личного. Только бизнес).
Однако средний класс ответил метрополии парадом региональных суверенитетов, и стал вводить свои типы картов. Так, одним из них, появился так называемый эрзац карт, он же карт переходного типа, он же категория В полупрофи, сделанный по простой «обходной» технологии, -я его слепила из того что было……
(Вот если бы от Иван Иваныча взять нос, а от Сергей Петровича усы, то очень даже ничего). И пипл  стал ставить на «спортивные» шасси беу, моторы Хонда с прокатных картов, и вскоре появившиеся, весьма дешевые Лифан, каковые вытеснили дорогие Хонды (сравните 40-50 тысяч Хонда 200. против 9-10 тысяч Лифана 168Ф-2).
Как оказалось, «средний» класс в принципе своем домосед и, если выезжает, то километров на 200 максимум. Как то «в лом» ему, среднему классу, переться за тысячи км, приобретать комплект шин Вега Мини за 20 тыров на одну, ну две гонки с сомнительным результатом, менять поршни на Парилле каждые 6-8 часов.(две недели по три часовых тренировки), мазать цепь дорогущей смазкой каждые 15 минут. Потом обслуживать час-полтора после тренировок.
 Гораздо проще ездить на прокатном или, если уж приперла необходимость «очучения» скорости, то и на эрзац-карте, каковой, как выяснилось, обладает примерно равными ТТХ со спортивными.
Куда легче обойтись маслом «отработкой» на цепь шагом 12,7 на эрзац карте. Не забыть посмотреть есть масло в картере Лифана вообще. А беу резину Веги Мини можно заездить до нитей корда. А после тренировки карт запиннуть под П образную подставку.
Сложив нормальную житейскую экономику обывателя, его жлобское желание не вкладываться много, стремление сидеть дома, сопоставив ТТХ картов категорий А и В (прокат и эрзац карт), выяснили «практиш гут»ом, что для проката подойдет как трасса длинной 150 -220 на площадке 60-60, так и уполовиненная трасса нормальной длинны 665. Для категории В соответственно полноценная трасса длинной 665.
Как оказалось, оба компонента трасса 665 и площадка 60-60 имеются. Весна в этом годе (2023) выдалась ранняя, и площадка освободилась на недели три раньше от снега и льда. А вот «большая» трасса таяла долго, да и готовить ее к эксплуатации проблема.
Имеющиеся у нас варианты трасс площадки прошлого года, для категории А (прокатные), немного не устраивали в летнем исполнении, где была «нехорошая связка» в виде эсок с малыми радиусами. Естественно, образовывался «затык» и трасса хоть в остальных местах и была ходовая, но эта ложка дегтя все портила.
И вот решили попробовать зимний «облегченный» вариант трассы, с тремя радиусами под 7 метров по внутренней и одним большим ходовым 18. Туда мы выпускали и прокатные и эрзац карты, числом 13. И было это хорошо. Получилось 3 левых и один правый при движении против часовой. Как оказалось, оптимальное решение. Трасса позволяет хороший скоростной режим. Нет затыков. У прокатных картов правая сторона перетяжелена редуктором, и при правом повороте карт «тащит», из-за того, что вал не приподнимается,  однако при левом минус переходит в плюс, мотор с редуктором это упор.  ( Радиус 7 это необходимость чистки Камазом с отвалом, ну и заливки снега водой.)
Трасса разместилась на участке 60х60 метров. Углом прикрывают стены гаражных обществ. От стен выделено 2 метра под покрышки и прочие картблоки. Ширина ходовых участков 8 метров. Между потоками 2 метра, в расчете на то, что между двух рядов картблоков будет связка покрышек. Первый радиус мы отметили исходя от стен гаражей №1 и №2. 2 метра+8 метров+7 метров внутреннего радиуса одновременно отметили и внешний 7+8 и 7+8+2 (барьерное пространство). Получился хороший загиб на 220 (примерно) градусов. Второй радиус сделали правее.отступив 22-25 метров. Учитывая, что между потоками мы оставляем 2 метра (две линии картблоков и связка шин, то от стенки №1 отступили на 2 метра больше. Радиус такой же=7/15/17/25 (здесь «ходовой» поворот. И ширину трассы можно сделать не 8 а например 9 метров в зоне сноса.(для Хонды 270 с резиной тип Дако весьма актуально. Длинна полукруга 60 метров. Скорость 51. Прокатные УЖЕ сносит вправо, хоть и на правой стороне двгатель с редуктором.
Разметка довольно проста, нужна длинная рулетка метров на 50, сойдет и с матерчатой лентой, напарник и мел. Очень хорошо помогает курвиметр, штукенция с колесиком, что обычно применяется дорожниками. Первый реперный центр радиус отмеряем от стен (2+8+7=17 метров от обоих с угла) и начинаем разметку 7+8+2+8 (барьер) и так далее. Далее второй реперцентр радиус. Он смещен от стены на 2 метра дальше и от центра №1 на 22-25 метров. он имеет больше радиусов 7+8+2+8(9) так как является и правым вторым и одновременно центром четвертого ходового. Соединяем участки длинной веревкой по сопряжениям (должно получиться ровно, внутренняя полоса должна сойтись с наружной репер центра №1 (радиус 7+8+2=17) и далее переходим к репер центру №3. Здесь можно оттолкнуться от внешней линии трассы От стены гаражного общества №2 также отходим на 17 метров и тот же радиус 7, хотя можно и меньше для разнообразия. Например 5 метров. Тогда от стены 2+8+5+8. Остается соединить линиями фигуры и выставить картблоки (или покрышки).
Получилась та же «зимняя» трасса для прокатных, сиречь категория А. и вот она то и весьма удивила. Своей технологичностью. В раннем «летнем» варианте вместо радиуса №3 =5 метров была «связка эска из трех радиусов по три метра. Трасса смещалась метров на 10 вниз и образовывался этакий изгиб нехорошо проецирующийся на здание. Этот то изгиб мы и постарались убрать избавившись от «аппендицита» связки внизу.
В чем ее технологичность? Казалось бы, весьма наипростейшая трасса. Три радиуса малых на 7, 4 прямых22-25, один радиус ходовой на 18. Длинна 242 по середине, реальная по траектории 221. Однако, как показала практика, на ней надо уметь ездить. Вроде и радиуса нормальные. Но тут сразу видно кто как едет. По показаниям майхрона видно как максималку так и скорость в повороте. Сравните 39/25 и 39/30.
То есть, первым плюсом трассы было то, что тренеру очень удобно отслеживать всех. Видно ТТХ и карта и пилота.(что затруднительно на «большой» трассе)
Вторым бонусом стала весьма активная рулежка. У 270ки поворот руля каждые 2-3 секунды. У 200ки 2-4 секунды. О чем это говорит? Об очень интенсивной моторике. Это очень важно и вот почему.
Кто ездил зимой знает, КАК трудно избавиться от рефлексов зимника на асфальте. Иногда полтора месяца уходит на большой трассе. Но там нет интенсивности малой. Таким образом получается, что применяем методику из физкультуры. Очень быстрые движения и моторика меняется за пару недель.
Очень хорошо видно кто «засаживает» на выходе. Для этого и радиуса 7 и 5. Если радиус 3 это однозначно затык, и рулежки не видно, то радиус 5 вроде как и малый, но не затык уже и требует своей траектории выхода. (распускания карта).
Сразу видно кто устает. Некоторые буквально на 6-7 круге «блица». Их видно по тому КАК они с трудом удерживают карт (он стремится к внешке).
Кроме этого, малая трасса прекрасное упражнение на монотонность (попробуйте отмотать 40-60 кругов в интенсивном режиме нагружая мышцы рук  и ног каждые 3 секунды). Сам круг мал, время 21,5 среднестатистическое.
Еще одним бонусом малой трассы на площадке 60х60 стала возможность отследить ТТХ картов. Например, из 4х 200ток,  3 Римо хонда 200 (база 970) с довольно жесткой рамой и 1 Патриот Хонда 160 базой 1030 с рамой помягче. Если Римо имеют время 21,5, то Патриот отстает на 0,5-0,8 секуды при равной максималке и равной в повороте.
Почему? Длинная база и «мягкая» шасси для ходовых поворотов, малые радиуса несколько проблематичны. То есть, эта тачка требует ходового стиля, ну и конечно же режима, ибо 40 недостающих кубиков имеют значение, для рывка например. Десятка там там там, плюс «засаживание» вот тебе и полсека. Надо отметить, что не каждый уже даже накатанный пилот способен справится с Патриотом. Из группы 15 мелких, только пара въехали в 22,00.  Карты Римо могут себе позволить некоторое скольжение, база то короче на 60мм, и жестче.
Таким образом малая трасса еще и превосходный тестовый полигон. Известны показатели ТТХ картов и соответственно алга товарищи. По хронометражу и занятым местам в блицтурнире выявляется и лучший на этот день.(тренировку).
Блицтурнир.
Ширина трассы позволяет стартовать 4 картам. Каждый заезд пилот меняется картом с другим. Получается таблица 4х. Это позволяет отследить и то, как стартует карт, и как пилот. Ну и вождение с тактикой. Соответственно выявляется и наилучший по сумме баллов карт и кому он наиболее подходит по эргономике.
Данные заносятся на маркерную доску и занятые места обозначаются точками. Как правило в блиц турнире хронометраж уже не отмечается, нет времени на глушение карта, нажатие кнопки майхрона, запись результата, хотя секундомер никто не отменял. (блиц это как в шахматах, быстро быстро. Одна четверка, другая…
Совместные тренировки
Еще один приятный бонус малой трассы. Встречи с новичками и опытными пилотами. Новичок мало того что не умеет грамотно ездить, так еще и непредсказуемый, кто его знает куда повернет. От повреждений спасает каркас из труб.
Также можно добавить и пару 270ток. «ходовой»радиус специально спроектирован пошире, чтобы 270ка обогнала по внешке. (ее скорость 51 против 40 у 200. А УТК2, такая же 270 без каркаса но с хорошей «спортивной» резиной и быстрым соотношением имеет скорость (на малой) 60. (ей негде попросту разогнаться, прямая всего ничего=25 метров).
Таким образом малая трасса зимней конфигурации является великолепным средством восстановления «летних» навыков, причем на обычных прокатных картах (УТК1 А0-2 в нашей классификации). Причем за короткое время.
Также позволяет отследить готовность спортсменов для перехода на УТК3 (эрзац карт) а он достаточно быстрый. Тут то как раз все просто, 4 карта УТК1. Их наилучшие времена известны, как сумеешь повторить все четыре, то может быть…Почему?
А тактика? Для этого второй этап допуска -блиц турнир. Кто как себя ведет в «толпе». Таким образом получается, что резко возрастает роль обычного учебного карта категории А. (прокатного).
Существуют ли другие варианты?
Да. Для, например, заезда в обратную сторону уже нанесена на миллиметровку новая, более сложная трасса. Причем с возможностью старта как по часовой, так и против. Дело в том, что малая простая трасса имеет один недостаток при использовании 270ки при движении по часовой (обычно против часовой). Левый (теперь) ходовой поворот чреват скольжением УТК1Х270 на резине тип Дако (Мега).  Хоть и барьеры есть но от греха подальше. А вот 200ки вполне себе держатся на трассе при любом направлении. Их скорость до 40.
Новая трасса в виде буквы V c небольшим «сердечком» U внутри. Прямые линии по 27 и 37 метров позволяют организовать массовый старт, причем можно экспериментировать с направлением. Опасного выноса нет.